На сегодняшний день сфера образования имеет возможность оказывать влияние на духовные и нравственные приоритеты личности, поэтому стратегия стабильного общественного развития в XXI веке является основной целью современного образовательного процесса.
Современное не только дает человеку профессиональные умения и навыки, но и повышает его интеллектуальный и культурный уровень.
Уровень и темпы совершенствования знаний, технологий, экологической составляющей, социально-экономических и политических отношений стали столь стремительными и привели на лидирующих векторах науки и техники к быстрому устареванию знаний, получаемых профессиональных навыков и компетенций в течение коротких 3-4 лет. Столь быстрая динамика отражает уровень развития современного общества.
Осуществляется поэтапная замена направленности образования от узкой специализации – к подготовке квалифицированного специалиста широкого профиля.
Как следствие появляется необходимость перехода к непрерывному образованию, которое станет основой жизни человека в изменяющейся реальности; формированию личности специалиста на основе проблемного, универсального, энциклопедического образования.
В условиях интенсивного развития мирового сообщества образование становится основой развития экономики государства и региона. Наличие имеющегося потенциала кадров, применение системы непрерывного образования, служит главным фактором устойчивого развития экономической и социальной систем регионов в свете перехода на инновационную модель экономики.
На сегодняшний день профессиональные знания предшествуют практической деятельности человека, а общекультурные позволяют ему постоянно развиваться, работать над собой. Общество не понимающее этого, или не желающие воспринять это как существующую реальность, никогда не смогут занять лидирующего места в своем социально-экономическом развитии.
Следовательно, управление регионом предполагает повышение качества жизни населения за счет формирования необходимых условий для непрерывного образования трудоспособного населения. Основополагающий фактор формирования и развития нематериальных активов как основы инновационной экономики – это система образования и науки выступающей в качестве элемента социальной инфраструктуры региона.
Инфраструктура имеет межотраслевой характер и предназначена для выполнения интеграционной функции между отраслями производства, регионами и государствами, таким образом, она непосредственно не создает материальных благ, а обеспечивает эффективность производства в регионе в целом и в отдельных отраслях экономики. Так же, уровень инфраструктуры влияет на создание имиджа территории.
Каждый субъект РФ исходя из особенностей развития имеющегося образовательного пространства формирует собственную систему развития образования.версию развития образования. Руководители образования федерального уровня заинтересованы в усилении так называемой «властной вертикали» и контроле над происходящими процессами. Такие рычаги управления, как государственные образовательные стандарты, базисный учебный план и учебники, не гарантируют еще сохранения единого образовательного пространства. Именно на этом уровне остро осознаётся разрыв затратами на создание системы образования и ее социально – экономической эффективностью.
Хотя Россия обладает достаточно развитой системой профессионального образования, становление инновационной экономики требует новых подходов к формам и методам управления ею.
Значимость образования с экономической точки зрения можно охарактеризовать как подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности в соответствии с потребностями общества и спросом на кадры соответствующей квалификации.
Решение проблемы в части подготовки нужных экономике специалистов возможно только при непосредственном взаимодействии учебных заведений и предприятий. Для этого необходимо сформировать систему, при которой работодатель будет влиять структуру подготовки специалистов и заказывать выпускников, обладающих знаниями, позволяющими работать на конкретном предприятии, а учебное заведение получает базу для практической подготовки своих студентов.
Данное взаимодействие поможет выявить перспективную составляющую в работе учебного заведения и создать на предприятии трудовой коллектив, позволяющий реализовывать поставленные перед ним задачи.
Это даст учебному заведению возможность проследить за изменяющимися требованиями работодателей в различных отраслях к будущим работникам и оперативно корректировать образовательные программы, это в свою очередь, будет способствовать повышению его конкурентоспособности. При этом у работодателей появляется возможность влиять на учебный процесс и получать специалистов, подготовленных по «специальному заказу».
Современные учебные заведения, особенно подготавливающие специалистов в экономической сфере, должны своевременно реагировать на требования рынка, четко ориентироваться в потребностях экономики.
В целом, обучение в современном обществе основывается на внедрении фундаментальной науки непосредственно в учебный процесс и производство. На данный момент в бизнес-среде необходим кардинально новый работник – мобильный, компетентный специалист, способный решать проблемные, многоходовые задачи и находить оптимальные решения. Для дальнейшего обеспечения высоких темпов роста экономически устойчивого развития регионов и государства в целом, перевода на качественно новые стандарты образования.
Из всего вышесказанного следует, что требования к повышению конкурентоспособности экономики в современных сложных экономических условиях предъявляют новые требования к образовательной политике государства и региона.
Надо понимать, что основа социально – экономического развития любого общества это человеческая деятельность, позволяющая, в частности, преобразовывать в экономической системе первичные сырье и материалы в необходимые для цивилизованной жизни блага и ресурсы.
Литература:
1. Парахонский, А.П. Качество высшего образования – ключевой фактор устойчивого развития общества/ А.П. Парахонский // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 5 – С. 98.
2. Лозовецкая, В.Т. Образование через всю жизнь: становление и развитие непрерывного образования в рамках единого образовательного пространства Евразийского экономического сообщества. – СПб.: Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества ЛГУ им. А.С. Пушкина, Центр интеграции образования Мин. образования и науки РФ, Международный центр обучающих систем ЮНЕСКО, 2004.
3. Ломакина, Т.Ю. Формирование компетентности специалиста в современных социально-экономических условиях. – СПб.: Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества ЛГУ им. А.С. Пушкина, Центр интеграции образования Мин. образования и науки РФ, Международный центр обучающих систем ЮНЕСКО, 2004.
4. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
5. Кильдюшкина, И.Г. Инновационные подходы к развитию экономики на региональном уровне / И.Г. Кильдюшкина// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 1. - С. 116-124.