Продуманная стратегия современного банковского бизнеса — это одна из наиболее актуальных тем для банков. В банковском секторе клиенты сегодня с легкостью переходят из одного банка в другой, поэтому ключевой драйвер успеха заключается именно в работе с клиентами, в умении разработать эффективную стратегию лояльности клиентов, в основе которой будет лежать эффективная модель корпоративного управления. Для всей совокупности элементов в модели корпоративного управления, которые включают в себя экономические и технологические процессы, каналы и продукты продаж, результаты финансовой, инвестиционной и инновационной деятельности, а также человеческие и материальные ресурсы, необходимо провести анализ через призму управления качеством. В результате необходимо понять и сделать выводы, насколько комфортно клиенту в банке, определить, в какие новые продукты и технологии необходимо вкладывать свой капитал и создать свою уникальную стратегию.
Разработка стратегии включает разрешение ряда вопросов. В качестве примера рассмотрим российский банк с японским капиталом — ООО КБ «ЯР-Банк».
Регистрация банка произошла в 1994 году. В 2002 году банк был выкуплен инвестиционно-финансовая компанией «Метрополь». В 2010–2011 годах были проданы 50 % долей банка японскому финансовому холдингу SBI Holdings. В январе 2013 года уставный капитал был увеличен на 32 % и изменено фирменное название с ООО КБ «Обибанк» на ООО КБ «ЯР-Банк», которое отражает российско-японскую структуру его капитала [6].
Рассматриваемый банк является небольшим банком по размеру активов, его доля как в совокупных активах банковского сектора, так и на рынке депозитов и кредитования меньше 1 % (таблица 1).
Таблица 1
Доля ООО КБ «ЯР-Банк» в российском банковском секторе
|
Январь 2015 |
Доля в активах (пассивах) банка |
Декабрь 2014 |
Доля в активах (пассивах) банка |
Доля в совокупных активах, % |
0,012 |
100 |
0,013 |
100 |
Доля на рынке депозитов ФЛ, % |
0,013 |
26,13 |
0,015 |
29,57 |
Доля на рынке депозитов ЮЛ, % |
0,0085 |
21,36 |
0,009 |
20,80 |
Доля на рынке кредитования ФЛ и ЮЛ, % |
0,0087 |
39,09 (33 % — ЮЛ) |
0,0081 |
36,03 (32,69 % — ЮЛ) |
Источник: составлено автором на основе аналитических материалов banki.ru
Миссия банка состоит в обеспечении потребности каждого клиента банка в высококачественных и надежных банковских продуктах и услугах в максимально удобной форме. SBI Holdings предоставляет российскому банку технологическую платформу для развития интернет-банкинга. В частности, планируется предоставление онлайн-клиентам доступа к торгам на бирже и других финансовых услуг.
В последнее время ЯР-Банк стремится к расширению и «универсализации» бизнеса, в том числе посредством развития розничных программ. Банк нацелен быть универсальным банком и использовать инновационные технологии, передовую банкинг-экспертизу, а также японскую скрупулезность в работе и надежность в бизнесе.
Стратегическая цель банка: стать универсальным банком, предоставляющим свои услуги через Интернет и посредством иных каналов дистанционного банковского обслуживания (ДБО), увеличить долю физических лиц в кредитном портфеле, сохранив при этом активно работающих «корпоратов».
Таким образом, можно выделить следующие стратегические задачи:
- Развитие ДБО.
- Привлечение розничных клиентов путем имиджевой рекламы.
- Сохранение лояльности текущих корпоративных клиентов и привлечение новых.
Среди конкурентов можно выделить, например, АО «Тинькофф Банк». Особенность банка в том, что все финансовые операции проводятся при использовании исключительно интернет- и мобильного банкинга на высокотехнологичной платформе банка. Привлекательность услуг «Тинькофф Банк» обеспечивается за счет широкого набора банковских услуг, предоставляемых посредством электронных каналов: полный доступ к финансовой информации по карте и счету, платежи и переводы, управление и подключение различных услуг, возможность переводов по QR-коду. В «Тинькофф Банк» отлично налажен процесс обработки заявки и вынесения решения по выдаче кредита, в общей сложности онлайн-скоринг занимает две минуты [4]. Погасить кредит можно в любом терминале или отделениях связи. В целом для удержания клиентов и повышения лояльности «ТКС» активно использует кэшбэк, накопление баллов в социальных сетях и бонусных авиамиль.
Также в качестве конкурента можно выделить Банк Русский Стандарт, который по мере развития и насыщения рынка потребительского кредитования и увеличения конкуренции на нем, приступил к новым проектам — развитию автокредитования и кредитования посредством кредитных карт. На текущий момент этот банк является одним из крупнейших игроков на рынке «карточного» кредитования населения.
Среди конкурентов необходимо выделить и Сбербанк России, который по итогам 2014 года стал лидером по объему кредитов, выданных физическим лицам [3]. Розничные кредиты в банке выдаются по принципу «кредитной фабрики», что позволяет существенно упростить процесс обработки и рассмотрения заявки на кредит. Хотя на сайте Сбербанка нет возможности заполнить и подать заявку (это можно сделать только в отделении), однако там есть удобный калькулятор для самостоятельного расчета кредитных условий. Банк имеет одну из крупнейших сетей активных пользователей интернет-банкинга благодаря понятному интерфейсу, в который включены подробные описания всех функций и условий по проводимым операциям.
Также конкурентом ООО КБ «ЯР-Банк» является ПАО «Промсвязьбанк». Банк предоставляет полный комплекс банковских услуг как бизнесу, так и физическим лицам. Для повышения лояльности клиентов банк реализует программу PSBonus, которая начисляет баллы при совершении безналичных платежей, оформлении кредитов и страховых договоров, открытии и пролонгации вкладов, оформлении пластиковых карт, баллы на праздники и значимые события. Организовано получение бонусов за своевременную оплату кредитных обязательств. В среднем клиенты могут получить до 1,5 % кэшбэка. Для планирования бюджета банк предоставляет интернет-сервис «Умные деньги», где можно задать классификацию расходов, учитывать наличные расходы, а также прогнозировать будущие расходы. Для каждой категории расходов пользователь может установить лимиты, при превышении которых ему придет оповещение по СМС или электронной почте [2].
АО «БКС — Инвестиционный Банк» также является конкурентом ООО КБ «ЯР-Банк». «БКС — Инвестиционный Банк» — узкоспециализированный финансовый институт, который предоставляет клиентам и группе БКС инвестиционно-банковские услуги. Банк отличается очень высокой активностью на рынке конверсионных операций и ценных бумаг.
Выявление и анализ конкурентов являются важным этапом при составлении стратегии банка, поскольку без осознания того, на каком рынке работает банк, в чем он проявляет себя лучше конкурентов (его сильные стороны), а в чем хуже (слабые стороны), что можно улучшить и где могут реализоваться риски, невозможно определить дальнейший вектор развития деятельности.
Таблица 2
СВОТ-анализ
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
· Акционером является инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ» (17 место в Рейтинге Брокеров http://www.brokers-rating.ru/; НРА присвоен максимальный рейтинг надежности (ААА)), которая способствует сохранению и наращиванию стабильной корпоративной клиентской базы. · Банк развивает свой бизнес в основном в интернете (помимо головного офиса у банка имеется только 3 банкомата, что не представляет проблему для клиентов, поскольку банк является членом ОРС), поэтому экономит издержках по обеспечению функциональной деятельности банка. · ЯР-Банк — банк с иностранным участием (50 % акций ЯР-Банка принадлежит японской финансовой группе SBI Holdings). Вместе с данным акционером пришли японские технологии для разработки современной системы ДБО. · Обслуживание экспортно-импортных операций между японскими и российскими партнерами. · Грамотный персонал, квалифицированные и опытные работники. |
· Слабая диверсификация кредитного портфеля (84,4 % кредитного портфеля — кредиты, выданные юридическим лицам). · Проблемы с ликвидностью (наблюдается снижение нормативов ликвидности: так в частности, на 1 января 2015 года норматив текущей ликвидности Н3 сократился на 39 %). · Отсутствие источников дополнительного капитала. |
Возможности (О) |
Угрозы (T) |
· Стабилизация курса рубля (содействие экспортно-импортным операциям). · Снижение ключевой ставки (приведет к оживлению кредитования). · Улучшение имиджа. |
· Угроза невозврата кредитов из-за нестабильной экономической ситуации (наблюдается незначительный рост просроченной задолженности, но есть вероятность его ускорения). · Риски, связанные с портфелем ценных бумаг (возможна отрицательная доходность банка в результате переоценки портфеля ценных бумаг, который занимает примерно равную долю с кредитным портфелем). · Конкуренция с крупными банковскими структурами. |
Источник: составлено автором
Также необходимо составить прогнозный баланс, чтобы определить, какие показатели деятельности нужно будет достигнуть.
Так, Центробанк России ожидает роста активов российского банковского сообщества в 2015 году на 10–15 %; в 2016 — до 12 %; в 2017–14 % [5].
Динамика розничного кредитования будет определяться изменением номинальной величины потребительских расходов домашних хозяйств — розничного товарооборота и потребления платных услуг: темп прироста в 2015 году — до 16,2 %, в 2016-м — до 14,4 %, в 2017–14 % [1]. Поскольку стратегия банка подразумевает наращивание не только кредитного портфеля физических лиц, но и юридических, то в среднем прогнозируется прирост корпоративного кредитного портфеля на 7 % ежегодно.
Прогнозируется замедление темпов прироста средств физических лиц на банковских счетах и депозитах с 14,8 % — в 2015-м, 13,5 % — в 2016-м и 13 % — в 2017-м [1].
Таким образом, с учетом приведенных данных, прогнозный баланс будет выглядеть следующим образом (таблица 3).
Таблица 3
Прогнозный баланс
01.01.2015 |
Структура |
01.01.2016 |
Структура |
01.01.2017 |
Структура |
01.01.2018 |
Структура |
|
АКТИВЫ всего |
9 200 932 |
10 121 025 |
11 335 548 |
12 922 525 |
||||
Денежные средства |
121 000 |
1,3 % |
120 992 |
1,2 % |
120 984 |
1,1 % |
120 977 |
0,9 % |
Средства в кредитных организациях в ЦБ |
868 310 |
9,4 % |
688 565 |
6,8 % |
644 540 |
5,7 % |
620 364 |
4,8 % |
Обязательные резервы |
167 220 |
1,8 % |
183 942 |
1,8 % |
190 380 |
1,7 % |
197 995 |
1,5 % |
Средства в кредитных организациях |
580 026 |
6,3 % |
504 623 |
5,0 % |
454 160 |
4,0 % |
422 369 |
3,3 % |
Чистые вложения в торговые ЦБ |
0 |
0,0 % |
0 |
0,0 % |
0 |
0,0 % |
0 |
0,0 % |
Чистая ссудная задолженность |
3 432 236 |
37,3 % |
4 118 683 |
40,7 % |
4 711 774 |
41,6 % |
5 371 422 |
41,6 % |
Инвестиции |
0 |
0,0 % |
0 |
0,0 % |
0 |
0,0 % |
0 |
0,0 % |
Фин. активы, оцениваемые по справедливой стоимости |
922 645 |
10,0 % |
1 061 042 |
10,5 % |
1 072 713 |
9,5 % |
1 088 804 |
8,4 % |
Чистые вложения в инв. ЦБ для продажи |
2 937 102 |
31,9 % |
3 959 709 |
39,1 % |
4 613 859 |
40,7 % |
5 549 635 |
42,9 % |
Требования по налогу на прибыль |
23 191 |
0,3 % |
23 200 |
0,2 % |
23 210 |
0,2 % |
23 219 |
0,2 % |
Осн. средства, НМА и мат. Запасы |
90 582 |
1,0 % |
90 537 |
0,9 % |
90 491 |
0,8 % |
90 446 |
0,7 % |
Прочие активы |
58 620 |
0,6 % |
58 298 |
0,6 % |
57 977 |
0,5 % |
57 658 |
0,4 % |
ПАССИВЫ всего |
9 200 932 |
10 121 025 |
11 335 549 |
12 922 525 |
100,0 % |
|||
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
7 414 923 |
80,6 % |
7 932 211 |
78,4 % |
8 794 059 |
77,6 % |
9 989 891 |
77,3 % |
Средства банков |
2 829 312 |
30,8 % |
3 008 742 |
29,7 % |
3 199 649 |
28,2 % |
3 402 768 |
26,3 % |
Кредиты и депозиты, полученные от ЦБ РФ |
2 802 014 |
30,5 % |
2 981 343 |
29,5 % |
3 172 149 |
28,0 % |
3 375 166 |
26,1 % |
Счета банков-корреспондентов и средства, полученные на срок до 7 дней |
27 298 |
0,3 % |
27 399 |
0,3 % |
27 500 |
0,2 % |
27 602 |
0,2 % |
Срочные средства банков |
0 |
0,0 % |
0 |
0,0 % |
0 |
0,0 % |
0 |
0,0 % |
Средства клиентов |
4 453 501 |
48,4 % |
4 789 087 |
47,3 % |
5 451 908 |
48,1 % |
6 427 984 |
49,7 % |
Счета корпоративных клиентов до востребования |
1 011 674 |
11,0 % |
1 112 841 |
11,0 % |
1 279 768 |
11,3 % |
1 497 328 |
11,6 % |
Счета субъектов малого бизнеса |
14 309 |
0,2 % |
14 452 |
0,1 % |
15 175 |
0,1 % |
15 933 |
0,1 % |
Счета физ.лиц до востребования |
195 539 |
2,1 % |
224 479 |
2,2 % |
254 783 |
2,2 % |
287 905 |
2,2 % |
Срочные депозиты корпоративных клиентов |
967 738 |
10,5 % |
1 014 577 |
10,0 % |
1 116 034 |
9,8 % |
1 283 439 |
9,9 % |
Срочные депозиты физ.лиц |
2 264 241 |
24,6 % |
2 422 738 |
23,9 % |
2 786 149 |
24,6 % |
3 343 378 |
25,9 % |
Выпущенные долговые ценные бумаги |
113 797 |
1,2 % |
116 073 |
1,1 % |
124 198 |
1,1 % |
140 841 |
1,1 % |
Выпущенные депозитные сертификаты |
0 |
0,0 % |
0 |
0,0 % |
0 |
0,0 % |
0 |
0,0 % |
Выпущенные векселя |
113 797 |
1,2 % |
116 073 |
1,1 % |
124 198 |
1,1 % |
140 841 |
1,1 % |
Обязательства по налогу на прибыль |
1 032 |
0,01 % |
1 032 |
0,01 % |
1 032 |
0,01 % |
1 032 |
0,01 % |
Прочие пассивы |
17 281 |
0,2 % |
17 275 |
0,2 % |
17 269 |
0,2 % |
17 263 |
0,1 % |
Расчеты по авансам и кредиторская задолженность |
3 |
0,00 003 % |
3 |
0,00 003 % |
3 |
0,00 003 % |
3 |
0,00 002 % |
СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ |
1 786 009 |
19,4 % |
2 188 814 |
21,6 % |
2 541 489 |
22,4 % |
2 932 634 |
22,7 % |
Уставный капитал |
1 388 000 |
15,1 % |
1 769 781 |
17,5 % |
2 100 256 |
18,5 % |
2 467 957 |
19,1 % |
Эмиссионный доход |
302 792 |
3,3 % |
320 960 |
3,2 % |
340 217 |
3,0 % |
360 630 |
2,8 % |
Нераспределенная прибыль |
95 217 |
1,0 % |
98 074 |
1,0 % |
101 016 |
0,9 % |
104 046 |
0,8 % |
Источник: составлено автором
Таким образом, подводя итог исследованию, можно сделать следующие выводы. Во-первых, без разработки стратегии у банка отсутствует понимание того, в каком направлении ему двигаться и каких результатов необходимо достичь, таким образом, его развитие замедляется или останавливается вовсе, и в этом случае клиенты перейдут в другой, более динамичный банк, который предлагает все улучшающиеся условия обслуживания. Во-вторых, можно выделить следующие мероприятия, которые необходимо выполнить при разработке стратегии:
- понимать внешнюю среду, иметь инструменты для мониторинга этой среды и уметь оперативно реагировать;
- знать своего клиента и основных конкурентов и за какие сегменты рынка конкурировать;
- искать свою нишу, знать, чем заинтересовать клиента;
- все структуры банка должна оперативно реагировать на запросы банковского клиента;
- строить долгосрочные отношения с клиентом на основе взаимной выгоды и понимания их потребностей, быть удобными, понятными и полезными;
- системно управлять расходами, для их технологичности, качества и эффективности, что даст возможность удовлетворять растущие потребности клиента и требования надзорных и регулирующих органов.
Литература:
1. Институт Гайдара: темпы роста кредитования населения РФ замедлятся до 14,4 % в 2016 году [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=6224261
2. Промсвязьбанк. Частным лицам [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.psbank.ru/Personal
3. Рейтинг банков по показателю «Объем кредитов, выданных физ.лицам» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://mir-procentov.ru/banks/ratings/credits-fl.html
4. Тинькофф Банк. Кредитные карты. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.tinkoff.ru/credit/cards/
5. ЦБ ожидает роста активов банковского сектора в 2015 году до 80 трлн рублей [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gazeta.ru/business/news/2014/11/28/n_6694533.shtml
6. ЯР-Банк: Работаем с российским размахом и японской точностью [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://yarbank.ru/bank/about-bank