Библиографическое описание:

Новикова Т. В. Институционально-экономические аспекты привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Узбекистана // Молодой ученый. — 2017. — №1.3. — С. 54-57. — URL https://moluch.ru/archive/135/37537/ (дата обращения: 23.04.2018).



В статье рассматриваются факторы формирования благоприятного делового климата и повышения инвестиционной привлекательности экономики Узбекистана для прямых иностранных инвестиций, их динамика и формы привлечения.

The article examines the factors creating a favorable business climate and increase the investment attractiveness of Uzbekistan's economy for foreign direct investments, their dynamics and forms of attraction.

Ключевые слова: миграция капитала, иностранные инвестиции, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, инвестиционный климат.

Keywords: capital migration, foreign investments, direct investments, portfolio investments, investment climate

Высокая инвестиционная активность – необходимое условие развития экономики, важный фактор устойчивого долгосрочного экономического роста. Инвестиционная активность достигается за счет роста объемов инвестиционных ресурсов и их эффективного использования в реальном секторе экономики. Инвестиции формируют научно-технический потенциал и повышают конкурентоспособность экономики страны на мировом рынке. Большое значение при этом для многих государств имеет привлечение иностранного капитала в форме прямых, портфельных инвестиций и других активов.

Прямые иностранные инвестиции – это вложения иностранных инвесторов, дающие право участия в управлении предприятием на территории другого государства и получения прибыли. Портфельные инвестиции – это вложения капитала в иностранные ценные бумаги, которые не дают инвестору право контроля за объектом инвестирования, но обеспечивают высокую ликвидность активов. К прочим активам относятся торговые кредиты, кредиты, полученные от международных организаций и другие.Выбор инвестиционной политики зависит от заданных на данном конкретном этапе развития экономических целей.

На наш взгляд, наиболее приемлемыми являются прямые инвестиции, так как они характеризуются наличием долговременных интересов инвестора в экономике принимающей страны и могут принести большую выгоду по сравнению с другими активами. Также прямые иностранные инвестиции являются наиболее эффективным способом интеграции национальной экономики в мировую экономику.

Реальные объемы инвестиционных потоков между различными странами и регионами определяются:

- несовпадением объема спроса на инвестиции и объема их предложения в разных странах;

- наличием в странах-импортерах более дешевого сырья и рабочей силы;

- возможностью монополизации рынка принимающей страны;

- стабильностью политической обстановки и благоприятным инвестиционным климатом в принимающей стране.

Понятие инвестиционного климата характеризуется комплексностью и включает следующие направления: государственную политику в отношении иностранных инвестиций; экономические условия (общее состояние экономики, состояние валютной, финансовой, кредитной системы страны, таможенный режим и т.п.); действующее законодательство в области создания, функционирования, налогообложения предприятий.

Страны конкурируют между собой по привлечению иностранных инвестиций в экономику, так как последние позволяют привлекать дополнительные инвестиционные капиталы, использовать передовые зарубежные технологии, технику и методы организации производства, расширять и диверсифицировать отечественное производство, повышать его эффективность, облегчить доступ к мировому рынку, развивать экспортные возможности, создавать дополнительные рабочие места.

Узбекистан обладает значительными запасами золота, урана, меди, серебра, свинца, цинка, природного газа и других полезных ископаемых. В стране выявлены 1644 месторождения полезных ископаемых, общий минерально-сырьевой потенциал оценивается в 11 трлн. долл. Узбекистан также характеризуется выгодным географическим расположением, что создает благоприятные условия для развития регионального сотрудничества, участия в региональных и транснациональных транспортных коридорах, обладает квалифицированной, но дешевой рабочей силой.

За годы независимости в Узбекистане удалось достичь политической и макроэкономической стабильности, сбалансированности внутреннего и внешнего секторов экономики, создать условия для поддержания высоких темпов экономического роста – в среднем 8% в год, развить новые высокотехнологичные отрасли, создать устойчивую банковско-финансовую систему, снизить налоговую нагрузку.

С 1июля 2005 года предприятия с иностранными инвестициями освобождены от уплаты налогов на прибыль, налога на имущества, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, обязательных отчислений в дорожный фонд. Льготы предоставляется сроком от 3 до 7 лет в зависимости от объема прямых инвестиций до 3млн. долл. - на 3 года, до 10млн. долл. - на 5 лет, свыше 10млн. долл. – на 7 лет [4].

Установлена упрощенная система государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями по принципу в «одно окно».

В республике создана широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана система мер стимулирующих деятельность предприятий с иностранными инвестициями. Государство гарантирует предоставление иностранным инвесторам не менее благоприятных условий, чем для отечественных инвесторов. К гарантиям относятся: стабильность законодательства, сохранение собственности использования средств, их перевода и возврат и др. [3]

Все это формирует благоприятный инвестиционный климат. Так, по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в рейтинге «Doing Business» группы Всемирного банка позиция Узбекистана за 2015 год выросла со 103 места на 87 (расчет по 189 странам). [5]

Основой правового регулирования в области привлечения иностранных инвестиций в Республике Узбекистан являются Законы «Об иностранных инвестициях», «Об инвестиционной деятельности», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», а также ряд Указов Президента и Постановлений Правительства.

Иностранные инвесторы осуществляют инвестиционную деятельность в Республике Узбекистан в следующих формах: создание предприятия, полностью принадлежащего иностранному инвестору; долевое участие в предприятиях, компаниях, банках, страховых организациях и других предприятиях, созданных совместно с юридическими и /или физическими лицами-резидентами Узбекистана; приобретение акций, облигаций, сертификатов акций и других ценных бумаг; приобретение прав на интеллектуальную собственность (авторские права, патенты, товарные знаки и другие); приобретение права собственности на объекты торговли, сферы обслуживания, жилые помещения, включая права владения и пользования землей и природными ресурсами; приобретение концессий и других формах, не противоречащих законодательству.[1]

Иностранные инвесторы могут создавать в Республике Узбекистан предприятия в любой допускаемой законом организационно-правовой форме. Предприятием с иностранными инвестициями считается предприятие, в котором иностранные инвестиции составляют не менее 30% акций или доли уставного фонда. [1]

Анализ динамики освоения иностранных инвестицийпоказывает, что поток привлекаемых в экономику Узбекистана иностранных инвестиций в различных формах растет из года в год (табл.1). Так, за I полугодие 2015 года совокупные инвестиции, привлеченные в иностранных валютах, увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 11%. [6]

Таблица 1

Динамика освоения иностранных инвестиций и кредитов[6]

Показатели

Ед. изм.

2013

2014

2013/I-II

2014/I-II

2015/I-II

Иностранные инвестиции и кредиты

млрд.

сум

5595,6

6818,1

2342,8

2998,2

3842,3

Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций

%

20,3

20,2

19,4

20,0

21,3

Прямые иностранные инвестиции

млрд.

сум

4379,1

5339,1

1744,6

2434,6

2977,1

Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций

%

15,9

15,8

14,4

16,2

16,5

Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций

%

78,3

78,3

74,5

81,2

77,5

Источник: Данные Госкомстата Республики Узбекистан

За этот же период 2016 года объем иностранных инвестиций вырос на 17,2%, до 1,76 млрд. долл. Их удельный вес в общем объеме капиталовложений увеличился до 23% против 21,3% за этот же период 2015 года. Объем освоенных иностранных инвестиций, привлеченных под гарантии Правительства Узбекистана, составил 590 млн. долл. (рост 1,19 раза), объём прямых инвестиций - 1,17млрд. долл. В рамках государственной инвестиционной программы реализовано 43 проекта, стоимостью 1,9 млрд. долл. [7]

В целом, в 2016 году в Узбекистане планируется освоить 4,04 млрд. долл. иностранных инвестиций по 154 инвестиционным проектам. [7]

Партнерами по реализации инвестиционных проектов являются компании более 20 государств мира, в том числе из Южной Кореи, России, Китая, Германии, Японии, Нидерландов и других стран. А также такие крупнейшие международные финансовые институты, как Азиатский банк развития, Мировой банк, Исламский банк, инвестиционные банки Южной Кореи и Японии, ряда арабских государств и др.

Анализ структуры иностранных инвестиций по отраслям экономики показывает, что их доля наиболее высока в топливно-энергетическом секторе экономике и незначительна в сельском хозяйстве, пищевой промышленности (табл.2).

Динамично развиваются ведущие отрасли экономики Узбекистана: электроэнергетическая, машиностроение и металлообработка, нефтегазодобывающая, легкая,пищевая. Успешная реализация инвестиционных программ предприятиями этих отраслей экономики требует значительного притока новых источников финансирования, в том числе и в форме прямых иностранных инвестиций.

Таблица 2

Структура иностранных инвестиций по отраслям экономики (%) [6]

Показатели

2013

2014

2013/I-II

2014/I-II

2015/I-II

Инвестиции - всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Производственное строительство

94,9

94,7

92,5

94,0

94,5

топливно-энергетический сектор

35,0

59,9

36,4

58,1

65,0

металлургия

0,8

0,1

0,3

0,0

0,3

химическая и нефтехимическая

3,7

0,8

2,9

0,8

1,4

машиностроение

1,4

1,0

1,0

1,3

1,2

легкая

3,6

1,3

6,5

1,6

2,2

пищевая

1,9

3,5

0,4

0,9

0,3

строительных материалов

1,0

1,0

1,4

0,3

0,02

сельское хозяйства

3,0

2,3

3,5

2,8

1,0

транспорт и связь

40,3

22,1

36,4

24,2

18,8

другие отрасли

4,1

2,7

3,7

4,0

4,3

непроизводственное строительство

5,1

5,3

7,5

6,0

5,5

Источник: Данные Госкомстата Республики Узбекистан

В связи с этим важно систематически работать над совершенствованием инвестиционного климата в Узбекистане, формированием инвестиционной политики, гибко реагирующей на изменяющуюся экономическую ситуацию в стране и мире. Однако, необходимо помнить о следующих проблемах, связанных с привлечением иностранного капитала:

- иностранный капитал вкладывается в экономику единовременно при покупке или создании предприятия. А репатриация прибыли происходит постоянно. Поэтому возникает необходимость решения вопроса о ее реинвестировании;

- инвестирование иностранного капитала направляется в отрасли, приносящие максимальную прибыль. Это может вызвать непропорциональное развитие национальных отраслей;

- есть опасность ввоза экологически вредных производств.

И поэтому иностранные инвестиции должны привлекаться на принципах социально-экономической эффективности, взаимовыгодности и поддержания приоритетности государственной структурной и воспроизводственной политики, экологической и экономической безопасности.

Литература:

  1. Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях» № 603-1от 30.04.1998 г.
  2. Закон Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности» № 719-1 от 24.01.1998г.
  3. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»
  4. Указ Президента Республики Узбекистан № УП—4434 от 10.04.2012 г. «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций».
  5. Каримов И.А. Наша главная цель – несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса // Вечерний Ташкент от 16 января 2016 г. № 12
  6. Экономика Узбекистана. Информационно-аналитический бюллетень за январь-июль 2015 г. – Ташкент, 2015.
  7. http://www.ru.sputniknews-uz.com/economy/20160428
Основные термины (генерируются автоматически): иностранных инвестиций, иностранные инвестиции, иностранными инвестициями, «Об иностранных инвестициях», иностранных инвесторов, прямых иностранных, Республике Узбекистан, Узбекистана иностранных инвестиций, Республики Узбекистан, Республики Узбекистан «Об, Узбекистан «Об иностранных, Закон Республики Узбекистан, прямых иностранных инвестиций, привлечению иностранных инвестиций, отношении иностранных инвестиций, прямых инвестиций, объем иностранных инвестиций, привлечения иностранных инвестиций, «Об инвестиционной деятельности», иностранного капитала.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос