Любое предпринимательское предприятие, фирма являются открытой системой. В процессе получения ресурсов со стороны проектирования и производства продукции или оказания услуг реализации этой продукции или этих услуг во внешнюю среду предприятие активно взаимодействует с этой средой, а также со средой внутренней. Все это представляет собой предпринимательский процесс, направленный на достижение целей предприятия. Многообразны составляющие, входящие во внешнюю среду предприятия. В их число можно включить: внешние экономические факторы; внешние политические условия; внешние правовые составляющие; внешние научные и технические факторы; коммуникационные внешние условия; природно-климатические факторы и др.
Все эти составляющие внешней среды предпринимательского предприятия в большей или меньшей степени оказывают влияния на результативность его деятельности.
Наименьшее влияние на деятельность предпринимательского предприятия оказывают и составляющие внутренней среды предприятия. Их также можно сгруппировать следующим образом: производственно-технические факторы; социальные условия и составляющие; экономические факторы; информационная составляющая; маркетинговый фактор; фактор деловых отношений и поведения сотрудников[1].
Гражданским Кодексом (ГК) РФ предусмотрены различные организации. За исключением крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) они имеют статус организационно-правовых форм (ОПФ) или их разновидностей.
Эти организационно-правовые формы отличаются по многим параметрам, особенно по управлению этими организациями (особенности принятия управленческих решений, порядок формирования органов управления, мера ответственности и т.д.). Практика показывает, что перечисленные отличия требуют избирательного подхода к выбору ОПФ. Это означает, что правильный выбор предприятия позволит повысит его эффективность.
В развитых странах данной проблеме уделяется серьезное внимание. К примеру, немецкие ученые К. Бёме и Д. Шпаар считают, что «Каждая правовая форма аграрных предприятий имеет преимущества и недостатки. Максимальное использование преимуществ и ослабление недостатков — решающее условие для будущего всех правовых форм хозяйствования». Следует отметить, что разработки западных ученых в этой области не пригодны для использования в России. Объясняется это различием налоговых систем, несоответствием видов и характеристик ОПФ.
Предприятие Концерн Калашников является ОАО.
ОАО (Открытое акционерное общество) - Хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, владельцы которых могут отчуждать принадлежащую им часть без согласия других акционеров. Акционеры несут риск лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. Характеристики ОАО:
1) Виды членства, ограничения - Один вид членства — акционер. Им может быть физическое или юридическое лицо (численность не ограничивается).
2) Документы регистрации – Устав, учредительный договор, заявление о регистрации
3) Управление – Органы управления: общее собрание акционеров, наблюдательный совет, правление (дирекция) во главе с председателем (директором). Доля привилегированных (не голосующих) акций не должна превышать 25 %.
4) Ответственность – Акционеры несут ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций.
5) Прибыль-Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется между акционерами пропорционально тому количеству акций, которыми они владеют.
6) Выход- Чтобы выйти из ОАО акционер продаёт все свои акции любому лицу.
7) Плюсы и минусы-Численность акционеров не ограничена, в С/Х ОАО не эффективно, Предпочтительны при необходимости осуществления крупных капвложений (путём привлечения в участники потенциальных инвесторов) [2]
Опираясь на более чем двухвековые традиции создания оружия, всегда бывшего надёжным щитом России, ОАО «Концерн «Калашников» сосредоточен на постоянном развитии оборонного потенциала страны путём разработки и производства высокоэффективных инновационных боевых комплексов и систем вооружений. Наработанные опыт и технологии, являющиеся основой Холдинга, успешно применяются в гражданских сферах жизни: личной безопасности граждан, хобби, спорте.
Стратегические цели холдинга и индикаторы их достижения
С учётом миссии и сформировавшегося видения будущего определены следующие основные цели Холдинга:
1. Коммерческие_цели
Стать компанией, значимой для экономики Российской Федерации, к 2020 году увеличив объем валовой выручки в четыре раза.
Укрепить позицию одного из мировых лидеров по разработке и производству боевых и гражданских стрелковых комплексов, к 2020г увеличив выручку по этому направлению более чем в 3 раза.
К 2020 г стать одним из ведущих предприятий РФ по производству управляемых снарядов и ракет, производству СТОР и иных изделий и комплектующих ВВСТ, увеличив оборот в 10 раз.
«Концерн Калашников» сфокусирован на ряде стратегических целей:
• выпуск широкого ассортимента востребованных и конкурентоспособных на мировом рынке продуктов: разработка и производство стрелковых комплексов, высокоточной техники, средств технического обслуживания и технической_поддержки;
• построение эффективной структуры менеджмента, обладающей компетенциями, активами и ресурсами, необходимыми и достаточными для контроля всей производственной цепи, логистики и управления качеством продукции;
• обеспечение конкурентоспособности производственных процессов на уровне лучших мировых практик. Достижение максимальной специализации в ключевых компетенциях и технологических переделах и широкое применение механизмов аутсорсинга в части вспомогательных процессов.
3. Специальные_цели
Удерживать позиции ключевого поставщика высококачественного вооружения для Минобороны и других силовых структур Российской Федерации, обеспечивая производство и поставку в соответствии с контрактными требованиями [3].
Основная продукция предприятия это конечно стрелковое оружие, которое предприятие производит со дня своего основания в 1807 году. На сегодняшний день самый главный бренд концерна это автоматы Калашникова. АК и его модификации являются самым распространённым стрелковым оружием в мире. По имеющимся оценкам, к этому типу (включая лицензионные и нелицензионные копии, а также сторонние разработки на базе АК) принадлежит до 1/5 всего имеющегося на Земле стрелкового огнестрельного оружия. За 60 лет было выпущено более 70 миллионов автоматов Калашникова различных модификаций. Они состоят на вооружении 50 иностранных армий. Главный конкурент автоматов Калашникова — американская автоматическая винтовка М16 — была произведена в количестве примерно 10 миллионов штук, и состоит на вооружении 27 армий мира. По мнению многих экспертов автомат Калашникова является эталоном надёжности и простоты обслуживания. Сейчас концерн производит современный варианты АК такие как АК101, АК102, АК103, АК104, АК105. Которые продолжают пользоваться высоким спросом на мировом ранке вооружений [4].
Из боевого оружия производятся высокоточный артиллерийские снаряды, такие как Краснополь и Китолов 2М, пистолеты, карабины, снайперские винтовки Драгунова.
Также немаловажным продуктом производства является гражданское оружие, которое пользуется большой популярностью в России, и спортивные ружья. Особо можно выделить карабины Сайга. Так же занимается перспективными разработками, например с 2011 году под руководством главного конструктора Владимира Злобина ведутся работы по созданию автомата Калашникова пятого поколения. При разработке АК-12 конструкторам удалось существенно улучшить эргономику и тактико-технические характеристики автомата, адаптировав его к современным условиям ведения боя. При этом были сохранены все уникальные для автоматов Калашникова характеристики: простота конструкции, высочайшая надежность, эксплуатационная прочность и относительно низкая себестоимость производства. Уже начаты предварительные испытания АК-12, и в 2013-2014 гг. автомат будет принят на вооружение российских силовых ведомств и запущен в серийное производство. АК-12 станет универсальной платформой для разработки до 20 различных модификаций оружия гражданского и военного назначения для стрельбы патронами от калибра 5,45х39 мм до 7,62х51мм [5].
Концерн «Калашников» договорился о покупке контрольного пакета (51%) Zala Aero – российского разработчика беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Концерн планирует ведение проектов по производству БЛА в России. Торговая марка Zala присоединится к портфелю брендов концерна «Калашников», что будет способствовать расширению производственной линейки концерна [6].
«На базе концерна «Калашников» и компании Zala Aero мы планируем осуществлять разработку и производство беспилотных летательных аппаратов, мобильных и наземных станций управления, - отметил генеральный директор концерна «Калашников» Алексей Криворучко. - Основными продуктами станут разведывательные беспилотные самолеты, вертолеты и аэростаты. Решение о приобретение контрольного пакета акций Zala Aero для расширения производственной линейки концерна осуществляется в рамках стратегии развития «Калашникова» до 2020 г. и освоения новых сегментов профильного рынка» [6].
Область применения БЛА охватит охрану государственных границ, разведывательные и спасательные операции, а также операции специального назначения. Партнёры планируют также разработку и производство БЛА для воздушного мониторинга объектов повышенной опасности и мест чрезвычайных ситуаций, а также проведения геодезических, картографических работ и научных исследований в суровых климатических условиях [6].
Кроме оружия концерн производит средства технического обслуживания и ремонта управляемого вооружения (СТОР), контрольно-проверочные машины (КПМ), машины технического обслуживания (МТО) и контрольно-ремонтные автомобильные станции (КРАС). Станки токарные, токарно-винторезные универсальные, товары народного потребления (замки зажигания), широкий ассортимент инструмента и оснастки (пресс-формы, технологическая оснастка, резцы, фрезы, измерительный инструмент, калибры, металлорежущий инструмент, метчики, плашки, сверла).
В настоящее время ОАО «Концерн «Калашников» в соответствии с Указом Президента США № 13661 включён в список лиц особых категорий, с которыми американским лицам запрещено вести бизнес (SDN list), что привело к существенному снижению (в количественном выражении) поставок гражданской стрелковой продукции. Кроме того, против предприятия санкции были введены и рядом государств Европы.
С учётом введённых санкций и для минимизации рисков Холдинг выстраивает новую, географически распределённую сеть дистрибуции на зарубежных_рынках.
Ведутся работы по выходу на рынки Южной Америки, Ближнего Востока, Северной Африки, Азии и Океании [3].
Литература:
1. Выбор организационно-правовой формы предприятия [Электронный ресурс]. URL: http://www.adukov.ru/articles/ vybor_opf_ predpriyatiya/
2. Официальный сайт компании [Электронный ресурс]. URL: http://kalashnikovconcern.ru
3. Автомат Калашникова [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
4. Официальный сайт Ростеха [Электронный ресурс]. URL: http://rostec.ru/about/company/165
5. Концерн будет делать беспилотники завод [Электронный ресурс]. URL: http://www.metalinfo.ru/ru/news/77303
6. Ижевский_машиностроительный_завод [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki /