Динамика изменения предпринимательского климата и финансовой активности малого и среднего бизнеса в Европе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 11.11.2015

Статья просмотрена: 436 раз

Библиографическое описание:

Баташева, Э. А. Динамика изменения предпринимательского климата и финансовой активности малого и среднего бизнеса в Европе / Э. А. Баташева, М. А. Барзаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 346-349. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23111/ (дата обращения: 24.04.2024).

 

В данной статье авторами показана динамика изменения предпринимательского климата в Европе, а так же рассмотрена финансовая активность МСБ, определены основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Европе.

Ключевые слова:малый и средний бизнес, динамика изменения предпринимательского климата, проблемы малого и среднего бизнеса, финансовая активность.

 

Key words:small and medium business, changes in the business climate, problems of small and medium-sized businesses, financial activity.

 

Значительная роль МСП заключается также и в том, что он насыщает рынок новыми товарами и услугами, обеспечивает достаточное количество новых рабочих мест, удовлетворяет нужды крупных предприятий. Зарубежная практика стимулирования и развития МСП показывает, что государственная поддержка данного направления благотворно влияет на устойчивость экономики в целом.

На сегодняшний день, доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России составляет 20 %, в то время как в 2011 году этот показатель в США и Германии был на уровне 50–52 %, в Франции — 55–62 %, в Японии — 52–55 %. В соответствии с концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, планируется увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП страны в два раза3.В соответствии с указанными критериями по состоянию на 1 января 2014 года, по данным Росстата и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 5,59 млн субъектов МСП. Среди субъектов МСП преобладают индивидуальные предприниматели, а количество малых и средних предприятий сократилось на 0,2 % и 3,6 % соответственно. Данная динамика свидетельствует об ухудшающихся условиях для функционирования субъектов МСП

Не секрет, что малый и средний бизнес занимает большое место в экономике Европы — на его долю приходится 99,8 % нефинансовых предприятий Европейского Союза. По сравнению с крупными, малых предприятий отличает большая гибкость и относительная устойчивость в условиях кризиса. Вместе с тем, малый бизнес в гораздо большей степени зависит от заемного финансирования, доступность которого ощутимо снизилась во время кризиса. Поэтому в последние годы внутренняя экономическая политика Европейского Союза была направлена на улучшение бизнес-климата и облегчение доступа малому и среднему бизнесу к рынкам капитала. Результативность этой политики наглядно отражает динамика Индекса предпринимательского климата МСБ, который публикует Европейская ассоциация малого и среднего предпринимательства (TheEuropeanAssociationofCraft, SmallandMedium-sized Enterprises). Индекс демонстрирует положительную динамику четвертый период (полугодие) подряд и по состоянию на I полугодие 2015 года достиг 72,3 (+0,6) процентных пунктов.

В наше время в зарубежных странах широко распространяются интерактивные инструменты развития и поддержки МСб, такие как информационные порталы, вебинары, видеоконференции и т. п. В качестве примера выступает Континентальная сеть в поддержку малого и среднего бизнеса (European Enteprise Network) — портал с бесплатными информационными ресурсами по поддержке МСП, который объединил в себе более 600 агентств и организаций, выполняющих роль посредника между МСП и Евросоюзом.

Любой представитель МСП может относительно быстро и просто узнать обо всех возможностях развития компании, новых методах и технологиях, повышении квалификации сотрудников, оценить рискованность работы в другой стране ЕС и, главное, получить прямые контакты и всю необходимую информацию о конкретном Европейском фонде, который может софинансировать проект развития данного предприятия, что оказывает существенную поддержку малому и среднему бизнесу.

Безусловно, даже в развитых зарубежных странах имеются свои проблемы малого и среднего бизнеса. Наиболее существенными из них являются:

 

Согласно данным Европейского Центрального Банка, в 2014 году наиболее значимыми задачами для малого и среднего бизнеса являлись поиск новых клиентов, найм квалифицированных кадров и решение проблем, связанных с государственным регулированием предпринимательской деятельности. Доступность заемного финансирования занимает пятое место в рейтинге.

При этом уровень значимости данного фактора существенно колеблется по странам. Наиболее существенной эта проблема является для Греции (32 % представителей греческих МСБ отметили ее в качестве приоритетной), Ирландии (18 %), Испании и Португалии (по 17 %), в то время как для Германии и Австрии значение показателя составляет 9 % и 7 % соответственно.

Банковские кредиты по-прежнему являются наиболее востребованным источником внешнего финансирования для малого и среднего бизнеса — в них заинтересован 61 % европейских предприятий.

По всем указанным направлениям поддержка оказывается за счет широкого ряда инструментов, а именно: выдача гарантий на возврат кредита, предоставление заемных ресурсов, формирование собственного капитала предприятия, предоставление грантов (субсидий) и консультационная (образовательная) поддержка. Выбор конкретного инструмента (или набора инструментов) для поддержки производится по итогам:

                    оценки предприятия (финансовое положение, деловая репутация);

                    оценки проекта (определение реализуемости, коммерческой эффективности инвестиционного проекта);

                    оценки технологии (продукта, услуги), предполагаемой к разработке в рамках проекта;

                    оценки специальных аспектов проекта.

При этом максимально широким набором инструментов поддержки потенциально может располагать тот субъект малого и среднего бизнеса, реализация проекта которого приведет к росту показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, включая количество рабочих мест, и будет способствовать существенному технологическому развитию предприятия и/или экономики региона местонахождения предприятия.

                    МСП позволяет не только заполнить все имеющиеся рынки, но и полностью удовлетворить потребности населения в услугах и товарах;

                    становление МСП — одно из самых действенных средств обеспечения конкурентоспособной среды и антимонопольной политики;

                    МСП отличается от крупного и среднего бизнеса первоначально восприимчивостью и гибкостью по отношению к конъюнктуре рынка;

                    малые предприятия могут дешевле и быстрее обновлять основные фонды, производить полную или частичную автоматизацию процесса производства, внедрять и использовать новые технологии, добиваться оптимального соотношения ручного и автоматизированного труда;

                    развитие МСП создает класс мелких собственников и средний класс, заинтересованный в наведении порядка в стране и стабилизации экономики;

                    развитие МСП позволяет не только решить, но и смягчить проблему безработицы.

Так же одним из факторов сопутствующему изменению динамики предпринимательского климата является условия изменения кредитования МСБ. В таблице нами показаны условия изменения кредитования МСБ и приведена относительная разница (в процентах) между числом банков, смягчивших условия кредитования МСБ, и тех, кто их ужесточил….

Наименования стран

Общие условия по кредитованию

Маржа по кредитам

Маржа по наиболее рискованным кредитам

Германия

3

9

-3

Испания

60

80

40

Франция

13

36

11

Италия

25

63

-13

Нидерланды

0

13

13

 

Для стимулирования секьюритизации кредитов малого и среднего бизнеса ЕЦБ предпринимаются различные меры по упрощению и повышению прозрачности кредитных продуктов. В результате, несмотря на то, что кредиты МСБ по-прежнему составляют незначительную часть от общего объема секьюритизированных активов, в этом сегменте рынка также наметились положительные тенденции — рост объемов (по сравнению с 2013 годом) и снижение уровня дефолтности.

В 2005 г. в Великобритании были разрешены налоговые скидки на затраты на НИОКР. Таким образом, страна внесла вклад в инновационные компании, оказав положительное влияние на их рост. Отметим, что в Великобритании также предусмотрены различные налоговые стимулы для инвесторов в капитал малых и средних компаний.

Проанализировав практику налогового стимулирования в России и в развитых странах Запада, можно прийти к заключению: грамотная налоговая практика является важным фактором развития МСП. При этом развитые страны имеют более давние традиции налогового стимулирования малого бизнеса, чем Россия, и поэтому достигли в этой области больших результатов.

Заслуживает внимания тот факт, что около 90 % малых предприятий в ряде развитых стран ЕС, в США, Китае, Индии, Бразилии — это микропредприятия с численностью не более 5 чел. В этой связи представляется, что критерии отнесения предприятий к малому бизнесу имеют экономический смысл лишь в контексте проводимой экономической политики и данные об уровне развития малого бизнеса по разным странам несопоставимы.

Серьезное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства оказывает электронная торговля (e-commerce) — один из новейших феноменов в мировой экономике, нормативно-правовая база которой в странах-членах ЕАЭС также требует гармонизации. Наиболее быстрыми темпами электронная торговля развивается в США, где 17 млн. малых предприятий, а в секторе МСП создается более 40 % валового национального продукта, причем у половины малых предприятий выручка составляет менее 500 тыс. долл. По данным Electronic Payments Association, общий объем задействованного в это сфере капитала в США в 2010 году составил 50,3 трлн долл. Не в последнюю очередь это связано с тем, что в США развитию электронных средств связи, Интернета и электронной торговли уделяется особое внимание.

Полагаем, что принятие в нашей стране государственной программы по поддержке будущих национальных лидеров в лице сектора успешно функционирующих предпринимательских фирм среднего бизнеса сможет стать своеобразной площадкой для выращивания передовых производителей. В деятельности сектора предпринимательских фирм среднего бизнеса заложен потенциал роста, наиболее полно раскрыться которому поможет государственная программа по поддержке этих компаний.

 

Литература:

 

  1. В зоне евро. Банк кредитования обследования (первый квартал 2015), Европейский Центральный банк.
  2. Доклад о результатах обследования по вопросу о доступе для финансирования предприятий в зоне евро — с апреля по Сентябрь 2014, Европейского центрального банка.
  3. Инвестиции и финансирование инвестиций в Европе (2015) экономики департамента Европейского инвестиционного банка.
  4. Финансирование МСП и предпринимателей к 2015 году ОЭСР табло.
  5. The EU Craft and SME Barometer 2015/H1.
Основные термины (генерируются автоматически): среднее, США, бизнес, малый, малый бизнес, предпринимательский климат, предприятие, электронная торговля, Европейский Союз, Российская Федерация.


Ключевые слова

малый и средний бизнес, динамика изменения предпринимательского климата, проблемы малого и среднего бизнеса, финансовая активность

Похожие статьи

Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития

Почему малые и средние предприятия (МСП) имеют такую значимость в развитых европейских странах и в США? Какова государственная политика в области поддержки МСБ и как она реализуется?

Государственная поддержка малого предпринимательства...

малый бизнес, Казахстан, малое предпринимательство, Российская Федерация, Россия, развитие, государственное регулирование, оборот предприятия, малый, экономический рост.

Поддержка малого и среднего предпринимательства в России...

На сегодняшний день, малые и средние формы предпринимательства (МСП) являются одними из флагманов рыночной экономики. Стоит отметить, что в ведущих европейских странах около 60–70 % ВНП приходится на долю малого бизнеса...

Применение специальных налоговых режимов в зарубежных...

Отдельно на малый бизнес (включая микропредприятия) приходится меньше половины валового внутреннего продукта стран Европейского Союза. В США малое и среднее предпринимательство формирует половину валового внутреннего продукта.

Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса...

Малый и средний бизнес вносит большой вклад в экономику любой страны и способствует ускоренному экономическому росту.

Например, предприятие относится к малому предпринимательству в розничной торговле, при условии, что его среднегодовой доход за...

Перспективы развития малого предпринимательства...

малый бизнес, Российская Федерация, малое предпринимательство, среднее, мировая экономика, развитие малого, предпринимательство, основной критерий отнесения предприятий, долгосрочное...

Значение малого бизнеса в России | Статья в сборнике...

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, США, предприятие, малый, оптовая торговля, Российская Федерация, статистическая отчетность, розничная торговля.

Место малого бизнеса России в международной торговле

внешнеэкономическая деятельность, малое предпринимательство, малый бизнес, предприятие, внешняя экономическая деятельность, малый, внутренний рынок, мировая экономика, российское малое предпринимательство, РФ.

Малый бизнес как панацея для кризисной экономики

В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20 %, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 50 %.

Похожие статьи

Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития

Почему малые и средние предприятия (МСП) имеют такую значимость в развитых европейских странах и в США? Какова государственная политика в области поддержки МСБ и как она реализуется?

Государственная поддержка малого предпринимательства...

малый бизнес, Казахстан, малое предпринимательство, Российская Федерация, Россия, развитие, государственное регулирование, оборот предприятия, малый, экономический рост.

Поддержка малого и среднего предпринимательства в России...

На сегодняшний день, малые и средние формы предпринимательства (МСП) являются одними из флагманов рыночной экономики. Стоит отметить, что в ведущих европейских странах около 60–70 % ВНП приходится на долю малого бизнеса...

Применение специальных налоговых режимов в зарубежных...

Отдельно на малый бизнес (включая микропредприятия) приходится меньше половины валового внутреннего продукта стран Европейского Союза. В США малое и среднее предпринимательство формирует половину валового внутреннего продукта.

Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса...

Малый и средний бизнес вносит большой вклад в экономику любой страны и способствует ускоренному экономическому росту.

Например, предприятие относится к малому предпринимательству в розничной торговле, при условии, что его среднегодовой доход за...

Перспективы развития малого предпринимательства...

малый бизнес, Российская Федерация, малое предпринимательство, среднее, мировая экономика, развитие малого, предпринимательство, основной критерий отнесения предприятий, долгосрочное...

Значение малого бизнеса в России | Статья в сборнике...

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, США, предприятие, малый, оптовая торговля, Российская Федерация, статистическая отчетность, розничная торговля.

Место малого бизнеса России в международной торговле

внешнеэкономическая деятельность, малое предпринимательство, малый бизнес, предприятие, внешняя экономическая деятельность, малый, внутренний рынок, мировая экономика, российское малое предпринимательство, РФ.

Малый бизнес как панацея для кризисной экономики

В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20 %, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 50 %.

Задать вопрос