Роль государства в повышении конкурентоспособности экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 11.03.2016

Статья просмотрена: 10387 раз

Библиографическое описание:

Берикболова, У. Д. Роль государства в повышении конкурентоспособности экономики / У. Д. Берикболова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.5 (109.5). — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26859/ (дата обращения: 18.11.2024).



Основой построения конкурентоспособной экономики является широкое внедрение инноваций, участие страны в международном разделении труда. Казахстан активно ведет работу по развитию конкурентоспособной экономики. Последовательно осуществляя меры по углублению реформ, формированию социально ориентированного общества, республика исходит из того факта, что рыночная экономика – это конкурентоспособная экономика.

Как известно, конкуренция является одним из основных элементов рыночной экономики, с помощью которого хозяйствующие субъекты борются за доходы, за свое место в системе производства и потребления. В связи с развитием экономической интеграции и глобализации мирового хозяйства конкуренция захватывает целые страны и региональные блоки. Таким образом, в современных условиях конкурентоспособность проявляется на всех хозяйственных уровнях:

- на индивидуальном уровне (на рынке труда);

- на микроуровне (уровень предприятий);

- на мезоуровне (уровень отраслей и секторов);

- на макроуровне (уровень всей экономики в целом);

- на глобальном уровне (для межстрановых сопоставлений).

Конкурентоспособность любой конкретной страны зависит от способности ее промышленности вводить новшества и модернизироваться. Современный мировой рынок оказывает давление на фирмы, предъявляет жесткие требования к качеству и ассортименту товаров и услуг. Это заставляет предприятия бороться за свои преимущества в международной торговле даже с самыми сильными конкурентами, действующими на мировом рынке. Кроме того, на конкурентоспособность национальных производителей положительное влияние оказывает степень развитости конкуренции внутри страны, требования, предъявляемые потребителями к качеству отечественных товаров и услуг.

В этой связи можно утверждать, что главный из рассмотренных уровней обеспечения конкурентоспособностей – макроэкономический, на котором определяются основные условия функционирования всей хозяйственной системы. За ним по значимости идет мезоуровень, где формируются перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающей группы предприятий. На микроуровне конкурентоспособность как бы обретает свою окончательную, завершающую форму в виде соотношения цены и качества товара. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся предшествующих двух уровнях и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так сравнительные национальные общехозяйственные и отраслевые преимущества.

Конкурентоспособность страны на национальном рынке может существенно отличаться от ее конкурентоспособности на мировом рынке [1]. Действительно отличие определяется многими социально-экономическими факторами, включая неразвитость конкурентной среды и отсутствие транспарентной связи между ее системами, топливно-сырьевым характером экономики.

Мировой опыт показал, что кластерный и инновационные подходы служат основой для конструктивного диалога между представителями предпринимательского сектора и государства. Они позволяют повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе, повышении конкурентоспособности национальных экономик. Государства определяет «правила игры» для участников инновационного процесса. Пространственно процессы конкуренции выражаются в создании глобальных цепочек накопления ценности внутри и между крупными корпорациями, которые взаимодействуют с локальными кластерами или промышленными районами, состоящими преимущественно из малых и средних предприятий. Исследовательские организации являются источником знаний для государства, ТНК, малых и средних предприятий.

В условиях довольно сильного роста конкуренции в мировоммасштабе все более важной становится роль государства в обеспечении конкурентоспособности страны и ее повышении.

Политика государства в разных странах может строиться на различных теоретических и идеологических принципах, но вряд ли возможно добиться существенных сдвигов в повышении конкурентоспособности страны без национальной стратегии экономического роста, повышения возможностей национальной экономики с учетом мирохозяйственных связей.

Государство в странах с развитой рыночной экономикой давно непосредственно участвует не только в правовом регулировании экономики, создании производственной и социальной инфраструктуры, НИОКР и т.д., но и в выработке стратегии политически и стратегически важных фирм вместе с предпринимателями и профсоюзами (автомобильная промышленность, нефтегазовый комплекс, банковская сфера и т.п.).

От экономической политики государства в современных условиях зависит состояние среды, в которой действуют экономические контрагенты, и непродуманные действия государства могут резко снизить конкурентоспособность страны в целом.

В Республике Казахстан государство в целях повышения конкурентоспособности экономики определило две ключевые цели:

- диверсификация экономики и отход от зависимости от нефти и минеральных ресурсов;

- становление Казахстана в качестве полноправного участника мировой экономики посредством принятия международных стандартов в производственном, финансовом и государственном секторах [2].

Для реализации этих целей была разработана государственная стратегия, в основе которой лежат четыре основополагающих принципа:

  1. Предотвращение потери конкурентоспособности путем рационального управления нефтяными доходами и повышения эффективности государственного сектора.
  2. Продвижение конкурентоспособности посредством укрепления потенциала Правительства по выявлению и устранению барьеров для роста бизнеса и частных инвестиций.
  3. Создание основы будущей конкурентоспособности за счет инвестирования в человеческий капитал и базовую инфраструктуру.
  4. Соблюдение экологических пределов экономического роста.

Рис. 1. Изменение рейтинга Казахстана

Примечание – по данным Отчета о глобальной конкурентоспособности 2014-2015 ВЭФ

Глобальный Индекс Конкурентоспособности (ГИК) формируется из 114 показателей, из которых 34 рассчитываются по результатам статистических данных международных организаций, а остальные – по результатам опроса руководителей компаний. На основе этих 114 показателей определяются 12 факторов конкурентоспособности. Согласно результатам ГИК Казахстан занял 50-ое место, сохранив свою прошлогоднюю позицию (Рис.1).

Характеризуя современные факторы национальной конкурентоспособности, важно выделить не столько выгодное географическое расположение, обладание богатыми природными ресурсами и наличие относительно благоприятных цен на труд и природные ресурсы, сколько достигнутые в стране уровни производительности труда и качества жизни, использование новейших технологий, сформировавшуюся конкурентную среду и проводимую конкурентную стратегию, участие государства в политических и экономических альянсах. При обеспечении макроконкурентоспособности, кроме таких традиционных показателей, как производственные затраты на единицу совокупных затрат труда и капитала, большую роль играют такие факторы как объем инвестиции в новые технологии, уровень науки и профессионального образования.

Последние из перечисленных показателей представляют собой инновационные составляющие конкурентоспособности национальной экономики. В ходе индустриального развития в рыночной среде созревают новые конкурентные условия, которые меняют общий вектор от использования известных сравнительных преимуществ к применению динамичных конкурентных преимуществ, основанных на научно-технических прорывах, ноу-хау и т.д. Согласно ГИК Казахстан обладает конкурентными преимуществами по 31 индикаторам из 114 (Таблица 1).

Таблица 1

Конкурентные преимущества Казахстана

Показатели

2013

2014

изменение

1

Защита инвесторов

10

22

-12

2

Качество инфраструктуры железных дорог

27

28

-1

3

Число абонентов мобильной связи

10

4

6

4

Государственный профицит/дефицит

13

9

4

5

Государственный долг

14

11

3

6

Среднее образование, доля обучаемых

29

42

-13

7

Налоговые ставки

33

33

0

8

Гибкость при установлении зарплат

24

20

4

9

Оплата труда и производительность

9

16

-7

10

Работающие женщины

26

25

-1

Источник – по данным Отчета о глобальной конкурентоспособности 2014-2015 ВЭФ

Повышению конкурентоспособности экономики Казахстана способствовало реализация Стратегии индустриально-инновационного развития страны на период до 2015 г. Эта Стратегия нашла дальнейшее подкрепление в Программе развития малого и среднего бизнеса. Эти программы нацелены на стимулирование инвестиций в отрасли экономики, не связанные с добычей нефти и газа, посредством упрощения процедур лицензирования и сокращения числа проверок, путем укрепления связей между нефтяной и ненефтяными отраслями экономики, а также путем достижения соответствия международным стандартам и повышения роли НИОКР. Для поддержки и обеспечения решения поставленных задач были созданы различные государственные институты, такие как, Инновационный фонд, Инвестиционный фонд, Центр маркетингово-аналитических исследований, Центр по передаче технологий и Банк развития Казахстана. В ходе реализации Стратегии индустриально-инновационного развития были определены приоритеты развития экономики страны. Для этого Правительством были привлечены эксперты мирового уровня для проведения анализа конкурентных преимуществ страны. Центром маркетингово-аналитических исследований совместно с американской консалтинговой компанией J.E. AustinAssociatesInc. и TheEconomicCompetitivenessGroupInc. была проведена работа по определению перспективных казахстанских, субрегиональных и региональных кластеров – «Казахстанская кластерная инициатива».

Таким образом, становится очевидным, что проблема повышения конкурентоспособности экономики страны может быть решена только при активном участии государства. А оптимальная роль государства в повышении конкурентоспособности страны, по мнению Президента РК Назарбаева Н.А., состоит в том, чтобы, с одной стороны, достигнуть максимальной либерализации и открытости экономики, с другой - вести активную работу по строительству инфраструктуры и привлечению частного сектора к развитию ключевых отраслей 2.

Литература:

  1. Конкурентоспособность национальной экономики: критерии оценки и пути повышения / под научн. редакцией академика НИА РК О.Сабдена.- Алматы: Экономика, 2007. -175с.

2. Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» 19 марта 2004 г.

3. Портер М. Конкуренция. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. – 495 с.

  1. Отчет о глобальной конкурентоспособности 2014-2015 Всемирного Экономического Форума.
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, конкурентоспособная экономика, глобальная конкурентоспособность, государственный сектор, инновационный процесс, мировой рынок, национальная экономика, рыночная экономика, частный сектор, экономический рост.


Задать вопрос