Статья посвящена рассмотрению системы разрешения споров в Российском футбольном союзе, освящается компетенция органов Российского Футбольного союза по разрешению споров, их организационный состав, порядок рассмотрения дела и принятия решения. Рассматриваются положения о порядке первичного и апелляционного рассмотрения дел.
Ключевые слова: Российский футбольный союз, разрешение споров, спортивное право, спортивный арбитраж.
The article considers the dispute settlement system in the Russian Football Union, the competence of the Russian Football Union, method of the resolution of disputes, their organizational structure, the order of the proceedings and decision. Discusses provisions on the primary and appellate proceedings.
Keywords: Russian Football Union, dispute resolution, sports law, sports arbitration.
Российский футбольный союз (далее РФС) — это общероссийское общественное объединение, членами которого являются юридические лица, содействующие развитию и популяризации футбола в России. РФС представляет собой самостоятельное, добровольное, неправительственное, самоуправляемое, некоммерческое объединение физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, признанное ФИФА, УЕФА и Олимпийским комитетом России. Деятельность РФС заключается в разработке и реализации программ развития футбола; осуществлении подбора и расстановки тренерских кадров и других специалистов для работы в сборных командах страны по футболу, а также деятельности, связанной с национальными переходами игроков и др. Потребность в постоянном существовании и функционировании такого общественного объединения предопределена необходимостью развития футбола как одного из основных направлений групповых видов спорта. Мы допускаем, что в первую очередь обязанность контролировать данное направление спорта возложено на Министерство спорта РФ, однако роль общественных объединений в разрешении данного вопроса немаловажна.
Среди руководящих и контрольных органов РФС особое место занимают юрисдикционные органы, занимающиеся рассмотрением споров и решением вопросов привлечения субъектов футбола, признающих нормы РФС, к ответственности. К ним относятся: Контрольно-дисциплинарный комитет; Апелляционный комитет; Палата по разрешению споров; Комитет по статусу игроков и т. д.
Актуальность исследования правовых механизмов разрешения спортивных споров состоит в том, что:
- во-первых, разрешение спортивных споров и обжалования правоприменительных решений в данный момент не может происходить посредством государственных судов, так как большая часть спортивных отношений уже давно перешли «порог» международных и нуждаются в иных досудебных (внесудебных) способах разрешения (урегулирования);
- во-вторых, специфика разрешения споров в национальных спортивных федерациях обуславливает необходимость возможности разрешения в первой инстанции и обжалования соответствующих решений в Международном спортивном арбитраже (CAS) [1].
Применение положений Дисциплинарного регламента РФС в области применения спортивных санкций за совершение дисциплинарных нарушений возложено на Контрольно-дисциплинарный комитет в качестве органа дисциплинарной власти первой инстанции, рассматривающего дисциплинарные нарушения, совершенные при проведении Всероссийских соревнований по футболу среди мужских и женских команд, всероссийских соревнований по мини-футболу и пляжному футболу, а также иных Соревнований, за исключением Соревнований проводимых и/или организуемых региональными федерациями футбола (далее — РФФ) и межрегиональными федерациями футбола (далее — МРО) и Апелляционный комитет в качестве органа дисциплинарной власти второй инстанции, рассматривающего жалобы на решения Контрольно-дисциплинарного комитета РФС [2]. Разделение системы наложения дисциплинарной ответственности на инстанции обеспечивает правомерность принимаемых решений о наложении санкций. Чтобы увеличить объективность при рассмотрении дела обязательно соблюдение принципа инстанционности про разрешении спора. Необходимость в обжалования выражается в том, что существует вероятность допущения ошибок юрисдикционными органами.
В соответствии с Дисциплинарным регламентом РФС Контрольно-дисциплинарный комитет может применять спортивные санкции за серьезные дисциплинарные нарушения, которые не были замечены Официальными лицами матча; исправлять ряд ошибок, допущенных судьей в матче, к которым относятся применение предупреждения игроку вместо другого игрока и применение удаления игроку по ошибке и др.; применять к лицу, совершившему дисциплинарное нарушение, дополнительные спортивные санкции, помимо вынесенных судьей в матче; применяет спортивные санкции за неисполнение решений Палаты по разрешению споров РФС и/или Комитета РФС по статусу игроков и др. Мы отмечаем то, что из существующих статистических данных допущения судьями в футбольных матчах ошибок очевидно, что возможность их последующего исправления Контрольно-дисциплинарным комитетом РФС необходима, так как при применении дисциплинарных санкций судьей во время матча, на него воздействует ряд субъективных факторов. К ним относится, в первую очередь, необходимость оперативного принятия решений. Также имеет место быть случайность такого исхода событий или давление, оказываемое на судью со стороны заинтересованных лиц.
Решения Апелляционного комитета РФС, а также некоторые решения юрисдикционных органов МРО и Контрольно-дисциплинарного комитета РФС, могут быть обжалованы в Спортивный арбитражный суд. Возможность обжалования решений в международные органы защиты прав обусловлена возможностью исчерпания внутренних средств правовой защиты, не влекущего разрешения спора. Рассмотрение споров в Спортивном арбитражном суде осуществляется в соответствии с Кодексом Спортивного арбитражного суда. При рассмотрении жалобы в спортивном арбитражном суде применяется Устав РФС, Дисциплинарный регламент РФС, регламенты Соревнований и иные регламентирующие документы РФС, а также регламентирующие документы ФИФА.
Для досудебного (внесудебного) разрешения споров, участниками которых являются клубы, игроки, тренеры, агенты футболистов и иные субъекты футбола был создан специальный юрисдикционный орган РФС — Палата по разрешению споров, деятельность которой регулируется специальным регламентом [3]. Палата по разрешению споров также применяет дисциплинарные санкции за нарушения Регламента по статусу и переходам (трансферу) футболистов, а также иных регламентов (положений), в случае прямого на то указания в них. Решения Палаты по разрешению споров по категориям споров, определяемым соответствующими регламентами (положениями), могут быть обжалованы в Комитет по статусу игроков [4]. Необходимость создания системы юрисдикционных органов по разрешению споров в РФС обусловлена необходимостью первичного разрешения споров вне судебной системы РФ, так как указанные споры обладают спецификой предмета разбирательства и требуют оперативного разрешения. Применение принципа инстанционности при разрешении споров предопределено необходимостью обеспечения нарушенного права независимым органом (здесь — Комитет по статусу игроков).
Правом на обращение в Палату по разрешению споров обладают клубы, футболисты, тренеры, агенты футболистов и иные субъекты футбола в соответствии с Регламентом РФС по статусу и переходам футболистов. Право действительно до обращения указанными субъектами в суды общей юрисдикции, арбитражные суды РФ, Палату по разрешению споров или Комитет по статусу игроков ФИФА или Спортивный арбитражный суд, если в споре о том же предмете и по тем же основаниям участвуют те же стороны.
Полномочия Палаты по разрешению споров устанавливаются Регламентом РФС, который допускает помимо прямо установленных случаев, разрешение иных споров.
В организационный состав Палаты по разрешению споров входят: Председатель, Заместитель Председателя, десять представителей от профессиональных футболистов, выдвинутых профсоюзами и десять представителей от профессиональных футбольных клубов, выдвинутых футбольными лигами. Состав Комитета статусу игроков идентичен составу Палаты по разрешению споров, однако, здесь представлены по четыре представителя от профессиональных футболистов и футбольных клубов, выдвинутых в том же порядке.
Как в Палате по разрешению споров, так и в Комитете по статусу игроков спортивные споры рассматриваются Арбитрами. Спор рассматривается в составе не менее трех Арбитров, включая Председателя или Заместителя Председателя, с учетом принципа равного представительства Арбитров от футбольных клубов и футболистов. Количество Арбитров может быть увеличено по специальному распоряжению. При назначении членов юрисдикционного органа, уполномоченного на рассмотрение спора, его Председатель или заместитель Председателя обязаны соблюдать принцип равномерного распределения дел между его членами. Мы считаем, что столь широкие полномочия состава вышеуказанных органов по коллективному рассмотрению споровпозволяют сократить возможность вмешательства заинтересованных в определенном исходе разрешения спора лиц в их деятельность. Присутствие представителей различных субъектов футбола в организационном составе органов также позволяет обеспечить беспристрастность при разрешении споров.
В Комитете по статусу игроков рассматриваются жалобы на решения Палаты по разрешению споров по всем вопросам, отнесенным к ее компетенции, то есть Комитет выступает в качестве второй инстанции. Также в компетенцию Комитета по статусу игроков входит разрешение споров по вопросам определения статуса футболистов; по регистрации футболистов-профессионалов для участия в соревнованиях вне регистрационных периодов, а также споров, возникающих в связи с переходами (трансферами) несовершеннолетних футболистов.
К рассмотрению в юрисдикционных органах РФС принимаются заявления, если с момента события, послужившего основанием для возникновения спора, прошло менее двух лет.
Сторонами разбирательства по делу являются заявитель (лицо, подавшее заявление с требованием в юрисдикционный орган РФС) и ответчик (лицо, к которому заявитель предъявил соответствующее требование).
Порядок рассмотрения дела в Палате по разрешению споров выглядит следующим образом. Для того, чтобы направить свое заявление в Палату по разрешению споров, заявитель обязан обратиться к ответчику с требованием о выполнении своих обязательств в четырнадцатидневный срок, а ответчик — не исполнить свои обязательства. При подаче заявления в Палату правомочным субъектом в заявлении в обязательном порядке указываются сведения и прикладываются документы, перечни которых устанавливаются Регламентом РФС о разрешении споров [3]. Содержание перечней сведений и данных варьируется в зависимости от статуса субъекта, подающего заявление. При том условии, если заявитель не обращался в письменной форме к ответчику с претензией и предложением урегулировать спор до его рассмотрения в Палате, или если нарушен порядок подачи заявления и в ряде других случаев, Регламент РФС по разрешению споров позволяет оставить заявлениебез рассмотрения. Это обусловлено тем, что указанные нарушения процедуры подачи заявления являются грубыми.
Производство по делу может быть прекращено или приостановлено. К рассмотрению дела не допускаются иные лица кроме Арбитров и секретаря. Решение по делу принимается простым большинством голосов, при этом Арбитры и Председательствующий имеют по одному голосу, в том случае, если Арбитр не согласен с общим решением вправе письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела, но не оглашается сторонам при объявлении решения.
Говоря о сроках рассмотрения споров органами РФС, стоит отметить, что они зависят от периода деятельности РФС, которые могут быть регистрационными и вне регистрационными и устанавливаются Исполкомом РФС. Во вне регистрационный период Палата по разрешению споров и Комитет по статусу игроков рассматриваютзаявления и жалобы в течение тридцати календарных дней с момента поступления. В регистрационный период сроки составляют семь и десять календарных дней для Палаты по разрешению споров и Комитета по статусу игроков соответственно. Продление обязательных сроков разрешения споров не допускается. Разграничение деятельности РФС на периоды определяется тем, что в регистрационный период интенсивность возникновения споров гораздо выше, чем во вне регистрационный период. Ввиду этого, и в сроках разрешения споров мы наблюдаем дифференциацию, которая также вызвана масштабными организационными различиями периодов деятельности РФС, которые зависят от наличия илиотсутствия футбольных матчей.
Для того, чтобы решение Палаты по разрешению споров вступило в силу необходимо выполнение следующих условий:
1) если ни одна из сторон в установленный срок не обратилась с письменным запросом об изготовлении полного текста решения, в таком случае решение вступает в силу через пять рабочих дней с момента получения сторонами резолютивной части решения;
2) если на полный текст решения не подана жалоба в Комитет по статусу игроков — решение вступает в силу по истечении пяти дней после получения полного текста решения.
Обжалование полученного решения возможно только в Спортивный арбитражный суд в течение двадцати одного календарного дня с момента получения решения в полном объеме.Решение Комитета в свою очередь вступает в силу с момента его принятия. В таком случае решение Спортивного арбитражного суда является обязательным и не подлежит пересмотру и обжалованию в апелляционной инстанции поскольку при обращении в данный орган заключается специальное соглашение, устанавливающее обязанность исполнения решения и ответственность сторон за его неисполнение.
Таким образом, в РФC создана специальная многоуровневая система юрисдикционных органов, занимающихся вопросами разрешения споров между субъектами футбола. Работоспособность данной системы обеспечивается при соблюдении уставных и регламентирующих правовых актов РФС и соответствующих футбольных федераций. Мы отмечаем, что система разрешения споров, используемая РФС в своей деятельности, со многих сторон идентична системам, существующим в других национальных спортивных федераций, таких как Союз биатлонистов России, Федерация бодибилдинга и фитнеса Росиии и др., что подтверждается рядом совпадений в уставных и регламентирующих правовых актов федераций.
Вся система вышеуказанных органов РФС также имеет схожесть с организационной структурой международного спортивного арбитража. Мы наблюдаем это в компетенции органов, разделении их в соответсвии с принципов инстанционности, организационном составе лиц, непосредственно участвующих в разрешении споров, требованиях к их независимости и квалификации и в ряде других аспектов процесса разрешения споров.
Говоря о возможности обжалования правоприменительных решений юрисдикционных органов РФС в Международном спортивном арбитраже, необходимо отметить, что данная процедура позволяет обеспечить соответствие принимаемых решений при разрешении спортивных споров основополагающим принципам и нормам международного частного права.
Литература:
1. The Court of Arbitration for Sport (CAS) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.tas-cas.org/en/index.html (дата обращения: 20.04.2015).
2. Дисциплинарный регламент РФС [Электронный ресурс] // Сайт Российского футбольного союза. — Режим доступа: http://www.rfs.ru/res/docs/regulations/disreg2015.doc (дата обращения: 20.04.2015).
3. Регламент РФС по разрешению споров [Электронный ресурс] // Сайт Российского футбольного союза. — Режим доступа: http://www.rfs.ru/res/docs/regulations/regulations_disputesettlement_2015.docx (дата обращения: 20.04.2015).
4. Регламент РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов [Электронный ресурс] // Сайт Российского футбольного союза. — Режим доступа: http://www.rfs.ru/res/docs/regulations/regl_status2015.doc (дата обращения: 20.04.2015).