Данная статья посвящена особенностям формирования элементов маркетингового плана. Обосновывается применение маркетингового планирования в сфере общественного питания, на примере ООО «Блинца-ца». Автор обращает внимание на необходимость применения данного маркетингового инструмента для обоснования направлений развития организации.
Ключевые слова: маркетинговый план, состояние сферы общественного питания Калининградской области, основные элементы плана развития организации.
Любое предприятие, независимо от своих масштабов, форм собственности и сферы деятельности в условиях рынка должно заниматься планированием, которое подразумевает определение целей на перспективу, анализ их реализации и ресурсного обеспечения. Планирование определяется теми задачами, которые ставит перед собой предприятие. В условиях непредсказуемости внешней среды маркетинговое планирование приобретает все большую актуальность.
Маркетинговый план является ключевым элементом не только системы сбыта, но и всей системы управления бизнесом. Он служит связующим звеном между стратегией и реализацией маркетинговых действий, связующим элементом для перехода от видения и идей к конкретным результатам бизнеса, рис. 1 [2].
Рис.1. Взаимосвязь системы планирования и контроля маркетинга
Структурное построение маркетингового плана рассмотрено многими авторами, в рамках данного исследования рассмотрены более подробно отдельные из элементов. Неотъемлемым элементом плана маркетинга является описание текущей рыночной ситуации, которая представлена на рис. 2 и 3 [3].
Рис. 2. Оборот общественного питания предприятий Калининградской области,
млн. руб.
Рис. 3. Динамика оборота общественного питания предприятий Калининградской области и российской федерации
Данные рисунков 2 и 3 демонстрируют положительную динамику развития рынка общественного питания Калининградской области
В настоящее время на данном рынке достаточно успешно зарекомендовала себя компания «Блинца-ца», функционирующая в сегменте «фаст-фуд» Данная организация была образована в 2005 году и на данный момент имеет 7 стационарных филиалов. Динамика объема реализации за период 2012-2014г.г. представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика объема реализации ООО «Блинца-ца» за 2012-2014 гг
Наименование филиала |
План |
Факт |
Отклонение |
% |
2012 г. |
||||
Б-1 |
6537368 |
5964614 |
-572754,4 |
91,2 |
Б-4 |
9911208 |
9345771 |
-565437,8 |
94,3 |
Б-5 |
16487467 |
16099248 |
-388219,9 |
97,6 |
Б-11 |
10533735 |
10793790 |
260055,57 |
102,5 |
Б-12 |
8356405 |
8056933 |
-299472,2 |
96,4 |
Б-14 |
11744400 |
11379083 |
-365317 |
96,9 |
Б-15 |
15916232 |
15420253 |
-495978,8 |
96,9 |
Итого |
79486815 |
77059692 |
-2427123 |
96,9 |
2013 г. |
||||
Б-1 |
4760000 |
4010066 |
-749934,4 |
84,2 |
Б-4 |
8870000 |
7231755 |
-1638245 |
81,5 |
Б-5 |
13610000 |
12385187 |
-1224813 |
91 |
Б-11 |
9410000 |
7316036 |
-2093964 |
77,7 |
Б-12 |
3690000 |
2802365 |
-887635,5 |
75,9 |
Б-14 |
9330000 |
9645834 |
315834 |
103,4 |
Б-15 |
13585000 |
13210311 |
-374689,5 |
97,2 |
Итого |
63255000 |
56601554 |
-6653446 |
89,5 |
2014 г. |
||||
Б-1 |
5500000 |
4245005 |
-1254995 |
77,2 |
Б-4 |
11075000 |
8059303 |
-3015697 |
72,8 |
Б-5 |
2500000 |
1934008 |
-565992 |
77,4 |
Б-11 |
12450000 |
11857321 |
-592679 |
95,2 |
Б-12 |
4600000 |
2168590 |
-2431410 |
47,1 |
Б-14 |
13500000 |
10435698 |
-3064302 |
77,3 |
Б-15 |
15760000 |
15624896 |
-135104 |
99,1 |
Итого |
65385000 |
54324821 |
-11060179 |
83,0 |
Представленные данные говорят о невыполнении плановых показателей за анализируемый период. Данное обстоятельство также говорит о том, что требуется тщательно подходит к вопросу маркетингового планирования развития предприятия.
Для обоснования плана развития предприятия целесообразно рассмотреть его сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы внешней среды. На рис. 4 представлен SWOT-анализ ООО «Блинца-ца».
|
O (Возможности) |
T (Угрозы) |
|
- повышение значимости региона - наличие потенциального спроса на рынке - появление новых поставщиков продуктов питания среди местных производителей
|
- возрастающее конкурентное давление - снижение платежеспособного спроса - неблагоприятная политика государства - изменение потребительских предпочтений - возможность появления новых сильных конкурентов; - последствия кризисных тенденций. |
S (Сильные стороны) |
СИВ |
СИУ |
- удобное расположение - высокое качество продукции; - устойчиво и рентабельно работающее производство - четкая система подчинения сотрудников - достаточно высокая культура обслуживания - положительные отклики и хорошие отношения с клиентами - современное оборудование |
1) удобное географическое положение, четкая система подчинения сотрудников, высокая культура обслуживания, дает возможность быстрого развития в связи с потенциальным спросом на рынке и учетом развития региона 2) высокое качество продукции, высокая культура обслуживания, современное оборудование положительные отклики и хорошие отношения с клиентами позволит ослабить позиций фирм конкурентов 3) возможность повышения квалификации |
1) хорошая репутация у потребителей за счет конкурентных цен на товар и высокого качества должны уменьшить влияние прихода нового конкурента 2) постоянное расширение ассортимента позволяет удовлетворять покупательские потребности, тем самым снизить угрозу изменения потребностей клиентов 3) расширение ассортимента предлагаемых услуг 4) возможность быстрого развития в связи с постоянным спросом на рынке |
W (Слабые стороны) |
СЛВ |
СЛУ |
- снижение объемов реализации - не достаточная эффективность маркетинговой службы - недостаточное использование инструментов маркетинговых коммуникаций
|
1) возможность расширения рынка, быстрого развития в связи с постоянным спросом на рынке и расширение ассортимента предлагаемых услуг позволит улучшить конкурентные позиции 2) возможность проведения мероприятий по повышению квалификации позволит повысить эффективность маркетинговой деятельности |
1) возможная зависимость от поставщиков приведет к появлению конкурентов; 2) недостаточно количество агентов приведет к изменению потребностей клиентов 3) выход на новые сегменты рынка 4) возможность расширения рынка
|
Рис. 4. SWOT-анализ ООО «Блинца-ца»
С учетом сложившихся условий данной компании предлагается в весенне-летний период увеличить количество филиалов выездной торговли. Предлагаемые места расположения новых филиалов объясняется значительным скоплением жителей и гостей области в связи с проведением культурно-массовых мероприятий, а именно: музыкальный праздник «KUBANA», Театр эстрады «Амбер Холл» (г. Светлогорск), где планируется проведение фестиваля «Голосящий КИВИН», Чемпионат мира по футболу-2018.
Результативность предлагаемых мероприятий определяется, в том числе показателем рентабельности, представленным в таблице 2
Таблица 2
Основные результаты предлагаемых мероприятий
Возможное место-расположение филиалов |
Объем реализации, тыс. руб. |
Затраты, тыс. руб. |
Прибыль, тыс. руб. |
Рентабельность, % |
Фестиваль «KUBANA», пос. Янтарный |
425,00 |
212,5 |
637,5 |
65,4 |
Театр эстрады «Амбер Холл», г. Светлогорск |
230,00 |
115,00 |
345,00 |
58,26 |
ЧМ по футболу-2018, г. Калининград |
500,00 |
234,00 |
734,00 |
68,38 |
Затраты на данный проект достаточно невысоки, т.к. не требуется дополнительных вложений в оборудование, которым компания уже располагает.
Таким образом, с определенной долей уверенности можно о том, что качественно проработанный маркетинговый план способствует развития предприятия.
Литература:
1. Афанасьева О.Е. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебно-метод. пособие / О.Е. Афанасьева. – Калининград: Изд-во БГАРФ, 2011. - 120с.
- Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика / Т.А. Гайдаенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо. 2006. – 496с.
- Калининградская область в цифрах. 2014. Статистический сборник в 2 т. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (Калининградстат). – Калининград, 2014. – Т. 2 – 243 с.