Ключевые слова:политическая партия, политическая концептология, концепт будущего, программа партии.
Для современной политической науки представляется крайне актуальным рассмотрение политического концепта будущего на материале программных документов партий. В нашей работе концепт будущего рассматривается на материале программ двух политических партий — «Единая Россия» (Программное заявление «Россия, которую мы выбираем») и Коммунистическая партия Российской Федерации (далее — КПРФ).
«Единая Россия» — российская правоцентристская политическая партия, созданная 1 декабря 2001 года на учредительном съезде общественно-политических объединений «Единство», «Отечество» и «Вся Россия». Официальная идеологическая платформа партии, описанная её лидерами как центризм и консерватизм, предполагает «государственническую» позицию, заявленный прагматизм, противопоставление себя более радикальным движениям. Партия поддерживает курс действующего правительства и президента [2].
КПРФ — левая политическая партия в Российской Федерации, самая массовая из левых партий России. Образована на II чрезвычайном съезде коммунистов России (13–14 февраля 1993 года) как восстановленная Коммунистическая партия РСФСР. Партия была представлена в Государственной думе всех созывов, а также имеет представительство в органах власти на региональном уровне. Своей стратегической целью в долгосрочной перспективе называет построение в России «обновлённого социализма». В краткосрочной перспективе ставит перед собой задачи прихода к власти «патриотических сил», национализации недр и стратегических отраслей экономики с сохранением малого и среднего предпринимательства, усиления социальной направленности политики государства [5].
Программы политических партий уже становились объектами исследования в социологии, журналистике, теории связей с общественностью (Вишневский 2000, Кирилова 2002, Тимошенко 2002; Зеленин 2000, Бублик 2001, Мотузенко 2002 и др.). Отдельные аспекты функционирования языковых единиц и структур в партийной программе исследовались с точки зрения лингвистики (Иссерс 1997, Кривоносов 2002, Лисовский 2000, Наминова 2001, Пономарев 2001, Green 1991, Gaffney 1991, Weidhorn 1987 и др.) [7].
Однако на настоящий момент не обнаружено целостных исследований, посвященных структуре отдельных концептов в программах партий. Существуют лишь фрагментарные упоминания отдельных концептов (понятий), например у Т. Болла [1].
Выбор в данной работе для исследования концепта будущего не случаен. Сама структура программ политических партий (построение перспектив долгосрочного развития, обилие обещаний и т. д.) способствует его яркому отражению в них. Даже названия современных политических программ подтверждают правильность выбора концепта, например «План Путина — достойное будущее великой страны» («Единая Россия»), «Горизонт 2007–2017. Вернуть России будущее» («Союз правых сил»), Стратегия «Казахстан 2030» и т. д.
Концепт будущего неразрывно связан с понятием времени. Категория времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из центральных тем философской рефлексии.
В текстах программ политических партий очень хорошо прослеживается процесс течения времени, ведь сама структура программы политической партии (которая являет собой прагматическое отражение партийной идеологии, ставит конкретные цели и задачи на будущее, содержит оценку и критику прошлого и настоящего) способствует яркому представлению в ней соответствующих концептов (прошлого, настоящего и будущего).
Концепт — явление того же порядка, что и понятие. По своей внутренней форме в русском языке слова концепт и понятие одинаковы: концепт является калькой с латинского conceptus «понятие», от глагола concipere «зачинать», т. е. значит буквально «поятие, зачатие»; понятие от глагола пояти, др.-рус. «схватить, взять в собственность, взять женщину в жены» буквально значит, в общем, то же самое [10]. В научном языке эти два слова также иногда выступают как синонимы, одно вместо другого.
Концепт — это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт — это то, посредством чего человек — рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» — сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее.
Каждый концепт имеет определенную структуру, хотя он и не может быть представлен как жесткая структура, подобно значению отдельного слова.
Типы концептов разнообразны по содержанию и по структуре. Однако любой концепт обязательно имеет базовый слой, который «всегда представляет собой определенный чувственный образ (автобус — желтый, тесно, трясет; искусство — картины; религия — церковь, молящиеся люди)». Этот образ представляет собой единицу универсального предметного кода (Н. И. Жинкин, И. Н. Горелов), кодирующую данный концепт для мыслительных операций, и поэтому может быть назван кодирующим [11, с. 58].
Можно говорить о базовом слое концепта — чувственном образе, кодирующем его как мыслительную единицу, плюс некоторые дополнительные концептуальные признаки. Когнитивные слои, образуемые этими концептуальными признаками и отражающие развитие концепта, его отношения с другими концептами дополняют базовый когнитивный слой [11, с. 59].
В плане структуры концепты можно подразделить на три типа — одноуровневые, многоуровневые и сегментные. Исследуемый концепт будущего в рассматриваемых программах относится к последнему типу. Он представляет собой базовый чувственный слой, окруженный несколькими сегментами, равноправными по степени абстракции.
Чувственно-образным ядром концепта будущего в Программном заявлении «Единой России» является наглядный образ «свободной, единой, суверенной, процветающей России» [9]. В программе КПРФ ядро концепта — единое, целостное и независимое Отечество [8].
Данные образы практически идентичны, они являются кодирующими, единицами универсального предметного кода, той целью, к которой, в конечном счете, стремится каждая из партий [3, 973].
На уровне сегментов концепта будущего программы рассматриваемых партий не совпадают. В программе «Единой России» сегменты сформулированы уже и конкретнее — сбережение российского народа; придание нового качества борьбе с коррупцией и создание в России экономики инновационного типа [4]. Тогда как КПРФ формулируют приоритеты шире и абстрактнее — установление демократической власти трудящихся; более широкое участие трудящихся в управлении государством и формирование социалистических общественных отношений.
Базовый слой концепта и его когнитивные сегменты представляют ядро концепта. Но кроме ядра, концепт имеет объемную интерпретационную часть / поле — совокупность слабее (по сравнению с ядерной частью) структурированных предикаций, отражающих интерпретацию отдельных концептуальных признаков и их сочетаний в виде утверждений, установок, вытекающих в рассматриваемом тексте из содержания концепта [11, с. 61]. Интерпретационное поле концепта составляет его периферию.
На уровне периферии рассматриваемого концепта программы партий практически совпадают, поле представлено в основном задачами в социальной, экономической и политической сферах. Просто в заявлении «Единой России» (10 обязательств партии на ближайшие 10 лет) они представлены более кратко и сжато, чем в программе КПРФ (24 меры по реализации целей партии).
Представленные интерпретационные поля указывают на взаимодействие рассматриваемого концепта с другими, показывают многообразие и разноплановость когнитивных слоев, образующих периферию концепта.
Именно метод концептуального анализа позволяет проникнуть в закономерности дискурсивного (нелинейного) развертывания политического текста, выявить внутреннюю связь между глобальными метафорическими концептами и используемыми терминосистемами, между концептами, относящимися к разным языковым уровням. «Метафора дает нам возможность понимать те области опыта, которые не очень обладают собственной доконцептуальной структурой» [6, с. 143].
Таким образом, структура концепта будущего в рассмотренных программах совпадает не полностью, данный концепт имеет свой особый вид в каждом из рассмотренных программных документов политических партий.
Литература:
1. Болл Т. Власть [Электронный ресурс] // Полис, 1993. № 5. С. 36–42. — URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81515 (дата обращения 18.03.2015).
2. Единая Россия. Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.
3. Жилинская А. В., Сенцов А. Э., Трунтягин А. А. Патриотическая риторика как источник сохранения политического порядка в современной России // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 970–973.
4. Захарченко Е. А., Тумакова Н. А. К вопросу аутентичности в обучении иностранным языкам // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 1058–1060.
5. Коммунистическая партия Российской Федерации. Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 28.03.2015).
6. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. — М., 1990.
7. Логинова И. Ю.. Лингвопрагматические особенности текста программы политической партии (На материале английского языка): Дис.... канд. филол. наук: 10.02.04.- СПб., 2004. [Электронный ресурс] // URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/93333.html#introduction (дата обращения 28.03.2015).
8. Программа Коммунистической партии Российской Федерации [Электронный ресурс] // Коммунистической партии Российской Федерации: официальный web-сайт. — URL: http://kprf.ru/party/program (дата обращения 28.03.2015).
9. Программное заявление партии «Единая Россия» [Электронный ресурс] // Единая Россия: официальный web-сайт. — URL: http://edinros.ru/er/rubr.shtml?110100 (дата обращения 28.03.2015).
10. Степанов Ю. С. Теория языка, 2006. [Электронный ресурс] // URL: http://genhis.philol.msu.ru/article_120.shtml (дата обращения 28.04.2015).
11. Стернин И. А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Науч. издание / Под ред. И. А. Стернина. — Воронеж, 2001. С. 58–65.