Авторы: Усманова Насиба Юнусовна, Иргашев Анвар Фарходович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.07.2016

Статья просмотрена: 324 раза

Библиографическое описание:

Усманова Н. Ю., Иргашев А. Ф. Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 529-532.



Малый бизнес и частное предпринимательство — это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения. Это наиболее гибкая часть рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов невысокой квалификации и с недостаточным опытом, желающих иметь гибкий рабочий день. Часто только здесь могут найти работу социально уязвимые слои населения: женщины, молодые люди, впервые ищущие работу, имеющие невысокий уровень образования и трудового опыта

Малый бизнес стал одним из важных факторов экономического развития и в нашей стране.Развитие малого бизнеса — одно из главных направлений структурных преобразований в экономике Узбекистана. Этот сектор создает необходимую атмосферу конкуренции, способствует созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения.

Для развития малого бизнеса и частного предпринимательство в Республике Узбекистан имеются большие возможности, так как наш народ испокон веков занимается мелким предпринимательством: гончары, ювелиры, кондитеры, ткачи и другие ремесленники производили домашнюю утварь, орудия труда, ювелирные украшения, золотошвейные изделия, одежду, обувь и другие продукты индивидуально или с членами своих семейств в своих маленьких мастерских. Основная часть этих товаров отправлялась на продажу по Великому шелковому пути. Развитию малого бизнеса способствовали благоприятные природно-климатические условия, трудолюбие народа, богатые сырьевые ресурсы.

В современном Узбекистане малый бизнес представляют индивидуальные предприниматели, микрофирмы, малые предприятия, а также дехканские и фермерские хозяйства.

Для обеспечения максимально благоприятной бизнес-среды субъектам предпринимательства предоставляются различные льготы и преференции, а также оказывается всесторонняя поддержка. Приватизация является основой формирования многоукладной экономики и дальнейшего развития рыночных отношений. За годы независимости приватизировано около 86,7 тысячи единиц государственных предприятий и объектов. В результате возник новый для Узбекистана социальный слой общества — класс собственников численностью около 6,5 млн. человек. Наряду с приватизацией высокими темпами развивался и малый бизнес, что в свою очередь составляло основу формирования рыночной экономики и конкурентной среды в Узбекистане.

Как было отмечено в докладе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 г. и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 г., доля малого бизнеса и частного предпринимательства в формировании ВВП выросла за период с 2010 г. с 31 % до 56 %, а в производстве промышленной продукции — с 12,9 % до 31, %. В настоящее время в этой сфере экономики трудятся более 76,5 % всего занятого населения против 49,7 % в 2015 г.

С целью ускоренного развития этого сектора экономики важнейшим приоритетом определено создание благоприятных условий, льгот и преференций, оказание всесторонней поддержки предпринимателям. Именно на это направлена деятельность Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан, созданной по инициативе Президента Ислама Каримова. Имея структурные подразделения во всех регионах страны, в частности, 14 территориальных управлений, 127 информационно-консультационных и бизнес-центров, 14 третейских судов, 3 тренинг-ресурсных центра и 21 унитарное предприятие, ТПП эффективно сотрудничает с органами государственной власти и управления, что способствует неуклонному росту доверия предпринимателей и укреплению партнерства между ними и государством.

Более того, правительством Республики Узбекистан осуществляется определенная работа в деле создания в стране всесторонне благоприятной бизнес-среды для предпринимательской деятельности и инвестиционного климата, в том числе, совершенствования нормативно-правовой базы, обеспечения целостности льгот и преференций, создаваемых для субъектов малого бизнеса и иностранных инвесторов, предотвращения бюрократических барьеров и преград, возникающих в налаживании и ведении предпринимательской деятельности. В частности, проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан “О гарантиях свободы предпринимательской деятельности” направлен на дальнейшее стимулирование развития предпринимательства, предоставление большей свободы для деятельности субъектов предпринимательства и упрощение действующей процедуры их организации. В проект закона введена отдельная норма о презумпции правоты субъекта предпринимательства, в соответствии с которой все противоречия и неясности, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательства, а это способствует более полной и надежной защите их законных прав и интересов.

Основная цель Закона “О семейном предпринимательстве” заключается в создании необходимой законодательной базы для развития семейного предпринимательства в различных сферах экономики в качестве важной формы малого бизнеса и частного предпринимательства, усилении правовых гарантий для семейного бизнеса и организации новых рабочих мест. Законом конкретно определены участники семейного предприятия, намечен четкий механизм их регистрации и упразднения, упрощены процедуры подключения семейного предприятия к инфраструктуре. Также намечено упрощенное осуществление процедуры бухгалтерского учета и налогообложения семейных предприятий.

В поддержке субъектов предпринимательства с помощью экономических стимулов важную роль играют налоговые льготы.

Налоговые льготы — это полное или частичное освобождение от уплаты налога юридических или физических лиц, имеющих налогооблагаемую базу согласно налоговому законодательству. Эти льготы внедряются на основе Налогового кодекса Республики Узбекистан, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан.

Для семейных предприятий имеются и налоговые послабления: они освобождены от уплаты ЕНП по выручке, которая получена от реализации изделий художественных промыслов и прикладного искусства собственного изготовления (перечень утверждается Кабинетом Министров). Семейная фирма образуется на основе учредительного договора, который заключен между членами семьи, с указанием обязательств личного трудового участия и перечня общего или долевого имущества, вовлеченного в деловой оборот. Также договором, по желанию участников, могут быть определены и условия распределения прибыли, приносимой семейным бизнесом. Прибыль после уплаты налогов и других обязательных платежей поступает в распоряжение участников и налогообложению не подлежит.

Принципы стимулирования, обеспечивающие развитие малого бизнеса и частного предпринимательства — это предоставление налоговых льгот, применение упрощенной системы налогообложения, льготное кредитование, сокращение периодичности и сроков представления налоговой и бухгалтерской отчетности в государственные налоговые и статистические органы, пути сокращения периодичности налоговых и других проверок.

Зарубежный опыт показывает, что в развитых государствах малые предприятия составляют от 80 до 97 процентов общего числа предприятий, обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного населения, производят до 70 процентов национального продукта. К примеру, в Сингапуре в малом бизнесе занято около 80 процентов всего занятого населения. Оно обеспечивает примерно 4–5 процентов прироста ВВП. В Китае малый бизнес производит большую часть продукции и услуг. Основная часть экспортируемых товаров Китая приходится именно на долю малого бизнеса.

Малый бизнес стал одним из важных факторов экономического развития и в Узбекистане. По итогам 2015 года его доля в производстве валового внутреннего продукта составила 52,5 процента, а в 2010 году — 31 процент. Доля занятых в этой сфере из общей численности занятого населения в 2015 году выросла до 74,6 процента по сравнению с 49,7 процента в 2010 году.

Проведенные исследования показали, что за годы независимости в Узбекистане создана прочная законодательная база, закрепляющая приоритет частной собственности − основы рыночной экономики. Сформированы благоприятный деловой климат и надежные правовые гарантии ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства как важнейшего фактора формирования среднего класса собственников, устойчивого развития экономики страны, создания новых рабочих мест и роста доходов населения.

В результате, за последние десять лет доля малого бизнеса и частного предпринимательства в структуре ВВП страны возросла с 31,0 % в 2015 году до 54,0 % в 2015 году, общий уровень занятости в различных отраслях экономики за те же годы увеличился с 49,7 % до 74,8 %. В целом доля доходов от предпринимательской деятельности составляет свыше 47 % от совокупных доходов населения.

Если рассматривать по отраслям национальной экономики страны, то в 2015 году доля малого бизнеса и частного предпринимательства в сельском хозяйстве составила 97,9 %, производимой продукции, промышленности — 21,0 %, сфере инвестиций — 31,6 %, строительстве — 69,0 %, торговле — 47,0 %, оказании платных услуг — 46,4 %, грузообороте — 42,0 %, пассажирообороте — 81,3 %, экспорте — 18,8 % и импорте — 37,4 %.

Был существенно упрощен и стал более прозрачным порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства и их подключения к инженерно-коммуникационным сетям. Так, в два раза сокращены ставки государственной пошлины за регистрацию, значительно расширен перечень видов деятельности, по которым предельная среднегодовая численность работников малых предприятий увеличена до ста человек, разработан и внедрен механизм по масштабному вовлечению субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в процесс государственных закупок.

Развитие этого сектора сыграло немаловажную роль и в структуре внешней торговли страны. В 2007 году доля малого бизнеса в экспорте товаров и услуг составила 10,2 процента, в 2015-м — 14,8 процента. Это свидетельствует о том, что производимые отечественными предпринимателями товары и предоставляемые услуги имеют высокую конкурентоспособность и за рубежом. Динамичное развитие малого бизнеса идет благодаря либерализации экономики и созданию качественно новой деловой среды. Это привело к снижению уровня издержек при ведении бизнеса и повышению эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, позволило вкладывать больше средств в развитие производства.

С первых лет создания основ рыночной экономики руководство Узбекистана уделяло большое внимание разработке законодательно-правовой базы, организации финансовой поддержки, защите прав предпринимателей, подготовке и переподготовке кадров, развитию рыночной инфраструктуры, обслуживающей малое предпринимательство. Сегодня мы видим плоды этой работы. Количество зарегистрированных субъектов малого бизнеса выросло с 182947 в 2000 году до 852975 в 2016-м. Определены основные приоритеты развития этого сектора — создание максимально благоприятной деловой среды для развития бизнеса, реализация мер по предоставлению большей свободы предпринимательству, дальнейшее масштабное сокращение вмешательства государственных и контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства и расширение доступа малого бизнеса к кредитным, сырьевым ресурсамсоздание необходимых организационных, правовых и финансовых механизмов и условий для развития экспортного потенциала этого сектора.

Достигнутые результаты и осуществленные меры за годы независимости, направленные на развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, — яркое свидетельство того, что сформирован благоприятный деловой климат, есть все возможности для дальнейшего развития экономики Узбекистана.

Литература:

  1. Балашевич М. И. «Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт». Учебное пособие. Минск-2001
  2. Серван-Жрейбер Ж. Л. «Ремесло предпринимателя». Москва-2002г.
  3. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год
  4. Примова А. А. «Тексты лекций по курсу «Малый бизнес и предпринимательство» Бухара -2013г.
  5. www. Biblioteka. Uz
Основные термины (генерируются автоматически): малого бизнеса, частного предпринимательства, Республики Узбекистан, доля малого бизнеса, субъектов предпринимательства, субъектов малого бизнеса, развитие малого бизнеса, Президента Республики Узбекистан, развития малого бизнеса, предпринимательской деятельности, Республики Узбекистан Ислама, Узбекистан Ислама Каримова, занятого населения, рыночной экономики, субъекта предпринимательства, социально-экономического развития страны, итогам социально-экономического развития, Развитие малого бизнеса, доходов населения, стране.Развитие малого бизнеса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос