Исследование проблем и перспектив развития регионального рынка общественного питания
Авторы: Кубина Наталья Ефимовна, Наркун Елена Иосифовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.
Дата публикации: 16.05.2016
Статья просмотрена: 469 раз
Библиографическое описание:
Кубина, Н. Е. Исследование проблем и перспектив развития регионального рынка общественного питания / Н. Е. Кубина, Е. И. Наркун. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3.1 (5.1). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/973/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье проанализированы тенденции развития рынка общественного питания Калининградской области, на основе результатов исследования рынка, проведенных авторами, рассчитан прогноз оборота общественного питания в регионе на 2016 год.
Ключевые слова: оборот общественного питания, анализ рынка, динамика рынка, основные тенденции, тренды, модели прогнозирования.
Успешное развитие рынка общественного питания при усилении конкуренции, повышении требований к качеству предоставляемых услуг формирует потребность в создании эффективной системы управления данной отраслью бизнеса [1, 3].
Рынок общественного питания, как в целом по России, так и по Калининградской области, достаточно насыщен и представлен предприятиями общественного питания разного типа: от уличных закусочных до ресторанов авторской кухни высокого класса. Для того чтобы компания могла выстроить правильную стратегию развития и позиционирования на рынке, быть конкурентоспособной, необходим анализ текущей ситуации на отраслевом рынке и выявление основных тенденций его развития.
Исследование рынка общественного питания Калининградской области и определение перспектив его развития проводился авторами с различных сторон: во-первых, изучалась демографическая ситуация и среднедушевые доходы калининградцев в динамике 2010–2013 гг.; во-вторых, анализировались экономические показатели сферы общественного питания в регионе по данным Федеральной службы государственной статистики.
Изучая данные демографической ситуации и уровень жизни населения в области за период 2010-2015 гг. (табл. 1), можно сделать следующие выводы.
Численность населения Калининградской области за этот период в целом увеличилась на 27100 человек, или на 2,9%, наибольший рост численности отмечен в 2013 году – население увеличилось на 8300 человек. При этом анализ показателей среднедушевых денежных доходов показывает, что за период 2011-2014 годы в текущих ценах наблюдается рост среднедушевых доходов населения, а в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом доходы уменьшились на 123 руб. В сопоставимых ценах в целом за период с 2010 по 2015 г. среднедушевые доходы уменьшились на 320 руб., или на 1,3% [5].
Таблица 1
Динамика показателей численности и денежных доходов населения Калининградской области за 2010-2015 годы
Год |
Численность населения, тыс. чел. |
Среднедушевые денежные доходы, руб. в месяц |
Прожиточный минимум, руб. |
Среднедушевые денежные доходы (в ценах 2015 г.), руб. в месяц |
Прожиточный минимум (в ценах 2015 г.), руб. |
|
область |
г. Калининград |
|||||
2010 |
941,8 |
419, 1 |
16040 |
5626 |
25609 |
8982 |
2011 |
946,8 |
431,5 |
16881 |
6041 |
24259 |
8681 |
2012 |
954,8 |
433,5 |
19456 |
6148 |
25912 |
8188 |
2013 |
963,1 |
441,4 |
20642 |
7052 |
24745 |
8454 |
2014 |
968,9 |
448,5 |
22652 |
7802 |
25166 |
8668 |
2015 |
968,9 |
453,5 |
25289 |
9664 |
25289 |
9664 |
С целью выявления основных тенденций развития регионального рынка общественного питания проанализируем динамику показателей оборота данной отрасли за более длительный период 2005-2015 гг. (табл. 2). Для учета влияния инфляционного фактора перед расчетом базисных абсолютных и относительных показателей динамики стоимостные показатели приведены в сопоставимый вид.
Таблица 2
Показатели динамики оборота предприятий общественного питания Калининградской области в сопоставимых ценах
Период |
Оборот предприятий общественного питания, млн. руб. |
Индексы потребительских цен в Калининградской области |
Оборот в сопоставимых ценах (в ценах 2015 года), млн. руб. |
Абсолютный прирост, млн. руб. |
Темп роста, % |
||
Цепной |
Базисный |
Цепной |
Базисный |
||||
2005 |
2110 |
1,111 |
5223,5 |
- |
0 |
- |
1 |
2006 |
2704 |
1,079 |
6203,9 |
980,4 |
980,4 |
118,8 |
118,8 |
2007 |
3367 |
1,111 |
6953,2 |
749,3 |
1729,7 |
112,1 |
133,1 |
2008 |
3908 |
1,079 |
7479,5 |
526,3 |
2256,1 |
107,6 |
143,2 |
2009 |
3885 |
1,111 |
6692,6 |
-786,9 |
1469,2 |
89,5 |
128,1 |
2010 |
4206 |
1,079 |
6715,1 |
22,5 |
1491,6 |
100,3 |
128,6 |
2011 |
4587 |
1,111 |
6591,7 |
-123,4 |
1368,3 |
98,2 |
126,2 |
2012 |
5139 |
1,079 |
6844,3 |
252,6 |
1620,8 |
103,8 |
131,0 |
2013 |
6136 |
1,111 |
7355,6 |
511,4 |
2132,2 |
107,5 |
140,8 |
2014 |
7108 |
1,079 |
7897,0 |
541,3 |
2673,5 |
107,4 |
151,2 |
2015 |
8687 |
1,111 |
8687 |
790,0 |
3463,5 |
110,0 |
166,3 |
Средний |
4712,5 |
1,096 |
6967,6 |
|
|
|
|
По результатам расчетов можно сделать следующие выводы. Оборот предприятий общественного питания в основном, имеет положительную тенденцию. В 2009 г. произошел незначительный спад оборотов, что связано с экономическим кризисом 2008-2009 гг. В сопоставимых ценах в 2011 году также наблюдается уменьшение показателя оборота общественного питания. Однако за период в целом можно сделать вывод о том, что региональный рынок общественного питания имеет устойчивую тенденцию к росту.
Абсолютный базисный прирост в 2015 году составляет 3 млрд. 463 млн. руб., или 66,3%. Несмотря на то, что доходы населения в 2015 году упали (таблица 2), обороты предприятий общественного питания увеличились, следовательно, можно предположить, что возросло количество посетителей – больше людей стали питаться вне дома.
Уровень развития рынка общественного питания отражает показатель «количество мест на 1000 жителей. Среднее по отрасли нормативное значение этого показателя составляет 40 мест на 1000 жителей. Данный показатель характеризует уровень отраслевой конкуренции в каждом регионе [5]. Данные об обеспеченности населения Калининградской области услугами общественного питания представлены в таблице 3.
Таблица 3
Количество мест в предприятиях общественного питания на 1000 жителей, единиц
Год |
Численность населения, чел. |
Количество мест на предприятиях ОП, единиц |
Количество мест на предприятиях ОП, единиц на 1000 жителей |
||||
Рестораны, бары, кафе |
Общедоступные столовые, закусочные |
Итого |
Рестораны, бары, кафе |
Общедоступные столовые, закусочные |
Итого |
||
2011 |
946800 |
31311 |
14768 |
46079 |
33,1 |
15,6 |
48,7 |
2012 |
954800 |
33073 |
14812 |
47885 |
34,6 |
15,5 |
50,2 |
2013 |
963100 |
27950 |
11500 |
39450 |
29,0 |
11,9 |
41,0 |
2014 |
968900 |
30480 |
11524 |
42004 |
31,5 |
11,9 |
43,4 |
Поскольку данные за 2015 г. отсутствуют, анализировались на данные за 2014 год. В 2014 году количество мест увеличилось на 2,4 места по сравнению с предыдущим годом, и составляет 43,4 места на 1000 человек. По сравнению со среднеотраслевым показателем – 108,5%, то есть выше нормы обеспеченности (не учитывая столовые учебных заведений, организаций, промышленных предприятий). Растущее предложение и разнообразие типов кафе и ресторанов, активная маркетинговая политика основных игроков отраслевого рынка, изменяющиеся привычки и растущий доход способствуют росту российского рынка общественного в течение последних пяти лет. По прогнозу EuromonitorInternational, оборот рынка общественного питания до 2017 г. будет в среднем расти на 5% в год без учета инфляции, хотя несетевая часть этого рынка практически стагнирует (средний прогнозируемый рост находится на уровне 1% в год без учета инфляции), сохранятся стабильные темпы роста в сетевом сегменте – в среднем около 12% в денежном выражении, без учета инфляции, а их доля в общем количестве заведений в 2017 г. увеличится с 12 до почти 18%. При этом самым динамичным останется рынок быстрого питания (8% в год в денежном выражении, количество точек быстрого питания в ближайшие пять лет увеличится почти на 5 тыс. объектов) [4]. Основные тенденции и сделанные экспертами прогнозы можно в полной мере отнести и к региональным рынкам общественного питания, однако каждый из регионов имеет свои особенности.
Авторами сделана попытка прогнозирования оборота общественного питания в Калининградской области в 2016 году на основе статистического метода аналитического выравнивания по тренду, используя возможности пакета EXCEL[2, с.93-94].
Были построены две модели тренда: линейная (y=217,51x+5662,5) и полиноминальная модель 6-ой степени (y= 0,2811-1062+153,88-1049+3279,5-535,3x+6386,2).
Полиноминальная модель является более точной, на что указывает коэффициент детерминации, равный 0,9823, и что свидетельствует означительной степени зависимости результирующих показателей от значений исследуемых факторов. Используя формулу полиноминального тренда, получаем прогнозное значения оборота общественного в 2016 г.:
y=0,2811*-10,62*+153,88*-1049,1*+3279,5*+3535,3*12+6386,2 = 10985,7 млн. руб.
Таким образом, можно прогнозировать, что оборот общественного питания в Калининградской области по сравнению с 2015 годом возрастет на 2 298,7 млн. руб. и будет опережать среднеотраслевой темп роста. Это связано с тем, что с в силу особого географического положения региона, близости европейских границ, калининградцы чаще выезжают за рубеж, активнее проводят досуг вне дома, чаще посещают предприятия общественного питания.
Однако авторы считают справедливым указать, что использование регрессивных моделей для построения прогнозов оправдано в условиях стабильных рынков, в кризисных ситуациях, в условиях сжимающихся рынков, степень погрешности в прогнозах, построенных на основе регрессивных моделей, будет увеличиваться.
Литература:
- Портер Е. Майкл Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/Майкл Е. Портер; Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2011.
- Лукьянова Н.Ю., Соколова А.А. Моделирование портрета потребителя в непроизводственной сфере экономики // Труды школы-семинара имени академика Шаталина С.С. «Системное моделирование социально-экономических процессов». Часть II. Воронеж: изд-во ВГУ. 2011. 93-94 с.
- Мельник М.В., Егорова С.Е. Маркетинговый анализ: Учебник (Гриф УМО). М.: Рид Групп, 2011.
- Электронная версия журнала «Маркетолог». URL: http://www.marketolog.ru/
- Cайт Росстата. URL: http://www. gks.ru.
Ключевые слова
анализ рынка, оборот общественного питания, динамика рынка, основные тенденции, тренды, модели прогнозированияПохожие статьи
Оценка состояния рынка гостиничных услуг РФ и его основные тенденции
В статье представлены результаты анализа статистических показателей, характеризующих состояния рынка гостиничных услуг РФ. Проведенное кабинетное исследование аналитических обзоров по изученной проблеме позволили сформулировать перечень основных тенд...
Современные тенденции развития сферы общественного питания Калининградского региона
Данная статья посвящена особенностям развития сферы общественного питания Калининградской области. Автор рассматривает основные факторы, влияющие на данную сферу, а также анализирует динамику показателей ее развития. В итоге сформулированы основные т...
Исследование рынка общественного питания Калининградской области
В данной статье приводятся результаты исследования рынка общественного питания Калининградской области, выявляется основные тенденции и потребительские предпочтения. На основании результатов исследования делаются прогнозы и рекомендации.
Стратегия развития товаров местных производителей
В работе проведено исследование динамики развития розничной торговли по Ивановской области, определена роль стратегии в функционировании торговой отрасли. Определен удельный вес продовольственных товаров местных производителей по различным категориям...
Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного питания в России
В статье проведен анализ состояния рынка общественного питания, в частности дана характеристика структуры рынка, рассмотрена динамика оборота общественного питания, выделены основные тенденции и проблемы в данной отрасли.
Анализ структуры и динамики внутренней торговли Калининградской области
В статье представлены результаты анализа динамики товарооборота Калининградской области за 2004-2014 гг. и товарной структуры розничной торговли за 2013-2014 гг., осуществлено прогнозирование на 2015 год.
Анализ состояния и динамики развития торговой деятельности в Белгородской области
В статье проводится анализ текущего состояния торговли в Белгородской области, текущие векторы и перспективы развития данной сферы экономики. Отдельное внимание уделяется потребительскому рынку, как главному индикатору состояния торговли в регионе.
Рынок общественного питания г. Якутска: статистика и перспективы
В статье приведена статистика рынка общественного питания г. Якутска, выявлены лидеры и перспективы развития рынка. Методом исследования послужили наблюдение и анализ данных с различных информационных источников.
Тенденции российского рынка минеральной воды
В статье дан анализ спроса на минеральную воду, проведен обзор российского рынка минеральной воды, с выявлением лидеров рынка и основных брендов; опираясь на материалы готовых маркетинговых исследований, сделан вывод о потенциале рынка и тенденции ег...
Анализ тенденций к повышению конкурентоспособности предприятий общественного питания в России
В данной статье рассмотрены и проанализированы различные взгляды на тенденции к повышению конкурентоспособности предприятий общественного питания в России. В заключение сделаны выводы о наиболее перспективных направлениях компаний, ведущих свою деяте...
Похожие статьи
Оценка состояния рынка гостиничных услуг РФ и его основные тенденции
В статье представлены результаты анализа статистических показателей, характеризующих состояния рынка гостиничных услуг РФ. Проведенное кабинетное исследование аналитических обзоров по изученной проблеме позволили сформулировать перечень основных тенд...
Современные тенденции развития сферы общественного питания Калининградского региона
Данная статья посвящена особенностям развития сферы общественного питания Калининградской области. Автор рассматривает основные факторы, влияющие на данную сферу, а также анализирует динамику показателей ее развития. В итоге сформулированы основные т...
Исследование рынка общественного питания Калининградской области
В данной статье приводятся результаты исследования рынка общественного питания Калининградской области, выявляется основные тенденции и потребительские предпочтения. На основании результатов исследования делаются прогнозы и рекомендации.
Стратегия развития товаров местных производителей
В работе проведено исследование динамики развития розничной торговли по Ивановской области, определена роль стратегии в функционировании торговой отрасли. Определен удельный вес продовольственных товаров местных производителей по различным категориям...
Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного питания в России
В статье проведен анализ состояния рынка общественного питания, в частности дана характеристика структуры рынка, рассмотрена динамика оборота общественного питания, выделены основные тенденции и проблемы в данной отрасли.
Анализ структуры и динамики внутренней торговли Калининградской области
В статье представлены результаты анализа динамики товарооборота Калининградской области за 2004-2014 гг. и товарной структуры розничной торговли за 2013-2014 гг., осуществлено прогнозирование на 2015 год.
Анализ состояния и динамики развития торговой деятельности в Белгородской области
В статье проводится анализ текущего состояния торговли в Белгородской области, текущие векторы и перспективы развития данной сферы экономики. Отдельное внимание уделяется потребительскому рынку, как главному индикатору состояния торговли в регионе.
Рынок общественного питания г. Якутска: статистика и перспективы
В статье приведена статистика рынка общественного питания г. Якутска, выявлены лидеры и перспективы развития рынка. Методом исследования послужили наблюдение и анализ данных с различных информационных источников.
Тенденции российского рынка минеральной воды
В статье дан анализ спроса на минеральную воду, проведен обзор российского рынка минеральной воды, с выявлением лидеров рынка и основных брендов; опираясь на материалы готовых маркетинговых исследований, сделан вывод о потенциале рынка и тенденции ег...
Анализ тенденций к повышению конкурентоспособности предприятий общественного питания в России
В данной статье рассмотрены и проанализированы различные взгляды на тенденции к повышению конкурентоспособности предприятий общественного питания в России. В заключение сделаны выводы о наиболее перспективных направлениях компаний, ведущих свою деяте...