Ключевые слова:политический концепт, «Единая Россия», политическая партия, структура концепта, категория времени.
Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из центральных тем философской рефлексии. Первое упоминание категории времени приходится на античную мифологию и древнегреческий эпос. Рассматривая эволюцию представлений о времени в ходе развития человеческого мышления и познания природы, в философии выделяют две пары взаимно дополняющих друг друга концепций времени.
Первая пара концепций расходится по вопросу о природе времени, об отношении категории времени и движения. Субстанциональная концепция рассматривает время как особого рода субстанцию наряду с пространством, веществом, а реляционная концепция считает время относительным (или системой отношений) между различными событиями. Вторая пара концепций выражает разные точки зрения на процессы становления, то есть расходится в вопросе об отношении категорий времени и бытия. Согласно статической концепции, события прошлого, настоящего и будущего существуют реально и в известном смысле одновременно, а становление и исчезновение материальных объектов — это иллюзия, возникающая в момент осознания того или иного изменения. Согласно динамической концепции, реально существует только события настоящего времени; события прошлого уже реально не существуют, а события будущего еще реально не существуют [4, c.157].
Характерным специфическим свойством времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему, и обратное течение его невозможно. Необратимость времени связана с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов. Некоторые философы усматривают связь необратимости времени с необратимостью термодинамических процессов и с действием закона возрастания энтропии. В микрофизике необратимость времени связывается с характером законов квантовой механики. Существуют также космологические подходы к обоснованию необратимости времени. Наиболее широкое распространение получила причинная концепция времени; ее сторонники считают, что при обратном течении времени причинная связь оказывалась бы невозможной [1, c.157]. В политической лингвистике процесс течения времени очень хорошо прослеживается в текстах программ политических партий, ведь сама структура программы политической партии (которая являет собой прагматическое отражение партийной идеологии, ставит конкретные цели и задачи на будущее, содержит оценку и критику прошлого и настоящего) способствует яркому представлению в ней соответствующих концептов (прошлого, настоящего и будущего).
В настоящей работе будущее России рассматривается как политический концепт на материале Программного заявления «Россия, которую мы выбираем», принятого на VII съезде партии «Единая Россия» 17 декабря 2008 г. В данном документе описываются достижения партии за минувший период и излагаются стратегии обновления России на ближайшие десять лет.
«Единая Россия» — российская правоцентристская политическая партия. Создана 1 декабря 2001 года на учредительном съезде общественно-политических объединений «Единство», «Отечество» и «Вся Россия». Официальная идеологическая платформа партии, описанная её лидерами как центризм и консерватизм, предполагает «государственническую» позицию, заявленный прагматизм, противопоставление себя более радикальным движениям. Партия поддерживает курс действующего правительства и президента [5]. Рассматриваемая в данной работе программа, как и любая другая партийная программа, с лингвистической точки зрения является самостоятельным типом текста, функционирующим в рамках политического дискурса. Как центральный документ, обусловливающий деятельность всей партии / ее членов, программа имеет характер основополагающего, «первичного» текста, на основе которого создаются пресс-релизы, публицистически информационные статьи, листовки, тексты публичных выступлений и др. [3, с.35].
Программы политических партий уже становились объектами исследования в социологии, журналистике, теории связей с общественностью (Вишневский 2000, Кирилова 2002, Тимошенко 2002; Зеленин 2000, Бублик 2001, Мотузенко 2002 и др.). Отдельные аспекты функционирования языковых единиц и структур в партийной программе исследовались с точки зрения лингвистики (Иссерс 1997, Кривоносов 2002, Лисовский 2000, Наминова 2001, Пономарев 2001, Green 1991, Gaffney 1991, Weidhorn 1987 и др.) [3, с. 36].
Между тем, в современной политической лингвистике проблема концептуализации / категоризации окружающей действительности занимает важное место [6, c.85]. Однако на настоящий момент не обнаружено целостных исследований, посвященных структуре отдельных концептов в программах партий. Существуют лишь фрагментарные упоминания отдельных концептов (понятий), например у Т. Болла [2]. Типы концептов разнообразны по содержанию и по структуре. Однако любой концепт обязательно имеет базовый слой, который «всегда представляет собой определенный чувственный образ (автобус — желтый, тесно, трясет; искусство — картины; религия — церковь, молящиеся люди)». Этот образ представляет собой единицу универсального предметного кода (Н. И. Жинкин, И. Н. Горелов), кодирующую данный концепт для мыслительных операций, и поэтому может быть назван кодирующим [8, c. 58].
Можно говорить о базовом слое концепта — чувственном образе, кодирующем его как мыслительную единицу, плюс некоторые дополнительные концептуальные признаки. Когнитивные слои, образуемые этими концептуальными признаками и отражающие развитие концепта, его отношения с другими концептами дополняют базовый когнитивный слой [8, c. 59].
Концепт имеет определенную структуру, которая, однако, не может быть представлена жестко, подобно значению слова, что связано с его активной динамической ролью в процессе мышления. В плане структуры концепты подразделяются на три типа — одноуровневые, многоуровневые и сегментные. Концепт будущего в исследуемой программе относится к последнему типу. Он представляет собой базовый чувственный слой, окруженный несколькими сегментами, равноправными по степени абстракции.
Чувственно-образным ядром концепта будущего в Программном заявлении «Единой России» является наглядный образ «свободной, единой, суверенной, процветающей России» [5]. Данный образ является кодирующим, единицей универсального предметного кода, той целью, к которой, в конечном счете, стремится партия. Таким образом, базовый слой концепта включает следующие когнитивные признаки — свободу, единство, суверенитет и процветание, которые наслаиваются на базовый, кодирующий образ и составляют вместе с ним базовый слой исследуемого концепта.
Сегменты концепта представлены в программе партии в виде трех приоритетных задач:
- Сбережение российского народа. Предлагается программа увеличения продолжительности жизни, пропаганда здорового образа жизни должна снять остроту демографического кризиса; предполагается создание все необходимые условия для увеличения рождаемости.
- Придание нового качества борьбе с коррупцией. Вопросом чести для партии является создание правовых и социально-экономических условий для борьбы с коррупцией.
- Создание в России экономики инновационного типа. Предполагается переход к политике эффективного распоряжения ресурсами, стимулирование коммерциализации технологий.
Базовый слой концепта и его когнитивные сегменты представляют ядро концепта [7, c.801]. Но кроме ядра, концепт имеет объемную интерпретационную часть / поле — совокупность слабее (по сравнению с ядерной частью) структурированных предикаций, отражающих интерпретацию отдельных концептуальных признаков и их сочетаний в виде утверждений, установок, вытекающих в рассматриваемом тексте из содержания концепта [8, c.61]. Интерпретационное поле концепта составляет его периферию.
В Программном заявлении «Единой России» интерпретационное поле концепта будущего представлено в виде десяти обязательств партии на ближайшие десять лет:
- радикальное повышение качества и уровня жизни граждан России;
- проведение реформы системы здравоохранения в целях качественного улучшения медицинского обслуживания населения;
- вывод страны на позиции одного из мировых лидеров по качеству образования;
- проведение новой молодежной политики, активное продвижение молодых во все сферы управления;
- реализация промышленной политики, предусматривающей государственные инвестиции в производство, стимулирование развития строительного комплекса и поддержку инновационных производств;
- ликвидация отставания темпов развития сельского хозяйства от темпов роста экономики в целом;
- укрепление Федерации на основе реализации внутреннего потенциала каждого региона;
- создание всех условий для результативной борьбы с преступностью, укрепление правоохранительной системы;
- реформирование системы государственного управления на всех уровнях, оптимизация деятельности федеральных ведомств в регионах;
- общественный контроль за соблюдением прав и свобод человека, поддержка гражданских инициатив и т. д.
Признаки концепта, извлекаемые из его интерпретационного поля, показывают плывучесть, смещаемость и диффузность когнитивных слоев, образующих периферию концепта.
Таким образом, метод концептуального анализа позволяет проникнуть в закономерности дискурсивного развертывания текста программы политической партии, выявить внутреннюю связь между глобальным метафорическим концептом будущего и используемыми терминосистемами, между концептами, относящимися к разным языковым уровням.
Литература:
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
2. Болл Т. Власть // Полис, 1993. № 5. С. 36–42.
3. Логинова И. Ю. Лингвопрагматические особенности текста программы политической партии (На материале английского языка): Дис.... канд. филол. наук: 10.02.04.- СПб., 2004.
4. Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь// Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978. С. 156–172.
5. Программное заявление партии «Единая Россия» [Электронный ресурс] // Единая Россия: сайт. — Режим доступа: URL: http://edinros.ru/er/rubr.shtml?110100 (дата обращения 28.01.2015).
6. Сенцов А. Э. Концепт будущего в программах политических партий современной России // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. — 2012. — № 3 (19). — С. 82–92.
7. Сенцов А. Э., Муратова Е. Н., Онищенко А. К. Особенности исследования политического дискурса через анализ концептов // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 799–802.
8. Стернин И. А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Науч. издание / Под ред. И. А. Стернина. — Воронеж, 2001. С. 58–65.