Ключевые слова:политическое моделирование, программа политической партии, концепт будущего, модель будущего.
Политические концепты представляют собой сложные ментальные образования, которые упорядочивают и придают значение происходящим или ожидаемым политическим явлениям, объединяют родственные понятия. Помимо этого, политические концепты приобретают те или иные значения не только благодаря историческим традициям дискурса, и не только из-за множественных культурных противоречий, но, также, благодаря их нахождению в группе с другими политическими концептами [12, p. 52–55].
Современные исследователи политических концептов выделяют ряд базовых концептов, характерных для политического дискурса: «политика», «политик», «власть», «благо», «целедостижение», «народ», «государство», «интерес» [1; 7]. Рассматриваемый в данной работе концепт будущего является базовым не для политического дискурса, а для личности и общества вообще. Поэтому в рамках исследуемых программ парламентских партий он выражается в данных политических институциональных текстах как раз через ключевые концепты политического дискурса (путем метафорических переносов). Концепт будущего представляет собой важнейший базовый концепт для личности и общества в целом, так как он является одним из элементов ориентационной схемы (время-пространство). Кроме того, он придает динамику и смысл действиям индивидов и общества.
В нашем исследовании за образец структуры концепта мы принимаем модель, предложенную исследователем И. А. Стерниным [6]. Можно говорить о базовом слое концепта — чувственно-образном ядре, которое кодирует его как мыслительную единицу, плюс ряд дополнительных концептуальных признаков. «Совокупность базового слоя и дополнительных когнитивных признаков и когнитивных слоев составляют объем концепта и определяют его структуру» [6, c. 59]. Но кроме ядерной части, концепт имеет объемную интерпретационную часть/поле — совокупность слабее (по сравнению с ядерной частью) структурированных предикаций, которые отражают интерпретацию отдельных концептуальных признаков и их сочетаний в виде утверждений, установок, вытекающих из содержания концепта [6, c. 60–61]. Для моделирования концептов используются четко структурированные единицы когнитивистики: фреймы, сценарии, скрипты и другие модели представления знаний. В рамках данной работы мы рассмотрим выражение концепта будущего в программах основных политических партий России («Единая Россия») [3; 4], США (Демократическая партия) [9], Великобритании (Консервативная партия) [11], Франции («Союз за народное движение») [14] и Италии («Народ свободы») [8]. Выбор стран обусловлен языковой компетенцией автора и мировой значимостью политической культуры данных государств. Рассматриваемые партии являются основными для политической жизни соответствующих стран, так как они располагают большинством в парламентских структурах, их лидеры занимают ключевые позиции в руководстве страны (президент, премьер-министр).
Проводя сопоставительный анализ выражения концепта будущего в программах рассматриваемых партий, представляется возможным отметить, что на уровне представления базового слоя концепта будущего совпадают программы «Единой России», Демократической партии США, «Народа свободы», в центре языкового выражения концепта у них фиксируется образ «Родины», «страны». В программе «Союза за народное движение» в центре базового слоя находится образ «государства», а в программе Консервативной партии Великобритании — образ «народа».
Исходя из анализа представления когнитивных сегментов концепта будущего, программы рассматриваемых партий можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся программы правящих партий России и Великобритании, в которых сегменты представлены довольно схожими задачами в социальной, экономической сферах и в системе государственного управления, различие лишь в том, что в программе «Единой России» преобладают экономические задачи, а у Консервативной партии — социальные. Ко второй же группе относятся программы правящих партий США, Франции и Италии, в которых когнитивные сегменты концепта будущего представлены основными национальными ценностями (от 4 у демократов США до 8 у партии «Народ свободы»). Таким образом, в данных программах заложена идея того, что конечная цель должна быть достигнута не путем решения определенного набора задач, работы по ряду направлений, а через утверждение и возрождение базовых ценностей той или иной нации.
Периферия концепта будущего в программах партий значительно различается по объему (от 10 слотов у «Союза за народное движение» до 34 слотов у Демократической партии). По содержанию, которое представлено мерами социального, экономического и политического характера, направленными на защиту стран от последствий мирового экономического кризиса, черты сходства проявляются в программных документах партий России, США и Великобритании (особенно у двух последних). В программах же французской и итальянской правящих партий никаких конкретных мер по выводу страны из кризиса или по его предотвращению не предлагается. Периферия концепта будущего в них представлена предикациями общеэтического, декларативного характера, например: «уважение к согражданам», «новые возможности для каждого», «уважение человеческого достоинства» и т. д.
Отметим, что рассмотренный нами политический концепт будущего является языковым выражением модели политического будущего в программах партий. Именно модель политического будущего структурирует программу партии, обеспечивает связь между целями, ценностями и способами их достижения, которые предлагает обществу партия. Это объясняется самой природой партийной программы, которая изначально ориентирована на отображение предлагаемого партией политического будущего.
В нашем исследовании мы принимаем за основное следующее определение модели: «моделью называется некий объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие нас свойства и характеристики оригинала» [2, c. 34]. В исследованиях как отечественных (Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко), так и иностранных ученых (М. Гринбергер, М. А. Кренсон, Б. Л. Крисси, П. К. Мадсен и др.) [10, p. 8] отмечается, что модель представляет собой, прежде всего, целевое отображение оригинала, ведь сама цель — это уже и есть модель желаемого состояния [13, p. 23]. Применительно к политическому моделированию следует отметить, что цель, которую ставит перед собой политическая партия, является основой, своеобразным ядром образа желаемого будущего, который она предлагает обществу.
Модель будущего, рассматриваемая в данном исследовании, является абстрактной языковой моделью, то есть идеальной конструкцией на естественном языке, построенной средствами мышления, сознания. Модель будущего, представляемая в программном документе той или иной партии, может считаться конечной продукцией мышления его авторов, который уже готов для передачи обществу. Посредством этой модели, представляющей предполагаемое политическое будущее, программа политической партии структурирует сознание потенциальных избирателей и, одновременно, симулирует реальность.
Модель политического будущего является целевым отображением будущего, предлагаемого партией обществу для достижения своих собственных целей в качестве политического института. Посредством этой модели программа политической партии структурирует сознание электората, выполняет задачи позиционирования партии, продвижения ее интересов, становясь важнейшим элементом современных политических технологий.
Именно модель будущего, идея того, как партия понимает будущее, и является смыслонесущей в партийной программе [5, c. 819]. Структура каждой партийной программы служит репрезентацией программируемого будущего.
Если в прошлом партии претендовали на тотальный контроль над будущим, то в постсовременном обществе парлмаментским партиям приходится отказаться от подобных претензий, граждане сами вправе выбирать оптимальную для них концепцию будущего, представляемую в программе той или иной партии. Важнейшей задачей парламентской партии становится создание модели будущего, которая будет наиболее востребована народными массами. В условиях современного глобального мира наиболее успешными представляются политические концепции, которые способны предложить тесную связь как между будущим каждого отдельного гражданина и будущим его страны, так и дальнейшую связь с будущим всего мира, человечества.
Литература:
1. Гаврилова М. В. Ключевые концепты русского политического дискурса «народ», «власть», «Россия» в инаугурационных выступлениях российских президентов // Журнал ПОЛИТЭКС. Политическая экспертиза [Электронный ресурс]. URL: http://www.politex.info/content/view/198/30/ (дата обращения: 07.04.2015).
2. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Основы системного анализа. 3-е изд., испр. и доп. — Томск: НТЛ, 2001.
3. Предвыборная программа партии [Электронный ресурс]: программное обращение Партии «Единая Россия» к гражданам России — 2011. URL: http://er.ru/party/adress (дата обращения: 05.04.2015).
4. Программа народных инициатив. Общероссийский народный фронт. М.: Институт соц.-экон. и политич. исследований, 2011. 135 с.
5. Сенцов А. Э., Жилинская А. В. Представление концепта будущего в программных текстах // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 817–819.
6. Стернин И. А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание / под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. С. 58–65.
7. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. М. — Волгоград: Перемена, 2000. 367 с.
8. Carta dei valori — 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilpopolodellaliberta.it/notizie/15346/carta-dei-valori (дата обращения: 20.03.2015).
9. Democtatic Party Platform 2008 “Renewing America’s Promise” [Электронный ресурс]. URL: http://www.democrats.org/about/party_platform (дата обращения: 25.03.2015).
10. Greenberger M., Crenson M. A., Crissey B. L. Modeling and the political process // Computers and Society. Vol. 7 (1). P. 3–14; Madsen P. K. The politics of economic modeling. Copenhagen, 1991.
11. Invitation to Join the Government of Britain. The Conservative Manifesto 2010. Uckfield: Pureprint Group, 2010.
12. Kelly D., Donway R. Liberalism and free speech // Democracy and the mass media. Ed. by Judith Lichtenberg. Cambridge, 1995.
13. Madsen P. K. The politics of economic modeling. — Copenhagen: Institute of political science, 1991.
14. Nos valeurs — 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www.u-m-p.org/notre-parti/nos-valeurs (дата обращения: 25.03.2015).