В статье проводится анализ понятия конкурентоспособности коммерческих банков, а также анализ основных конкурентов на рынке банковских услуг на основе основных показателей банковской деятельности коммерческих банков. Предлагается методика оценки конкурентоспособности коммерческого банка. Также делается вывод о том, какие показатели деятельности коммерческого банка являются основными.
Тема конкурентоспособности кредитной организации становится особенно актуальной в последнее время в России, в условиях санкций и сокращения количества самих кредитных организаций. Если брать само понятие конкурентоспособности в отечественной науке, то в советский период развития экономики конкурентоспособности как объективной экономической категории ни в теории, ни тем более на практике в силу неактуальности этого вопроса для административно-командной системы не уделялось должного внимания. И в наши дни понятие конкурентоспособности относится к числу недостаточно разработанных российской экономической наукой. На то есть веские причины: трансформация национальной хозяйственной системы России оказалась настолько быстрой и радикальной, что наука не успела основательно осмыслить новые реальности. Поэтому среди массы новых явлений после начала рыночных реформ конкуренция и конкурентоспособность привлекали к себе относительно скромное внимание на фоне инфляции, банковских и валютных кризисов [1].
Конкурентоспособность банка рассматривается как возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее прибыльной практической реализации в условиях конкурентного рынка. Предполагается, что в данном аспекте конкурентоспособность банка непосредственно связана с эффективностью деятельности коммерческого банка. Не стоит рассматривать конкурентоспособность коммерческого банка исключительно с точки зрения конкурентоспособности его продуктов и услуг, так как на конкурентоспособность влияет еще масса факторов, такие как маркетинг, финансовую политику, менеджмент и прочее [2, с.72].
Исследовать конкурентоспособность банка с точки зрения эффективности его работы, а также ряда других показателей, таких как надежность, ликвидность, прибыльность, размер банковской сети темпы роста, имидж банка и его инновационные услуги [3, с.29].
Для того, чтобы правильно оценивать конкурентоспособность отдельных коммерческих банков и выявить показатели устойчивости, банковские риски, платежеспособности нужно находить баланс между надежностью, ликвидностью, прибыльностью, темпами роста, имиджем банка и его инновационной стратегией. Результаты нахождения этих параметров можно использовать для интерпретации тенденций развития конкурентоспособности продуктов и услуг.
Коммерческий банк рассматривается как негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаги посреднические операции).
Основная цель коммерческого банка — это предоставление конкурентоспособной услуги. Конкурентоспособность банковской услуги можно рассматривать как предоставление качественных продуктов и услуг, которые удовлетворяют запросам потребителей.
Для коммерческого банка в современных условиях социально-экономического развития необходима ориентация на повышение конкурентоспособности и рост основного показателя — прибыли. Для повышения конкурентоспособности как самого банка, так и услуг им предоставляемых банку нужно исследовать потребности потребителей и на этой основе разрабатывать востребованные продукты как традиционного характера, так и инновационные.
Конкурентоспособность коммерческого банка связана с конкурентоспособностью услуг, которые он предоставляет:
‒ конкурентоспособностью предлагаемых кредитных продуктов;
‒ конкурентоспособностью депозитных услуг;
‒ конкурентоспособностью инвестиционных услуг;
‒ конкурентоспособностью операционных услуг;
‒ конкурентоспособностью услуг ДБО;
‒ конкурентоспособность безопасности банковских и т. д.
Для оценки конкурентоспособности банка нужно оценивать конкурентоспособность услуг коммерческих банков, которые в свою очередь могут быть оценены с помощью маркетинговых исследований востребованности и качества предоставляемых услуг, а также запросов потребителей. Также конкурентоспособность банковских услуг можно оценивать через подсчет эффективности внедрения тех или иных услуг в сравнении с теми же услугами других коммерческих банков.
Немало важным фактором конкурентоспособности коммерческого банка является стабильность и устойчивость самой банковской системы. Стабильность банковской системы зависит как от мега-уровня, т. е. методики управления банковской системой регулятором и финансового состояния страны в целом, так и от микроуровня, т. е. управления самим коммерческим банком и финансового положения коммерческого банка. То есть тогда, когда экономика страны развивается, развивается и финансовый сектор, а значит и расширяется спектр услуг, предоставляемый коммерческими банками, и эти услуги востребованы потребителем. В этих условиях коммерческие банки разрабатывают стратегии развития банка, чтобы услуги были максимально эффективны и укрепляли тем самым конкурентоспособность самого коммерческого банка. Важно сохранить баланс между стратегиями развития и стабильностью банка.
Основными показателями конкурентоспособности банка являются его активы, кредитный портфель и т. д. По данным рейтинга российских банков по ключевым показателям деятельности, который рассчитывается по методике Banki.ru с использованием отчетности кредитных организаций РФ, публикуемой на сайте Банка России первые 5 банков ранжированные по сумме активов и по величине кредитного портфеля банков сведены в таблицы 1 и 2.
Таблица 1
Ранжированный список первых 5 банков по сумме активов (рубли)
Наименование банка |
Активы (рубли) |
Сбербанк России |
23 337 804 132 |
ВТБ Банк Москвы |
9 278 574 632 |
Газпромбанк |
5 363 245 991 |
ВТБ 24 |
3 449 761 456 |
Россельхозбанк |
2 940 426 455 |
Таблица 2
Ранжированный список первых 5 банков по величине кредитного портфеля (рубли)
Наименование банка |
Активы (рубли) |
Сбербанк России |
15 554 778 084 |
ВТБ Банк Москвы |
5 053 617 265 |
Газпромбанк |
3 527 619 097 |
ВТБ 24 |
2 001 177 615 |
Россельхозбанк |
1 807 712 811 |
Анализируя данные в таблицах 1 и 2 можно сделать вывод, что список лидеров, а значит и основных конкурентов, неизменен по основным показателям, а также самый конкурентоспособный банк в данный момент это Сбербанк России. Среди основных конкурентов Сбербанка России особенно выделяются ВТБ Банк Москвы и Газпромбанк. По данным рейтинга можно сделать вывод о том, что как Сбербанк России, так и остальные банки из рейтинга проводит взвешенную, инновационную политику с учетом инноваций и потребности клиентов.
Также конкурентоспособность банка не может быть без конкурентоспособности безопасности банковских услуг. Должен сохраняться баланс между стратегией развития банка и предложением новых продуктов и услуг и предоставляемой безопасностью этих услуг. Так как клиенты оценивают банк по безопасности, то и безопасность является частью имиджа банка, следовательно, повышая безопасность услуг, повышается и конкурентоспособность банка. Повышая финансовую безопасность банковских услуг и самих коммерческих банков, кредитные организации приобретают конкурентное преимущество по отношению к другим участникам банковского бизнеса на рынке [5].
Таким образом, конкурентоспособность коммерческого банка один из самых важных показателей деятельности коммерческого банка. Очевидна связь конкурентоспособности коммерческого банка и эффективностью его деятельности, безопасностью, предоставляемых им продуктов и услуг, а также имиджем коммерческого банка. Также важно отметить, что конкурентоспособность тесно связана с разработкой инновационной стратегии коммерческого банка. Также можно сделать вывод о том, что грамотно выстроенная стратегия развития коммерческого банка и, подкрепленный маркетинговыми исследованиями, широкий спектр предлагаемых продуктов и услуг дает большие конкурентные преимущества.
Литература:
- Величко Н. Ю., Березниченко Е. И. Исследование методов оценки конкурентоспособности коммерческого банка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 11. — С. 281–285.
- Современные теории менеджмента: научная коллективная монография / Е. В. Петрухина, Е. В. Симонова, Гужина Г. Н.-Орел: ООО «Научное обозрение», 2014.-С.69–85.
- Экономика: мировой исторический опыт и современные проблемы монография. Книга 3 / под ред.М. М. Скорева. –Ставрополь: Логос, 2014.–С.27–61.
- Рейтинг Банков Дата обращения: 07.10.2017 г. Код доступа: http://www.banki.ru/banks/ratings/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=Reitingi_Bankov&source=yandex_cpc_reitingi_bankov&yclid=5901907643017991052
- Наточеева Н. Н. Финансовая безопасность коммерческих банков как конкурентное преимущество // Аудит и финансовый анализ № 1, М, 2011- С.393–398.