Проблема трудоустройства всегда стояла и стоит остро в рыночной экономической системе современной России. Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», молодежь, молодые граждане — социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), имеющих гражданство Российской Федерации. [1] Данная категория населения является трудовым ресурсом нашей страны, но именно молодежь на современном рынке труда относится к «группе риска». Молодые люди сталкиваются с различными проблемами, связанных с нестабильностью рынка труда, недостатком опыта и знаний, с низкой оплатой труда, с дисбалансом спроса и предложения.
Проблемный вопрос о трудоустройстве и занятости молодежи, который особенно сложен в регионах, имеющих низкий уровень социально-экономического развития субъекта. Необходимость решения данной проблемы важна для трудоустройства молодежи. Для этого представляется актуальным исследование проблемы молодежного предпринимательства как способа решения проблемы трудоустройства молодых людей.
По данным Министерства финансов уровень безработицы должна вырасти к 2023 году до 6,6 процента с прошлогодних 5,8 %. [2] А по данным Росстата, безработица среди молодых людей 15–19 лет составляет уже 27,2 процента, то есть выше среднего в четыре с лишним раза. Из постоянно работающих в этой возрастной группе почти половина задействованы в неформальном секторе. Это свидетельствует, что компании слабо заинтересованы трудоустраивать подростков. По статистике более 38 процентов выпускников колледжей не имеют работы, по крайней мере, связанной с полученной профессией [3].
Рассмотрим последствия безработицы, которые стали проявляться в последние годы по данным Росстата на 2021 год. (3) В результате НТП растет официальная, в большей степени, скрытая безработица. Уровень безработицы в начале 2021 г. составил 5,9 %, а уровень занятости населения — 58,5 %.
Невостребованность на рынке труда, чувство ненужности толкает подростков в криминальные сферы: по данным СК, за 11 месяцев 2021 года направлено в суд 7 761 уголовное дело о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. И другая проблема — это попытки суицида. За первую половину 2021 года в стране было зафиксировано 3 064 попытки самоубийств и завершенных суицида, это на 43 процента больше, чем в 2020-м . Очевидно, что ситуация требует решительных совместных действий государства и бизнеса. [4]
Исследования показывают, что поиск работы у выпускников российских вузов и организаций среднего профессионального образования осуществляется следующими путями: — через знакомых (31 % безработных выпускников); — объявления в сети Интернет или СМИ (29 %); — непосредственное обращение к работодателю (19 %); — обращение в государственную службу занятости [5]
Очевидно, что ситуация требует решительных совместных действий государства и бизнеса.
При трудоустройстве молодежь испытывает следующие основные проблемы, выделенные М. А. Шаова, Л. Т. Елеевым, Л. Х. Гукетловой:
1) недостаток информации о реальной ситуации на рынке труда;
2) незнание требований работодателей и несоответствие им;
3) неумение правильно составить резюме и представить себя лично (слабые навыки самопрезентации и делового общения с работодателем);
4) нет навыков поиска работы;
5) незнание правил поведения на рынке труда и информации о каналах и путях поиска работы;
6) зачастую завышенная самооценка и стремление быстро осуществить свои замыслы (хотят получить «все и сразу»);
7) серьезная конкуренция на рынке труда;
8) разочарование и неуверенность в себе [6]
Я считаю, что развитие молодежного предпринимательства поможет решить данную проблему. Предпринимательство объединяет в одно целое желание молодых людей, их профессиональные цели, желание работать на себя и самому определять свое занятие.
В результате обсуждения проблемы влияния бизнеса на занятость молодежи ученые и политики объединились вокруг двух различных путей, посредством которых предпринимательство может решить проблему занятости молодежи:
1) подход через рост числа рабочих мест: предпринимательство в целом как двигатель экономического роста и создания рабочих мест для молодежи.
2) подход как обеспечение молодежи средств к существованию и получению производительной занятости и направления к саморазвитию. [7] На мой взгляд, молодых людей мотивирует экономический аспект предпринимательства- прибыль, а также социальный –инновации. Поэтому необходимо привлекать ее в сферы ИКТ, науки и техники, здравоохранения и менеджмента. Конечно, это зависит от образования и других социальных «лифтов», таких как семья, опыт работы и государственной помощи.
Для решения проблемы молодежной безработицы необходимо участие государства:
1) принять законодательство, которое бы закрепило понятие «молодой предприниматель» и регламентировало бы его деятельность;
2) внедрять в образовательные программы дисциплины по предпринимательской деятельности и различные мероприятия по предпринимательству;
3) проводить тренинги для молодых предпринимателей;
4) организовывать встречи с действующими предпринимателями;
5) проводить мероприятия на различных уровнях власти для получения грантов для реализации проектов в наиболее перспективных для развития страны сферах;
6) снизить бюрократические преграды для молодежи при открытии своего дела;
7) вводить налоговые льготы для молодых предпринимателей;
8) увеличить информацию для молодежного бизнес-планирования;
9) предоставлять льготы при кредитовании молодых предпринимателей;
Что же для молодежного предпринимательства делается у нас в РХ, г. Абакане и в учебном учреждении ГБПОУ РХ «Абаканский строительный техникум?
Внедряется программа «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Молодежь Хакасии»», на основании Постановления Правительства РХ от 28 октября 2014 года N 546 (с изменениями на 21 декабря 2022 года). Цель проекта: создание условий для полноценного и гармоничного формирования мировоззрения, социальной ответственности и жизненных ценностей молодежи, достижения ее экономической независимости и вовлечение молодежи в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь Республики Хакасия. Сроки реализации государственной программы: 2021–2026 годы. Объемы финансирования государственной программы: 118872,0 тыс. рублей, из них республиканский бюджет Республики Хакасия — 114037,0 тыс. рублей, федеральный бюджет — 4835,0 тыс. рублей. В том числе: 2021 год — 18237,0 тыс. рублей;2022 год — 26795,0 тыс. рублей, из них республиканский бюджет Республики Хакасия — 21960,0 тыс. рублей, федеральный бюджет — 4835,0 тыс. рублей; 2023 год — 18460,0 тыс. рублей; 2024 год — 18460,0 тыс. рублей; 2025 год — 18460,0 тыс. рублей; 2026 год — 18460,0 тыс. рублей
Конечные результаты государственной программы: увеличение доли молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, задействованных в мероприятиях, направленных на социализацию (международные контакты, гражданственность, толерантность, творчество, добровольчество, спорт), до 32 %; увеличение доли молодежи, участвующей в мероприятиях по патриотическому воспитанию, до 70 %;повышение роли и участия добровольческой (волонтерской) деятельности в решении социальных проблем и развитии гражданского общества до 18 %. [8].
Подпрограмма «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы в городе Абакане». Цель Подпрограммы: создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) и поддержка предпринимательской инициативы в городе Абакане. Срок реализации Подпрограммы 2021–2030 годы.
Состояние и характеристика задач, решаемых в рамках Подпрограммы
Общее количество субъектов МСП в городе Абакане на 01.01.2020 составило 9822 единицы, из них 6339 индивидуальных предпринимателей, 3483 юридических лиц.
В целом в 2019 г. наблюдались негативные тенденции развития сектора МСП, связанные с повышением ставки НДС, введением онлайн-касс и почти нулевым ростом доходов населения. В 2020 г. негативное влияние на развитие МСП окажут околонулевой экономический рост и пандемия коронавируса, уже приведшая к значительному падению спроса, особенно в секторе общественного питания, туризме и сфере развлечений. Предполагается существенное сокращение результатов работы МСП по сравнению с 2019 годом.
В вышеуказанных реалиях поддержка МСП на всех уровнях государственного управления становится особенно актуальна и жизненно необходима для устойчивого развития экономики города.
С 01.07.2020 на территории Республики Хакасия введен специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее — самозанятые граждане), вправе обращаться в органы муниципальной власти за получением поддержки. Данная категория является новым направлением в работе Администрации города Абакана. Самозанятые граждане имеют право на получение всех видов поддержки, предусмотренных данной Подпрограммой, наравне с субъектами МСП.
На уровне Российской Федерации в целях поддержки МСП с 2018 года реализуется Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
В рамках реализации Национального проекта приняты и реализуются федеральные и региональные проекты:
— «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»;
— «Популяризация предпринимательства»;
— «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному кредитованию»;
— «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»;
— «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности».
На сегодняшний день в Республике Хакасия поддержка субъектов МСП представлена Центром Мой бизнес — это место, где предприниматели, а также те, кто планирует открыть и развить свой бизнес, в том числе и молодые предприниматели могут найти всю необходимую информацию и получить нужные услуги для осуществления предпринимательской деятельности. Центр Мой бизнес позволяет в одном месте получить услуги:
— Фонда развития Хакасии. Фонд создан в целях содействия инвестиционному развитию республики, поддержки субъектов МСП на территории Республики Хакасия, в том числе при осуществлении экспортной деятельности, а также выполнения функций единого органа управления организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП;
— Некоммерческой организации «Гарантийный фонд Республики Хакасия». Предметом деятельности Фонда является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и т. п.) субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП;
— Уполномоченного по защите прав предпринимателей. В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» с 2013 года в Республике Хакасия действует Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия. С 2014 года по рекомендации Совета предпринимателей при Администрации города Абакана назначен общественный помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Хакасия в городе Абакане.
В инфраструктуру поддержки субъектов МСП в городе Абакане входит Некоммерческая организация «Муниципальный фонд развития предпринимательства», оказывающая услуги консультационной и методической помощи субъектам предпринимательской деятельности и предоставляющая организациям и предпринимателям услуги по разработке инвестиционных проектов, бизнес-планов, ведению бухгалтерского учета.
При Администрации города Абакана действует Совет предпринимателей, основной целью которого является координация деятельности структурных подразделений Администрации города Абакана и субъектов предпринимательства для решения социально-экономических проблем города по вопросам поддержки предпринимательства и содействия его развитию.
Администрацией города Абакана учреждено Общество с ограниченной ответственностью «Муниципальная лизинговая компания», которое предоставляет юридическим лицам и предпринимателям услуги финансовой аренды (лизинга).
Также осуществляет работу Инвестиционный совет Администрации города Абакана, который рассматривает и осуществляет отбор инвестиционных проектов, изучает их значимость и эффективность и принимает решения о возможности осуществления финансовой поддержки.
Для популяризации достижений молодых предпринимателей в различных отраслях экономики города, развития здоровой конкуренции и пропаганды лучших моделей ведения бизнеса Администрацией города Абакана организованы и проводятся традиционные городские конкурсы «Лучший молодой предприниматель» и «Предпринимательский турнир».
Для практического внедрения новых инструментов в управлении бизнес-процессами и повышения квалификации представителей МСП города Абакана проходят регулярные тренинги, семинары и мастер-классы в рамках ежегодных городских мероприятий «Неделя предпринимательства» и «Партнерские встречи». Всего в 2019 году повысили свой профессиональный уровень посредством участия в обучающих мероприятиях 1362 субъекта МСП.
С 2018 года на официальном сайте города Абакана создана и функционирует Книга почета предпринимателей муниципального образования город Абакан.
В условиях финансовой нестабильности приоритетной является задача создания условий для поддержки предпринимательской инициативы, направленная не только на сохранение числа субъектов бизнеса, но и увеличение этого показателя . [9].
Я, являясь экспертом WorldSkills по компетенции «Предпринимательство» подготовила участников IV и V Региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WORLD SKILS RUSSIA). Также подготовила победителей Республиканского конкурса «Создай свой бизнес» в 2022 году среди студентов СПО. Приняла участие в Республиканском конкурсе профессионального мастерства среди мастеров производственного обучения и преподавателей профессионального цикла «Наставник года-2020». В нашем техникуме в рамках ФГОС проводятся занятия по предпринимательской деятельности, а также различные мероприятия в форме игры «Я- молодой предприниматель.
Таким образом, реализация выше названных мероприятий государственной, региональной и муниципальной политики позволит не только решить проблемы в сфере трудоустройства и самозанятости молодежи, развить предпринимательские способности молодежи и финансовый потенциал страны и региона, но и уменьшить уровень безработицы среди населения в возрасте от 15 до 34 лет.
Литература:
- Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
- Министерства финансов. Официальный сайт.
- Росстат. Официальный сайт.
- Следственный комитет Российской Федерации. Официальный сайт.
- Запесоцкий, А. России необходимо предотвратить молодежную безработицу / А. Запесоцкий // Российская газета. — 2021. — 04.02.2021.
- Шаова, М. А. Молодежная безработица как социальная проблема: региональный аспект/ М. А. Шаова, Л. Т. Елеев, Л. Х. Гукетлова // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1
- Панькова, Л. Н. Эффективные стратегии диверсификации в экономике региона и хозяйствующих субъектов / Л. Н. Панькова, О. А. Борис // Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — № 7–8 (41–42). — С. 127–13
- Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов
- Абакан. Официальный портал.