Институт экономики и менеджмента БФУ имени И. Канта среди субъектов рынка образовательных услуг экономико-управленческих специальностей высшего образования Калининградской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 30.05.2015

Статья просмотрена: 282 раза

Библиографическое описание:

Майнёнис, Ю. Ю. Институт экономики и менеджмента БФУ имени И. Канта среди субъектов рынка образовательных услуг экономико-управленческих специальностей высшего образования Калининградской области / Ю. Ю. Майнёнис, Ю. В. Ишин, Д. В. Кашпаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 899-903. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19114/ (дата обращения: 16.12.2024).

В статье представлен обзор участников регионального рынка экономического образования Калининградской области. Рассмотрено распределение доли бюджетных мест абитуриентов с особыми правами/по целевым направлениям Института Экономики и менеджмента БФУ им. И. Канта. Дана характеристика субъектов рынка образовательных услуг экономико-управленческих специальностей Калининградской области, с соответствующими выводами.

Ключевые слова: образование; рынок образовательных услуг; получение экономического образования; Институт экономики и менеджмента БФУ им. И. Канта; конкуренция на рынке образовательных услуг.

 

Конкуренция на рынке образовательных услуг требует принятия адекватных, научно-практических управленческих решений, для которых необходима исследовательская, статистическая база, что и обуславливает все нарастающую актуальность соответствующих информационно-аналитических разработок.

По данным официального сайта Министерства образования РФ, на территории г. Калининграда находится 23 учебных заведения, имеющих лицензию на обучение неполного и высшего образования. Из них были отобраны 16 учебных заведений, обучающим экономическим направлениям.

Таблица1

Ежегодный набор абитуриентов по учебным заведениям, структура

Учебное заведение

БФУ

КГТУ

БГАРФ

АНХРФ

КИУ

филиалы

остальные

Всего

Ежегодный набор, количество человек

149

170

130

80

115

190

80

914

Доля, %

16

19

14

9

13

21

9

100

«Группы» учебных заведений

крупные

мелкие

филиалы

остальные

Доля, %

49

21

21

9

100

 

На рис. 1 представлено распределение рынка образовательных услуг между учебными заведениями Калининградской области, имеющими лицензию на обучение по экономическим направлениям бакалавриата и магистратуры.

Рис.1. Структура доли рынка, распределенная по учебным заведениям

 

Экономические направления «экономика» и «менеджмент», занимают больше половины (62 %) экономических специальностей, которые представлены в рассматриваемых учебных заведениях, что говорит об их популярности среди абитуриентов и их востребованности на региональном рынке труда. На рынке образовательных услуг по экономическим направлениям представлены и другие специализации («управление персоналом», «бизнес информатика», «государственной и муниципальное управление»).

Рис. 2. Структура экономических специальностей, представленных в учебных заведениях Калининградской области

 

Рассмотрим подробней показатели Института Экономики и менеджмента БФУ им. И. Канта (далее именуемый ИЭМ БФУ им. И. Канта), характеризующие его конкурентные преимущества. Была проведена стоимостная оценка образовательных услуг ИЭМ БФУ им. И. Канта, так как это один из основных вопросов, интересующих потенциальных заказчиков услуг.

Таблица 2

Приблизительная стоимость за весь срок обучения в БФУ им. И. Канта, тыс. руб.

 

Стоимость за весь период обучения (тыс. руб.)

бакалавриат

«менеджмент»

292182

магистратура

«менеджмент»

161588

Итого:

бкалавриат «менеджмент»+ магистратура

453770

 

Направление «менеджмент» бакалавриат 1 год — 69900 рублей

С учетом возрастания цены на каждый год приблизительно на 3 % (2097 рублей)

1к — 69900, 2 к — 71997, 3к — 74094, 4 к — 76191.

Итого: 292182

Магистратура «менеджмент» 1 год — 79600 рублей

С учетом возрастания цены за год приблизительно на 3 %(2388 рублей)

1курс — 79600, 2 курс — 81988

Итого:161588

Направление «менеджмент» бакалавриат + магистратура = 292182+161588 = 453770

Цифры показывают, что учиться в БФУ им. И. Канта на порядок дороже, а именно отклонение стоимости обучения «бакалавриат» от средней составляет 72523 рубля. В магистратуре на «очной» форме обучения так же на порядок дороже, а именно отклонение стоимости обучения «магистратура» от средней составляет 45472 рубля.

На рисунке 3 изображена динамика изменений количества мест КЦП по специальности/направлению «менеджмент» за 5 лет. Можно заметить тенденцию увеличения числа мест с переходом с программы специалитета (5 лет обучения) на программу бакалавриата (4 года обучения). Данная тенденция сохранялась в течение 3 лет. Тенденция к снижению появляется при наборе 2014 года, однако в итоге эта цифра не снижается до уровня набора абитуриентов в 2010 году.

Рис 3. Динамика изменений количества мест КЦП по специальности «менеджмент организации» /направлению «менеджмент» за 5 лет ИЭМ БФУ им. И. Канта

 

Рассмотрим динамику зачисления на 1 курс очной формы обучения по специальности «менеджмент организации» и направлению «менеджмент» за 5 лет. В 2010, 2012–2013 гг, зачисления на контрактную основу по данному направлению превышает число зачисленных абитуриентов на бюджетной основе. В 2011 году зачисления на контрактную/бюджетную основу были практически равными. До 2013 года включительно, данное направление набирало популярность, и лишь в 2014 году заметно резкое снижение, как наличия бюджетных мест с 30 до 20, так и подобная тенденция наблюдается при зачисления на контрактную основу. В сравнении с 2013 годом, число абитуриентов зачисленных на контрактной основе снизилось с 35 человек до 11.

Рис. 4. Динамика сравнения зачисления на 1 курс очной формы обучения по специальности «менеджмент организации»/ направлению «менеджмент» за 5 лет ИЭМ БФУ им.И.Канта

 

Если мы рассмотрим конкурс при поступлении на специальность «менеджмент организации»/направление «менеджмент» (см рис 1.) то, заметим явно выраженную популярность данной специальности пять лет назад, а именно 31 человек на место, самую большую популярность в период перехода на новую образовательную программу бакалавриата в 2013 году, почти 19 человек на место. И самый низкий конкурс за 5лет, наблюдается в 2014 году, всего 9 человек претендовало на 1 место.

Рис 5. Динамика конкурса при поступлении на специальность «менеджмент организации»/направление «менеджмент» человек /место за 5 лет ИЭМ БФУ им. И. Канта

 

На рис 6. Изображена динамика изменения величины проходного балла на бюджет/контракт. Стоит отметить, что в 2014 году, несмотря на снижение интереса к получению образования по направлению «менеджмент», баллы по результатам ЕГЭ достаточно высоки. Планка зачисления на бюджетную основу по сумме баллов показывает тенденцию к росту. Зачисление на контракт возможно при наборе по каждому из 3 экзаменов минимальных баллов, что объясняет такие низкие баллы, в сравнении, с зачислением на бюджетную основу. Самый высокий проходной балл на бюджетную основу можно наблюдать вв 2013 год — 219 баллов. Средний проходной балл показывает резкий скачкообразный рост с 70 баллов в до 154 в 2012г.

Рис 6. Динамика изменений проходного балла на бюджет/контракт при зачислении на спец «менеджмент организации»/направления «менеджмент» ИЭМ БФУ им. И. Канта в сравнении со средним баллом

 

Рассмотрим более подробно целевую аудиторию Института Экономики и менеджмента БФУ им. И. Канта в динамике за 3 года 2012–2014 гг. по направлению «менеджмент» бакалавриат очной формы обучения.

Изучив Приказы о зачисления на 1 курс обучение на специальность «менеджмент организации» в 2010 г, и направление «Менеджмент» в последующих 2011–2014 годах, были получены следующие результаты:

По гендерной составляющей, каждый год прослеживается одна и так же явная тенденция. Количество девочек превышает, количество учеников мужского пола примерно в 3 раза. То есть можно сказать, что в институте учится 70 % девочек и 30 % мальчиков.

Так как вопрос стоимости обучения несет основной вес при выборе места образовательного учреждения, ИЭМ БФУ им. И. Канта явное преимущество, которое заключается в определенном количестве выделяемых бюджетных мест. Бюджетные места, в свою очередь распределяются между абитуриентами имеющими особые права, они попадают в категорию «льгота», абитуриенты с целевыми направлениями от организаций «целевики», и категория выделенных бюджетных мест для студентов Прибалтики. Эти категории поступают на бюджетную основу обучения вне конкурса и независимо от суммы баллов ЕГЭ. Третья категория — это абитуриенты которые проходят по сумме балов ЕГЭ по трем предметам (русский, математика и обществознание).

С 2012 года по 2014 год наблюдается тенденция к уменьшению числа льготников с 7 до 1 человека. Причем также наблюдается обратная зависимость, меньше льготников, выше их минимальный балл ЕГЭ, который вырос с 114 до 225 баллов, так и максимальный со 167 баллов до 225 баллов за сумму трех вступительных экзаменов.

Что касается категории с целевыми направлениями, то наблюдается стабильная тенденция, как правило, они занимают 2–3 % мест, от выделенных. 1–3 человека максимум. Сумма вступительных баллов балл имеет положительную тенденцию роста с 147 баллов в 2012 году до 199 баллов в 2014 году.

То же самое можно сказать о категории льготников из стран Прибалтики, так как количество мест для этой целевой аудитории строго фиксируется университетом.

Таблица 3

Распределение доли бюджетных мест абитуриентов с особыми правами/по целевым направлениям

Год

Льгота

Целевые

min

max

Кол-во

min

max

Кол-во

2012

114

167

7

147

147

1

2013

161

192

5

168

169

2

2014

225

225

1

199

199

1

 

Если мы рассмотрим немного подробней категорию «целевики», то можно заметить, что в основном в Институте Экономики и менеджмента обучаются студенты с елевыми направлениями из следующих государственных организаций:

1.                  Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области

2.                  Управление министерства внутренних дел России по Калинингралской области

3.                  Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области

4.                  Управление Федерального казначейства

Получение экономической специальности в последние годы в нашем регионе набрало популярность. На данный момент рынок образовательных услуг в Калининградской области, представлен определенным количеством учебных заведений разного уровня.

Количественным параметром, которому уделялось особое внимание, была «стоимость обучения». С учетом того, что цена за обучение, один из весомых факторов, влияющих на выбор вуза. БФУ им. И. Канта отличается от других особенно высокими стоимостными показателями, которые отличаются от средних ценовых показателей других учебных заведений в своей группе. Однако это можно оправдывать федеральным статусом университета, и наличием бюджетных мест.

Обозначенные аспекты не единственные в разработке и принятии управленческих шагов в усиливающейся конкуренции на рынке образовательных услуг как элемента инфраструктурного обеспечения успешного функционирования социально-экономического развития региона. Мониторинг как обозначенных, так и других показателей, должен носить систематический характер и стать инструментом повышения эффективности рынка образования в регионе и регионального развития в целом.

 

Литература:

 

1.                  Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 15.04.2015 г.)

2.                  Министерство образования Калининградской области. URL: http://www.edu.gov39.ru/ (дата обращения: 15.05.2015 г.)

3.                  Стратегия развития Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта на 2013–2020 годы: проект; редакция-3. — Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, направление, балл, бюджетная основа, Кант, место, специальность, контрактная основа, очная форма обучения, проходной балл.


Ключевые слова

образование, , рынок образовательных услуг, получение экономического образования, Институт экономики и менеджмента БФУ им. И. Канта, конкуренция на рынке образовательных услуг

Похожие статьи

Демографические факторы и объем рынка высшего образования (на примере Калининградской области)

В статье рассмотрено влияние демографических факторов на емкость рынка образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования. Авторами были построены регрессионная и трендовая модель развития рынка образования в Калининградской области ...

Потребности рынка труда Калининградской области в сфере экономики, менеджмента и маркетинга

В статье рассмотрены статистические данные, представленные на Интернет-ресурсах (биржах труда), которые относятся к Калининградской области. Изучены потребности рынка труда в специалистах в сфере экономики, менеджмента и маркетинга. Исследованы вакан...

Теоретические аспекты развития рынка дистанционных образовательных услуг на территории эксклава

В статье представлены основные подходы к вопросам реализации и тенденции развития дистанционных образовательных технологий на территории Калининградской области, также проведена оценка финансово - экономической ситуации в стране и регионе. Автором сф...

Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода» на базе КГБ ПОУ КСМТ (г. Комсомольск-на-Амуре). Рассмотрен вариант создания образовател...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Особенности адаптации обучающихся-сирот в условиях среднего профессионального образования (на примере колледжей Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова)

В статье раскрыты особенности адаптации к обучению обучающихся-сирот в условиях среднего профессионального образования. Проанализированы результаты проведенного эмпирического исследования на базе колледжей ХГУ им Н. Ф. Катанова по данной проблеме. Пр...

Методы ТРИЗ в решении организационных проблем на примере Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия)

В данной статье проанализирована работа Отдела высшего образования и целевой подготовки Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), на основе методов Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) решена организационная проблема Отдела.

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Система формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей в системе среднего профессионального образования

В статье представлен опыт внедрения системы работы с англоязычными профессионально-ориентированными интернет-ресурсами с целью формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. Изложенные принципы и подходы м...

Развитие умений академического письма магистров неязыкового вуза

На основе анализа требований к компетенциям профессиональных инженеров и выпускников инженерных программ ВУЗов, содержащихся в документах международных организаций и государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования Рос...

Похожие статьи

Демографические факторы и объем рынка высшего образования (на примере Калининградской области)

В статье рассмотрено влияние демографических факторов на емкость рынка образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования. Авторами были построены регрессионная и трендовая модель развития рынка образования в Калининградской области ...

Потребности рынка труда Калининградской области в сфере экономики, менеджмента и маркетинга

В статье рассмотрены статистические данные, представленные на Интернет-ресурсах (биржах труда), которые относятся к Калининградской области. Изучены потребности рынка труда в специалистах в сфере экономики, менеджмента и маркетинга. Исследованы вакан...

Теоретические аспекты развития рынка дистанционных образовательных услуг на территории эксклава

В статье представлены основные подходы к вопросам реализации и тенденции развития дистанционных образовательных технологий на территории Калининградской области, также проведена оценка финансово - экономической ситуации в стране и регионе. Автором сф...

Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода» на базе КГБ ПОУ КСМТ (г. Комсомольск-на-Амуре). Рассмотрен вариант создания образовател...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Особенности адаптации обучающихся-сирот в условиях среднего профессионального образования (на примере колледжей Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова)

В статье раскрыты особенности адаптации к обучению обучающихся-сирот в условиях среднего профессионального образования. Проанализированы результаты проведенного эмпирического исследования на базе колледжей ХГУ им Н. Ф. Катанова по данной проблеме. Пр...

Методы ТРИЗ в решении организационных проблем на примере Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия)

В данной статье проанализирована работа Отдела высшего образования и целевой подготовки Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), на основе методов Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) решена организационная проблема Отдела.

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Система формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей в системе среднего профессионального образования

В статье представлен опыт внедрения системы работы с англоязычными профессионально-ориентированными интернет-ресурсами с целью формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. Изложенные принципы и подходы м...

Развитие умений академического письма магистров неязыкового вуза

На основе анализа требований к компетенциям профессиональных инженеров и выпускников инженерных программ ВУЗов, содержащихся в документах международных организаций и государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования Рос...

Задать вопрос