В данной статье рассмотрены причины и перспективы развития предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее ОПК), и проблемы мешающие реализации поставленных целей. Рассмотрены планы по достижению развития ОПК и результаты, имеющиеся на сегодняшний день.
Ключевые слова: развитие ОПК, внедрение передового оборудования, выпуск новых видов товаров, подготовка и переподготовка кадров, целевые показатели.
Оборонно-промышленный комплекс (далее-ОПК) России в последнее столетие является одним из важнейших составляющих национальной экономики. Главные его задачи заключаются в обеспечении обороноспособности страны и поднятии технологического уровня производства изделий. Однако заложенные в середине XX века основы функционирования предприятий ОПК, перестают давать тот результат, который от них ожидают. Если оставить данный вопрос без решения, это приведет к большому количеству негативных последствий, одним из которых станет технологическая зависимость от других стран, что пагубно отразится на экономике всего государства. Так же стоит отметить, что в связи с будущим уменьшением количества Гособоронзаказа (далее ГОЗ), заводы ОПК начнут терять финансовую устойчивость, упадут объемы производства, что приведет к сокращению персонала.
Чтобы не допустить подобной ситуации для ОПК и страны в целом, следует обратить пристальное внимание на:
− разработку и освоение передового оборудования;
− разработку и освоение новых видов продукции;
− подготовку и переподготовку кадров.
Реализация поставленных задач позволит предприятиям ОПК увеличить объем, качество и номенклатуру выпускаемой продукции, снизить её себестоимость, создать новые высокотехнологичные рабочие места и расширить рынки сбыта.
В связи с этим организации ОПК совместно с Правительством России ищут пути решения поставленной проблемы. В середине 2016 года была разработана и утверждена программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса». Одной из ключевых её задач становится обеспечение развития и использования современных технологий на предприятиях ОПК, а также обеспечение в развитии производства наукоемкой продукции военного, гражданского и двойного назначения.
Были просчитаны прогнозные показатели по реализации данной программы.
Таблица 1
Сведения оцелевых показателях государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса». [1]
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значения показателей |
||||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
план |
план |
план |
план |
план |
||
Индекс промышленного производства продукции в оборонно-промышленном комплексе к 2015 году |
% |
119 |
119,4 |
121,2 |
129,7 |
138,7 |
Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции |
% |
34,4 |
34,7 |
35,1 |
35,6 |
36 |
Доля продукции гражданского назначения в общем объеме промышленной продукции, произведенной в оборонно-промышленном комплексе |
% |
16,8 |
16,9 |
19,2 |
19,6 |
20,2 |
С 2016 года начинаются вестись работы по техническому переоснащению и перестройки части производственной и экспериментально-технической базы. Проводятся работы по разработке и внедрению наукоемкого оборудования для производства ВВсТ и товаров народного потребления. Разрабатываются мероприятия, направленные на внедрение в организациях ОПК автоматизированных цифровых методов проектирования и систем управления качеством.
Например, одно из крупнейших организаций России АО «Концерт ВКО «Алмаз-Антей», разработал программу по инновации развития предприятия в целом. Были поставлены три основные задачи: инновация продукции (разработка и освоение новых видов изделий), технологическая инновация (овладение новыми видами технологий), инновация управлений. Ожидается, что к 2020 году, себестоимость выпускаемой продукции будет снижена на 2,8 %; доля НИОКР по созданию новых изделий, от общего объема НИОКР составит 90 %; а доля нового оборудования, от общем количестве оборудования основного производства будет 27,2 %. [2]
Проводятся работы по разработке аналогов зарубежной продукции. На данный момент уже разработано и выпушено около 300 видов военных изделий, послуживших заменой на схожие иностранные товары.
Реализуются мероприятия по повышению качества и стандартизации оборонной продукции. В 2018 году было предоставлено 189 лицензий и переоформлено 378 лицензий на установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, разработку, производство, испытание, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники.
Совершенствуется нормативно-правовая база в части государственного регулирования цен на изделия, поставляемые по государственному оборонному заказу. 2 декабря 2017 года выпущено постановление Правительства Российской Федерации № 1465, а уже в 2018 году были разработаны новые формы предоставления расчетно-калькуляционных материалов, для более детального рассмотрения затрат. Эти мероприятия направлены на предотвращение необоснованного роста цен на продукцию, выпускаемую по ГОЗ, повышение эффективности ведения контроля и надзора в рассматриваемой сфере. На данный момент 599 предложений государственных заказчиков было проработано, из них подготовлено и представлено государственным заказчикам 286 новых заключений о прогнозных ценах на продукцию.
В конце 2018 года наблюдается снижение объема продукции военного назначения на 2,5 % в связи со снижением государственных заказов на производство данного вида изделий. Но, в это же время, растёт производство продукции гражданского назначения в ОПК, и ее доля в общем объеме выпускаемой продукции составила 20,9 %. Ситуация со снижением оборонных заказов была предвидена государством. Поэтому в 2016 году президент РФ и дал указ об увеличение объема товаров народного потребления. Начинают разрабатываться и выполняться комплексные мероприятия по выпуску высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции гражданского и двойного назначения. Реализация данного указа позволила не только не снижать загрузку производственных мощностей, но и сохранить финансовую устойчивость предприятий ОПК.
Доля инновационной продукции, выпускаемая организациями, составляет 35,4 %. Это говорит о том, что и разработка, и выпуск высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения успешно реализуется. Все больше организации ОПК заключают соглашения на совместную работу с научными институтами и иностранными партнерами на создание образцов наукоемкой ВВсТ и гражданской продукции, что и позволило превысить плановые показатели.
Что касаемо кадровой политики, то в результате консолидированных действий государства и компаний ОПК наблюдается тенденция снижения среднего возраста работников, и в настоящее время доля молодежи до 35 лет среди работников ОПК составляет около 30 %. Также ведется активная работа с кадрами по подготовке и переподготовке кадров. В 2018 году свыше 91,7 тысяч специалистов прошли обучение. [3]
И все же не все поставленные задачи достигаются на нужном уровне. К сожалению, применяемых мер по оснащению предприятий ОПК инновационными технологиями недостаточно. Переоснащение ведется в более медленном темпе, чем планировалось. Всего лишь около 15 % современного оборудования было запушено на производство продукции в ОПК. Большое количество изделий, как нового, так и старого образца, выпускается в основном на устаревшем оборудовании.
Это связано с тем, что для покупки и установки нового высокотехнологичного оборудования, руководству предприятий приходится затратить большое количество денежных средств. Что бы повысить уровень оснащения новыми технологиями своих заводов, им приходится брать кредиты по высокой ставке. В этом случае может помочь Правительство РФ, которое на законодательном уровне постановит о специальных условиях кредитования для предприятий ОПК, а также компенсирует затраты за счет субсидий и грантов, выделяемых на развитие отрасли.
В заключении нужно отметить, что хоть и не все планы реализуются с той скорость, что ожидалось, все же на ОПК уже наблюдается положительная тенденция в развитии. Поэтому очень важно и дальше разрабатывать мероприятия по осуществлению технологического переоснащения организаций, их диверсификации и обучению высококвалифицированных специалистов.
Литература:
- Развитие оборонно-промышленного комплекса / Правительство Российской Федерации // Правительство России: [сайт] — 2016 — URL: http://static.government.ru/media/files/iZ4uqvL9mUDskW9PchNt043CW0AuuYQN.pdf (дата обращения 7.10.2019)
- Программы инновационного развития АО «Концерн ВКО «Алмаз Антей» / Совет директоров «Концерн ВКО «Алмаз Антей» // docplayer.ru: [сайт] — 2016 — URL: https://docplayer.ru/53274440-Pasport-programmy-innovacionnogo-razvitiya-ao-koncern-vko-almaz-antey-na-gg.html (дата обращения 7.10.2019)
- Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2019 год и основных результатах деятельности за 2018 год / Минпромторг России // Союз предприятий зообизнеса: [сайт] — 2019 — URL: http://www.spzoo.ru/engine/doc_images/Minprom_maket_main_r05.pdf С.144–147 (дата обращения 7.10.2019)