Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 608 раз

Библиографическое описание:

Жаббаров М. Э. Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 833-837. — URL https://moluch.ru/archive/91/18928/ (дата обращения: 20.08.2018).

В статье рассматриваются проблемы государственное регулирование и поддержка малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане.

Ключевые слова: малый бизнес и частное предпринимательство, малые предприятия легкой промышленности, источники финансирования, реальный секторфинансовая стабильность, микрофинансирвание.

 

В Узбекистане учитывая опыт и исходя из практике индустриально развитых государств мира с рыночной экономикой с первых дней независимости особое внимание уделяется и одним из приоритетных направлений в экономической политике рассматривается вопросы диверсификации и изменения структуры экономики с учетом требований мирового хозяйства, а также развития малого бизнеса и увеличения его доли в валовом внутреннем продукте страны.

Действительным свидетельством прогрессивных изменений структуры нашей экономики является все возрастающая роль малого бизнеса и частного предпринимательства. В результате принятых мер по формированию, поддержке и стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства в истекшем 2014 году открыли свое дело свыше 20 тысяч новых субъектов малого бизнеса без учета фермерских и дехканских хозяйств, а их общее количество составило свыше 195 тысяч, что в 2 раза больше по сравнению с 2000 годом.

Особо следует отметить тот факт, что в последнее годы главным источником создания новых рабочих в реальном секторе экономики становится субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства. То есть, если в первые годы независимости основная количества вновь созданных рабочих мест приходилось на долю субъектов крупного бизнеса, то по итогам прошлого года в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства было создано более 480 тысяч новых рабочих мест, или каждое второе. Ещё один отрадный показатель в настоящее время в этой сфере экономики трудится более 76,5 процента всего занятого населения против 49,7 процента в 2000 году. Малое предпринимательство страны обладает огромным потенциалом. Основные направления малого бизнеса — это торговля, общественное питание, финансовые и туристические услуги. Сельское хозяйство практически мощностью приватизировано, а доля сельского хозяйства в Узбекистане очень значительна. Велика доля малого бизнеса в производстве текстиля. Дальнейшее развитие экономики Узбекистана определяется развитием отраслей, в которых Узбекистан имеет сравнительные преимущества. Если будут развиваться такие отрасли, как текстиль, и если наряду с этим будет осуществляться правильная макроэкономическая, т. е. монетарная и фискальная политика, то перспективы развития узбекской экономики весьма обнадеживающие. Текстиль — это такая отрасль, где продукция более-менее унифицирована. Технология производства одежды и тканей уже отработана, и весь бизнес заключается в том, чтобы снизить издержки производства. Если учесть, что рабочая сила в Узбекистане дешевая и к тому же в наличии имеются достаточные сырьевые ресурсы, то понятно, что узбекская продукция конкурентоспособна на мировом рынке. Сейчас экспорт текстиля растет и растет значительно. В Узбекистане есть много совместных предприятий с турецкими, корейскими, китайскими и западноевропейскими компаниями, которые работают и успешно экспортируют продукцию. В отрасли растет удельный вес малого бизнеса в валовом производстве.

Доля иностранного капитала на душу населения в Узбекистане ниже, чем в Казахстане, Азербайджане или других странах СНГ. Но если брать абсолютное значение, то можно сказать, что иностранные инвестиции оказывают заметное влияние на экономику Узбекистана. Положительную основную роль в привлечении иностранных средств играет благоприятный инвестиционный климат. Значительную роль в улучшении инвестиционного климата сыграли такие меры как предоставление льгот и налоговых каникул. Так, комментируя Указ главы государства от 11 апреля 2006 года «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций», Национальное агентство информатизации отмечает, что по объектам, включенным в инвестиционную программу на 2001–2006 годы, иностранным инвесторам реализовано пакетов акций и объектов на 156 миллионов долларов США и почти на три с половиной миллиарда сумов. В текущем году благодаря принимаемым правительством мерам в этом направлении усиливается инвестиционная активность. Согласно заключаемым договорам только в этом году показатель освоения инвестиций может составить 50 миллионов долларов США.

В настоящее время стоимость договоров, подписанных с заинтересованными предпринимателями, превысила 32 миллиона долларов США. Освоены из них 12,5 миллиона долларов, что в два раза больше, чем за тот же период предыдущего года.

Необходимо отметить, что инвестиционная политика, проводимая, правительством по привлечению иностранных инвестиций и создание благоприятного инвестиционного климата дала свои результаты: в 2004 году наблюдалось «редкое —1,5 раза увеличение вложений в нашу экономику прямых иностранных инвестиций, особенно в такие отрасли, как нефтяная, газовая, текстильная промышленность» [1].

Президент И. А. Каримов в своем докладе на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса в качестве основных приоритетов выдвинул (наряду с другими важными приоритетами) такие задачи как, углубление рыночных реформ и дальнейшую либерализацию экономики, обеспечение опережающего частного сектора, увеличение его доли в экономике республики. [2] Создание совместных предприятий (СП) с зарубежным капиталом — является одним из важнейших условий осуществления этих задач. И здесь большие надежды возлагаются на Указ Президента Республики Узбекистан [3], основной целью которого является дальнейшее улучшение инвестиционного климата в стране, широкого привлечения частных прямых иностранных инвестиций для реализации программ приватизации, создания новых рабочих мест в трудо избыточных регионах республики, а также обеспечение надежной правовой защиты и гарантий для зарубежных инвесторов.

Основной объем инвестиций направляется на развитие базовых отраслей экономики И сфер, определяющих место нашей республики на мировом рынке. Существенная их доля приходится на такие отрасли, как нефтегазовая, текстильная и производство продуктов питания.

С 1 июля 2005 года действует порядок применения мер правового воздействия в отношении субъектов предпринимательства только через суд. Это способствовало тому, что не только местные предприниматели, но и открывшие свое дело в нашей стране иностранные инвесторы будут иметь твердую правовую базу для более свободной деятельности.

Период разгосударствления определил весь контекст первого этапа экономических реформ в Узбекистане, господствующей в политической элите стала точка зрения, что саморегулирующие начала рынка приведут хозяйственную систему страны в состояние адекватному мировым тенденциям. Однако и тогда уже, хоть и крайне робко, звучали предупреждения, что эффективного рынка без регулирующего начала государства быть не может, что наиболее ответственная роль должна быть именно в переходное время. Как заметил Президент нашей республики дело перехода нельзя отдавать на откуп самому рынку. Нельзя пытаться воспользоваться преимуществами еще не существующего института.

Совершенно очевидно, что содержание и интенсивность функций государства зависят от конкретно-исторического положения страны. Они имеют значительную специфику для этапа активных реформ и в республике Узбекистан. Ключевая функция государства при этом состоит в создании условий для формирования и развития высокоэффективного рыночного хозяйства. При этом должны тщательно учитываться многоукладный характер экономики, сильные тенденции смешения теневой экономики с экономикой реальной, проникновения теневых отношений в механизмы государственного управления. Более сильными, чем это привычно для развитых стран, здесь остаются традиции ожидания защитных функций со стороны государства. К такой защите и опеке были приучены не только массы населения, но и целые отрасли экономики, особенно стратегически и социально значимые.

Необходимость государственного вмешательства в деятельность субъектов МБ ставит перед государством целый ряд задач. Это отражается в следующих функциях государства по регулированию и поддержке деятельности субъектов МБ:

1.                           Одной из главных функций государства являются, создание нормативно — законодательной базы регулирования деятельности субъектов МБ, благоприятных условий их функционирования, а также охрана прав частной собственности и защита свободной конкуренции.

2.                           Государство должно координировать деятельность и взаимоотношения субъектов МБ с другими хозяйствами, предприятиями, организациями и органами государственной власти.

3.                           Используя различные экономические и институциональные рычаги, государство должно всячески способствовать стимулированию предпринимательской деятельности субъектов МБ и повышения экономической эффективности производства.

4.                           Государство даёт гарантии по обеспечению общественными товарами и услугами (объектами социальной инфраструктуры образованием, медицинскими услугами и культурными мероприятиями).

5.                           Не менее важной функцией государства является содействие в создании производственной инфраструктуры, оказывающей различные услуги по обслуживанию производственно-хозяйственной деятельности предпринимателей.

6.                           Для защиты отечественных производителей от иностранных экспортёров, государству желательно осуществлять разумную протекционистскую политику и одновременно поощрять экспортоориентационную деятельность.

7.                           Не менее важной функцией является содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для МБ, а также в поддержке различных центров и научно-исследовательских учреждений, занимающихся проблемами МБ.

8.                           Оптимизация влияния внешних эффектов, которые не выражаются в денежной форме, а рынок на них должным образом не реагирует. Речь обычно идёт о минимизации внешних эффектов отрицательного свойства, например загрязнение окружающей среды.

Однако существует целый ряд негативных факторов, сдерживающих процесс его развития. Это — не раз отмечавшиеся в СМИ и специальных аналитических работах, налоговый прессинг, усложненность системы налогообложения, проблемы сбыта продукции отечественных товаропроизводителей, недостаточность стартового капитала, трудности с материально-техническим обеспечением, недостаток объективной информации о динамике и конъюнктуре рынка, административные преграды, давление со стороны криминальных структур и многие другие факторы.

Данные социологического опроса предпринимателей, осуществленного центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» по теме «Экономические реформы в Узбекистане: взгляд предпринимателя», показали, что для успешного развития малого бизнеса Узбекистана необходимо:

а)     совершенствование правовой базы;

б)     ужесточение финансовой и налоговой системы страны;

в)     ограждение предпринимателей от произвола местных органов власти.

Мнения опрошенных предпринимателей можно охарактеризовать следующим образом:

1)          основание для перехода в предпринимательство — стремление само реализоваться и таким путем достичь успеха в жизни;

2)          недостаточно эффективна система обучения предпринимательской деятельности;

3)          созданные государством структуры поддержки субъектов предпринимательства действуют разрозненно: возникают сложности получения всей информации, необходимой для развития различных направлений предпринимательской деятельности;

4)          что для достижения успеха предпринимателю необходимо иметь хорошую материально-техническую базу, современные технологии;

5)          в стране выгоднее всего заниматься предпринимательской деятельностью в сфере услуг

Большое значение для нормальной и успешной работы частного сектора экономики имеет действующая в стране система и механизм налогообложения таможенных сборов. Они могут стимулировать предпринимательскую деятельность, а могут и создавать препятствия, ведущие к угасанию активности предпринимателей. Также отрицательно сказывается на деятельности предпринимателей несовершенство правовой базы. Две трети опрошенных (64,1 %) сказали, что в республике лишь частично созданы необходимые правовые и политические условия для их нормальной жизни.

Следует отметить важные и существенные меры, принимаемые правительством в целях уничтожения вышеперечисленных недостатков, удаления административных, экономических и структурных барьеров, возникающих перед МБ — локомотива развивающейся рыночной экономики, потенциально богатого государства с учетом поэтапного осуществления инфраструктурных реформ (в банковской, налоговой, таможенной и судебной системах).

Рис. 1. Доля малого предпринимательства (бизнеса) в экономике и ее основных отраслях (в процентах)[1]

 

Как результат государственного внимания развитию малого бизнеса и предпринимательства за последнее 10 лет в Узбекистане среднегодовой прирост ВВП не опускается ниже 8,0 процентов, а по итогам 2014 года он был равен 8,1 %, субъектами малого бизнеса и предпринимательства было произведено свыше 56,0 процента валового внутреннего продукта против 31 процента в 2000 году. На долю малого бизнеса в настоящее время приходится 31,1 процента всего объема производимой промышленной продукции, практически весь объем продукции аграрного сектор и рыночных услуг, более 20 процентов экспорта продукции. Как видим, несмотря на свои малые формы, этот бизнес играет все большую роль в устойчивом развитии нашей экономики, решении проблем трудовой занятости и росте благосостояния нашего народа.

Сам по себе возникает вопрос, за счет каких факторов достигнут такие высокие показатели по развитию малого бизнеса, а также увеличению его доли валовом внутреннем продукте Узбекистана. В целях создания благоприятных условий для формирования класса собственников на основе ускоренного развития частного предпринимательства, малого бизнеса, образования соответствующих институциональных структур, широкого привлечения в сферу малой и частной предпринимательской деятельности кредитных ресурсов и прямых иностранных инвестиций Указом Президента Республики Узбекистан от 9 апреля 1998 года N УП-1987 “О мерах по дальнейшему стимулированию развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса” впервые были даны определение субъектам малого бизнеса с учетом предельной численности работающих, на который были внесены одинадцатыю указами главы государства более тридцати изменений направленные улучшению условий ведения бизнеса, в первую очередь увеличения предельно допустимой численности работников с учетом специфики отраслей, упрощению и удешевлению процедур государственной регистрации субъектов предпринимательства, кредитования, рассмотрения хозяйственных споров, ликвидации бизнеса, улучшению состояния деловой среды и условия ведения бизнеса в Узбекистане, а также устранению недостатков не отвечающих в полной мере требованиям и принципам свободной рыночной экономики, общепринятым международным нормам, устранению излишних регламентаций предпринимательской деятельности, внедрению бесконтактных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства.

 

Литература:

 

1.      И.А. Каримов. Наша главная цель - демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны. 28.01.2005, Т., «Узбекистан», 2005, с. 42.

2.      Доклад И.А. Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, 28.01.2005 г. «Народное слово», 28.01.2005 г.

3.      Указ Президента республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций». 11.04.2005 г. - «Правда Востока», 12 апреля 2005 г. (№ 72).



[1] Вычислено на основе данных государственной статистики Республики Узбекистан.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Узбекистан, частное предпринимательство, доля, доллар США, валовый внутренний продукт, инвестиционный климат, мировой рынок, правовая база, благоприятный инвестиционный климат.


Похожие статьи

Благоприятный инвестиционный климат — важный фактор...

Известно, что на макроуровне благоприятный инвестиционный климат формируется в

Инвестиционный климат формируется под влияниями демографических факторов.

Следует отметить, в Узбекистане природно-климатические и демографические условия с точки зрения...

Преимущества создания благоприятного инвестиционного...

Преимущества создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Узбекистан. Авторы: Темирова Мухаббат Темировна, Алиева Д., Сувонова М. Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит.

Активизация мер и механизмов инвестиционного климата...

Созданный благоприятный инвестиционный климат напрямую влияет на приток в экономику иностранных инвестиций, на развитие деловых отношений, успешное осуществление бизнеса.

Институционально-экономические аспекты привлечения прямых...

В статье рассматриваются факторы формирования благоприятного делового климата и повышения инвестиционной привлекательности экономики Узбекистана для прямых иностранных инвестиций, их динамика и формы привлечения.

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства...

малый бизнес, частное предпринимательство, Узбекистан, предпринимательская деятельность, рыночная экономика, развитие, процент, занятое население, благоприятный деловой климат...

Активизация роли предприятий по привлечению инвестиций...

инвестиция, инвестиционный проект, инвестор, предприятие, решение, Узбекистан, иностранный капитал, выкупная стоимость, благоприятный инвестиционный климат, инвестиционный климат.

Динамика изменения предпринимательского климата...

Ключевые слова:малый и средний бизнес, динамика изменения предпринимательского климата, проблемы малого и среднего бизнеса, финансовая активность.

На сегодняшний день, доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России составляет 20 %, в то...

Привлечение иностранных инвестиций — мощный стимул...

За годы независимости в Республике Узбекистан создан благоприятный инвестиционный климат, широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с...

Создание благоприятного инвестиционного климата с целью...

Российская Федерация, благоприятный инвестиционный климат, российская экономика, Россия, инвестиция, инвестор, инвестиционный климат, иностранный инвестор, иностранный капитал, мировая экономика.

Благоприятный инвестиционный климат — важный фактор...

Известно, что на макроуровне благоприятный инвестиционный климат формируется в

Инвестиционный климат формируется под влияниями демографических факторов.

Следует отметить, в Узбекистане природно-климатические и демографические условия с точки зрения...

Преимущества создания благоприятного инвестиционного...

Преимущества создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Узбекистан. Авторы: Темирова Мухаббат Темировна, Алиева Д., Сувонова М. Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит.

Активизация мер и механизмов инвестиционного климата...

Созданный благоприятный инвестиционный климат напрямую влияет на приток в экономику иностранных инвестиций, на развитие деловых отношений, успешное осуществление бизнеса.

Институционально-экономические аспекты привлечения прямых...

В статье рассматриваются факторы формирования благоприятного делового климата и повышения инвестиционной привлекательности экономики Узбекистана для прямых иностранных инвестиций, их динамика и формы привлечения.

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства...

малый бизнес, частное предпринимательство, Узбекистан, предпринимательская деятельность, рыночная экономика, развитие, процент, занятое население, благоприятный деловой климат...

Активизация роли предприятий по привлечению инвестиций...

инвестиция, инвестиционный проект, инвестор, предприятие, решение, Узбекистан, иностранный капитал, выкупная стоимость, благоприятный инвестиционный климат, инвестиционный климат.

Динамика изменения предпринимательского климата...

Ключевые слова:малый и средний бизнес, динамика изменения предпринимательского климата, проблемы малого и среднего бизнеса, финансовая активность.

На сегодняшний день, доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России составляет 20 %, в то...

Привлечение иностранных инвестиций — мощный стимул...

За годы независимости в Республике Узбекистан создан благоприятный инвестиционный климат, широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с...

Создание благоприятного инвестиционного климата с целью...

Российская Федерация, благоприятный инвестиционный климат, российская экономика, Россия, инвестиция, инвестор, инвестиционный климат, иностранный инвестор, иностранный капитал, мировая экономика.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Благоприятный инвестиционный климат — важный фактор...

Известно, что на макроуровне благоприятный инвестиционный климат формируется в

Инвестиционный климат формируется под влияниями демографических факторов.

Следует отметить, в Узбекистане природно-климатические и демографические условия с точки зрения...

Преимущества создания благоприятного инвестиционного...

Преимущества создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Узбекистан. Авторы: Темирова Мухаббат Темировна, Алиева Д., Сувонова М. Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит.

Активизация мер и механизмов инвестиционного климата...

Созданный благоприятный инвестиционный климат напрямую влияет на приток в экономику иностранных инвестиций, на развитие деловых отношений, успешное осуществление бизнеса.

Институционально-экономические аспекты привлечения прямых...

В статье рассматриваются факторы формирования благоприятного делового климата и повышения инвестиционной привлекательности экономики Узбекистана для прямых иностранных инвестиций, их динамика и формы привлечения.

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства...

малый бизнес, частное предпринимательство, Узбекистан, предпринимательская деятельность, рыночная экономика, развитие, процент, занятое население, благоприятный деловой климат...

Активизация роли предприятий по привлечению инвестиций...

инвестиция, инвестиционный проект, инвестор, предприятие, решение, Узбекистан, иностранный капитал, выкупная стоимость, благоприятный инвестиционный климат, инвестиционный климат.

Динамика изменения предпринимательского климата...

Ключевые слова:малый и средний бизнес, динамика изменения предпринимательского климата, проблемы малого и среднего бизнеса, финансовая активность.

На сегодняшний день, доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России составляет 20 %, в то...

Привлечение иностранных инвестиций — мощный стимул...

За годы независимости в Республике Узбекистан создан благоприятный инвестиционный климат, широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с...

Создание благоприятного инвестиционного климата с целью...

Российская Федерация, благоприятный инвестиционный климат, российская экономика, Россия, инвестиция, инвестор, инвестиционный климат, иностранный инвестор, иностранный капитал, мировая экономика.

Благоприятный инвестиционный климат — важный фактор...

Известно, что на макроуровне благоприятный инвестиционный климат формируется в

Инвестиционный климат формируется под влияниями демографических факторов.

Следует отметить, в Узбекистане природно-климатические и демографические условия с точки зрения...

Преимущества создания благоприятного инвестиционного...

Преимущества создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Узбекистан. Авторы: Темирова Мухаббат Темировна, Алиева Д., Сувонова М. Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит.

Активизация мер и механизмов инвестиционного климата...

Созданный благоприятный инвестиционный климат напрямую влияет на приток в экономику иностранных инвестиций, на развитие деловых отношений, успешное осуществление бизнеса.

Институционально-экономические аспекты привлечения прямых...

В статье рассматриваются факторы формирования благоприятного делового климата и повышения инвестиционной привлекательности экономики Узбекистана для прямых иностранных инвестиций, их динамика и формы привлечения.

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства...

малый бизнес, частное предпринимательство, Узбекистан, предпринимательская деятельность, рыночная экономика, развитие, процент, занятое население, благоприятный деловой климат...

Активизация роли предприятий по привлечению инвестиций...

инвестиция, инвестиционный проект, инвестор, предприятие, решение, Узбекистан, иностранный капитал, выкупная стоимость, благоприятный инвестиционный климат, инвестиционный климат.

Динамика изменения предпринимательского климата...

Ключевые слова:малый и средний бизнес, динамика изменения предпринимательского климата, проблемы малого и среднего бизнеса, финансовая активность.

На сегодняшний день, доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России составляет 20 %, в то...

Привлечение иностранных инвестиций — мощный стимул...

За годы независимости в Республике Узбекистан создан благоприятный инвестиционный климат, широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с...

Создание благоприятного инвестиционного климата с целью...

Российская Федерация, благоприятный инвестиционный климат, российская экономика, Россия, инвестиция, инвестор, инвестиционный климат, иностранный инвестор, иностранный капитал, мировая экономика.

Задать вопрос