Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что в настоящее время не существует действенной комплексной методики борьбы с формированием личности преступника в неблагополучных семьях. В рамках существующей профилактики и борьбы с преступностью очень незначительную роль занимает противодействие девиантному поведению внутри семьи и ограждение несовершеннолетних от деструктивной модели поведения своих ближайших родственников, что влечет за собой увеличение вероятности появления криминального элемента в лице повзрослевшего члена семьи.
Ключевые слова: семья, деструктивная семья, семейное неблагополучие, личность преступника, криминогенные факторы, Российская Федерация.
The relevance of the topic under study is due to the fact that at present there is no effective comprehensive methodology for combating the formation of the personality of a criminal in dysfunctional families. Within the framework of the existing prevention and fight against crime, a very insignificant role is occupied by counteracting deviant behavior within the family and protecting minors from the destructive behavior of their closest relatives, which entails an increase in the likelihood of a criminal element appearing in the person of an adult family member.
Keywords: family, destructive family, family trouble, the identity of the perpetrator, criminogenic factors, Russian Federation.
Личность преступника формируется целым рядом условий и факторов, сопровождающих индивида на протяжении всей жизни. Однако, наибольшее негативное влияние может распространяться на уровне семейных взаимоотношений, где члены семьи, своим активным участием, дают пример ценностных установок и жизненных ориентиров.
Под личностью преступника понимается совокупность ее социально значимых негативных свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями (ситуацией) на преступное поведение. [1, с. 186]
Основополагающие факторы становления личности преступника в семье представлены следующим образом:
— дефектное семейное воспитание;
— пробелы системы образования;
— неспособность мирного способа разрешения конфликтных ситуаций;
— злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами;
— психические аномалии, влияющие на моральные установки и ценностные ориентиры;
— аморальное поведение жертв семейно-бытового насилия;
— отсутствие надлежащего материального достатка в семье;
— наличие проблематики в области реагирования правоохранительных органов на сообщения о бытовых конфликтах.
Следует отметить, что большинство лиц, осужденных за совершение бытовых преступлений, формировались в точно таких же условиях взаимного уничижения и криминогенной атмосферы. Таким образом устанавливается круговая порука, те кто воспитывался и рос в условиях семейно-бытовой преступности сами воспроизводят похожие условия в своей нынешней семье, считая их общепринятыми и соответствующими их маргинальным ценностям.
Также, на фоне постоянного неблагополучия, выраженного посредством ссор и драк, оскорблений и других стрессовых ситуаций у потенциальных преступников наблюдается эмоциональный дисбаланс и нарушение психики.
Не существует четко определенного понятия «неблагополучная семья», вместо этого принято употреблять такие синонимы как: дисфункциональная семья, деструктивная семья и так далее. Однако, обладая совокупной информацией по каждому из этих понятий можно сделать вывод что неблагополучная семья, — это семья, в которой процесс социального взаимодействия и функционирования имеет устойчивую дефективную направленность по отношению к социуму, выраженный посредством безответственного отношения к родительским, попечительским и иным обязанностям.
На протяжении нескольких лет в Российской Федерации отмечается тенденция на возрастание удельного веса преступлений, совершаемых в семейно-бытовой сфере, являющихся признаком семейного неблагополучия. Это обусловлено целым рядом причин, выраженных в виде социально-экономического положения населения. Безработица, употребление спиртных напитков и наркотиков, безусловно, отягощают ситуацию, превращая семейно-бытовую преступность в проблему государственного масштаба. Физическое и психологическое насилие не только является деструктивными взаимоотношениями в социуме, но и также повышает вероятность обогащения окружающей среды криминальными элементами, благодаря чему повышается возможность становления личности преступника на ранних этапах формирования личности.
К правонарушениям, совершенным в сфере семейно-бытовых отношений, относятся противоправные деяния, посягающие на жизнь и здоровье, личную свободу, честь и достоинство людей, общественный порядок, в основе которых лежат неприязненные взаимоотношения либо внезапно возникшие конфликты между близкими родственниками, членами семьи. [2]
Для начала, необходимо понять как институт семьи формирует общие ценности и дает направление развития в сторону девиантного поведения в обществе со стороны ее членов.
Институт семьи всегда являлся благодатной почвой для различного рода исследований. Тому причиной служит её первоначальные функции по социализации и взаимодействию с обществом, которые имеют огромное значение, в первую очередь, для самих членов семьи. Таким образом семья выступает в качестве некого фильтра или же катализатора общественных отношений, влияющих на формирование личности ребенка.
Процесс формирования личности преступника имеет длительный характер, однако самые важные и первостепенные конъектуры прививаются на стадии взросления индивида.
Общее отрицательное воздействие семьи выявляется в стереотипах жестокости, в присутствии в семье лиц, привлекавшихся не только к административной, но и уголовной ответственности, в том числе и нанесении физического или психологического ущерба членам семьи. Имеют место быть случаи, когда у ребенка прослеживаются правильные жизненные установки и ориентиры, однако под воздействием неблагополучной семьи происходят метаморфозы в дегенеративное русло, проявляемое в лице: пренебрежительного отношения к нравственным и правовым запретам, образцов противоправного поведения, преступной деятельности.
Существуют объективные и субъективные обстоятельства, способствующие формированию личности преступника в подсознании ребенка. К таковым можно причислить:
— бытовое насилие;
— неполная семья;
— отсутствие взаимопонимания;
— нравственно-педагогическая позиция семьи.
К нравственно-педагогической ущербности этого типа социальной микросреды относятся и случаи, когда члены семьи совершают преступления, иные противоправные деяния, аморальные поступки, не предпринимая попыток прямого вовлечения других ее членов в антиобщественную деятельность. Примерно в 30 % случаев лица, ставшие преступниками, воспитывались в семьях, где они сталкивались с постоянным отрицательным примером родителей — систематическими пьянками, проявлением жестокости, развратным поведением родителей или лиц, их заменяющих, и так далее. [3, с. 92]
Предупреждение семейного неблагополучия со стороны государства разделяется на два направления.
Одно из них представлено в виде социальной помощи и защиты, основными задачами которой является повышение уровня жизни каждой отдельно взятой семьи, финансово-материальная поддержка, пропаганда здоровых взаимоотношений. Для этого предусмотрены различные социальные фонды, оказывающие финансовую поддержку, в том числе: выплаты по беременности, по уходу за ребенком, материнский капитал и так далее. Прежде всего, это помогает получить должное образование и место жительства, что в значительной мере уменьшает шансы на проявление криминогенных наклонностей в семье. Далее, имеется ряд организаций, помогающих в трудоустройстве и социализации неблагополучных семей, существуют соцработники, социальные педагоги, психологи и иные кадры, призванные следить за психологическим здоровьем семьи.
На данный момент существует около 30 социальных гостиниц для женщин с несовершеннолетними детьми, 34 кризисных центра и втрое большее количество кризисных отделений. Они выполняют функции структурных подразделений социального обслуживания населения, где каждый гражданин имеет право на получение квалифицированной помощи.
Вторым направлением по предупреждению и профилактики семейного неблагополучия выступает правоохранительные органы. К примеру, наиболее ответственную работу проводят службы участковых уполномоченных полиции, которые, совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних, проводят следующие мероприятия:
— создание паспортов наиболее криминогенных локаций с указанием адресов и сопутствующих данных;
— проведение проверок сохранности гражданского огнестрельного оружия;
— выступление в СМИ по вопросам профилактики семейно-бытового насилия с разъяснением действующего законодательства;
— проведение комплексных профилактических мероприятий и так далее.
Также, существуют специальные меры по предупреждению насилия в семье, являющиеся определенными формами реагирования органов внутренних дел на осуществление такого рода насилия. Прежде всего, они представлены следующим образом:
— незамедлительное устранение угрозы жизни и здоровью лица, а также других членов семьи, пострадавших от насилия внутри семьи;
— задержание виновного лица и пресечение его попыток на совершение новых эпизодов семейного насилия;
— привлечение виновного лица к уголовной или административной ответственности;
— помещение лица, пострадавшего лица в безопасное место или убежище с его согласия, в том случае, если имеется угроза его жизни и здоровью.
Прежде всего, следует понимать первоначальную природу криминогенных факторов на пути становления личности преступника. Они существуют по вполне объективным причинам, их можно отследить, принять соответствующие меры и ликвидировать еще до того момента, как они принесут непоправимый ущерб обществу.
В качестве мер противодействия семейному неблагополучию, являющимся одни из таких факторов, зачастую требуется лишь два узконаправленных, но одновременно с этим и самых эффективных метода, а именно:
— повышение уровня жизни населения;
— пропаганда здоровых общественных отношений как внутри семьи, так и за ее пределами.
С первым методом государственная политика справляется более чем хорошо. Так как существует целых ряд различных фондов, основной задачей которых является материальная помощь семье, попавшей в затруднительное положение. Имеют место быть бюджетные места как на воспитание детей, так и на их обучение, трудоустройство членов семьи, социализация и так далее. Однако, следует учесть, что выдача материальной помощи, это еще не гарант того, что ей распределятся правильно сами лица, получающие помощь. Несмотря на целевой характер выдаваемых средств, граждане находят пробелы в законодательстве для использования в личных целях, которые далеко не всегда совпадают с улучшением качества жизни отдельно взятой семьи. Из чего следует необходимость по ужесточению контроля за эффективностью расходования и распределения материальной помощи.
Второй метод имеет превалирующие значение, так как он влияет на становление правильных морально-этических установок, препятствующих самой идеи о противоправных действиях, как недопустимых или аморальных. На пути к успешной реализации данного метода стоит отсутствие единой, то есть комплексной и консолидированной деятельности субъектов профилактической работы. Безусловно, существуют программы по пропаганде здоровых отношений в средствах массовой информации, однако нельзя с уверенностью сказать, что они имеют комплексный характер. В целях чего рекомендуется внедрение законодательных инициатив по расширению и углублению пропаганды здоровых отношений на территории Российской Федерации.
Противодействие семейному неблагополучию как условию формирования личности преступника должно включать в себя не только экономическую, но и также социальную поддержку семьи, целью которой является развитие антикриминогенных факторов.
Литература:
- Шиханцов Г. Г. Криминология. Учебное пособие // Под ред. Кукушкина Е. Е., Минск, Изд. 2006. — 186с.
- Ильина Г. А. Бытовая преступность: стороны конфликта, причины, ответственность. Новостной блок комиссии по профилактике правонарушений. 2022г. [Электронный ресурс]: https://www.admrad.ru/bytovaja-prestupnost-storony-konflikta-prichiny-otvetstvennost-2/
- Алауханов Е. О. Криминология. Учебное пособие // 2-е изд., доп. под ред. Меньшакова И. С., М., 2022г. — 92с.