Конкурентоспособность применительно к кредитной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №41 (175) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 11.10.2017

Статья просмотрена: 2003 раза

Библиографическое описание:

Чучелин, А. Ю. Конкурентоспособность применительно к кредитной организации / А. Ю. Чучелин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45885/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье проводится анализ понятия конкурентоспособности коммерческих банков, а также анализ основных конкурентов на рынке банковских услуг на основе основных показателей банковской деятельности коммерческих банков. Предлагается методика оценки конкурентоспособности коммерческого банка. Также делается вывод о том, какие показатели деятельности коммерческого банка являются основными.

Тема конкурентоспособности кредитной организации становится особенно актуальной в последнее время в России, в условиях санкций и сокращения количества самих кредитных организаций. Если брать само понятие конкурентоспособности в отечественной науке, то в советский период развития экономики конкурентоспособности как объективной экономической категории ни в теории, ни тем более на практике в силу неактуальности этого вопроса для административно-командной системы не уделялось должного внимания. И в наши дни понятие конкурентоспособности относится к числу недостаточно разработанных российской экономической наукой. На то есть веские причины: трансформация национальной хозяйственной системы России оказалась настолько быстрой и радикальной, что наука не успела основательно осмыслить новые реальности. Поэтому среди массы новых явлений после начала рыночных реформ конкуренция и конкурентоспособность привлекали к себе относительно скромное внимание на фоне инфляции, банковских и валютных кризисов [1].

Конкурентоспособность банка рассматривается как возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее прибыльной практической реализации в условиях конкурентного рынка. Предполагается, что в данном аспекте конкурентоспособность банка непосредственно связана с эффективностью деятельности коммерческого банка. Не стоит рассматривать конкурентоспособность коммерческого банка исключительно с точки зрения конкурентоспособности его продуктов и услуг, так как на конкурентоспособность влияет еще масса факторов, такие как маркетинг, финансовую политику, менеджмент и прочее [2, с.72].

Исследовать конкурентоспособность банка с точки зрения эффективности его работы, а также ряда других показателей, таких как надежность, ликвидность, прибыльность, размер банковской сети темпы роста, имидж банка и его инновационные услуги [3, с.29].

Для того, чтобы правильно оценивать конкурентоспособность отдельных коммерческих банков и выявить показатели устойчивости, банковские риски, платежеспособности нужно находить баланс между надежностью, ликвидностью, прибыльностью, темпами роста, имиджем банка и его инновационной стратегией. Результаты нахождения этих параметров можно использовать для интерпретации тенденций развития конкурентоспособности продуктов и услуг.

Коммерческий банк рассматривается как негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаги посреднические операции).

Основная цель коммерческого банка — это предоставление конкурентоспособной услуги. Конкурентоспособность банковской услуги можно рассматривать как предоставление качественных продуктов и услуг, которые удовлетворяют запросам потребителей.

Для коммерческого банка в современных условиях социально-экономического развития необходима ориентация на повышение конкурентоспособности и рост основного показателя — прибыли. Для повышения конкурентоспособности как самого банка, так и услуг им предоставляемых банку нужно исследовать потребности потребителей и на этой основе разрабатывать востребованные продукты как традиционного характера, так и инновационные.

Конкурентоспособность коммерческого банка связана с конкурентоспособностью услуг, которые он предоставляет:

‒ конкурентоспособностью предлагаемых кредитных продуктов;

‒ конкурентоспособностью депозитных услуг;

‒ конкурентоспособностью инвестиционных услуг;

‒ конкурентоспособностью операционных услуг;

‒ конкурентоспособностью услуг ДБО;

‒ конкурентоспособность безопасности банковских и т. д.

Для оценки конкурентоспособности банка нужно оценивать конкурентоспособность услуг коммерческих банков, которые в свою очередь могут быть оценены с помощью маркетинговых исследований востребованности и качества предоставляемых услуг, а также запросов потребителей. Также конкурентоспособность банковских услуг можно оценивать через подсчет эффективности внедрения тех или иных услуг в сравнении с теми же услугами других коммерческих банков.

Немало важным фактором конкурентоспособности коммерческого банка является стабильность и устойчивость самой банковской системы. Стабильность банковской системы зависит как от мега-уровня, т. е. методики управления банковской системой регулятором и финансового состояния страны в целом, так и от микроуровня, т. е. управления самим коммерческим банком и финансового положения коммерческого банка. То есть тогда, когда экономика страны развивается, развивается и финансовый сектор, а значит и расширяется спектр услуг, предоставляемый коммерческими банками, и эти услуги востребованы потребителем. В этих условиях коммерческие банки разрабатывают стратегии развития банка, чтобы услуги были максимально эффективны и укрепляли тем самым конкурентоспособность самого коммерческого банка. Важно сохранить баланс между стратегиями развития и стабильностью банка.

Основными показателями конкурентоспособности банка являются его активы, кредитный портфель и т. д. По данным рейтинга российских банков по ключевым показателям деятельности, который рассчитывается по методике Banki.ru с использованием отчетности кредитных организаций РФ, публикуемой на сайте Банка России первые 5 банков ранжированные по сумме активов и по величине кредитного портфеля банков сведены в таблицы 1 и 2.

Таблица 1

Ранжированный список первых 5 банков по сумме активов (рубли)

Наименование банка

Активы (рубли)

Сбербанк России

23 337 804 132

ВТБ Банк Москвы

9 278 574 632

Газпромбанк

5 363 245 991

ВТБ 24

3 449 761 456

Россельхозбанк

2 940 426 455

Таблица 2

Ранжированный список первых 5 банков по величине кредитного портфеля (рубли)

Наименование банка

Активы (рубли)

Сбербанк России

15 554 778 084

ВТБ Банк Москвы

5 053 617 265

Газпромбанк

3 527 619 097

ВТБ 24

2 001 177 615

Россельхозбанк

1 807 712 811

Анализируя данные в таблицах 1 и 2 можно сделать вывод, что список лидеров, а значит и основных конкурентов, неизменен по основным показателям, а также самый конкурентоспособный банк в данный момент это Сбербанк России. Среди основных конкурентов Сбербанка России особенно выделяются ВТБ Банк Москвы и Газпромбанк. По данным рейтинга можно сделать вывод о том, что как Сбербанк России, так и остальные банки из рейтинга проводит взвешенную, инновационную политику с учетом инноваций и потребности клиентов.

Также конкурентоспособность банка не может быть без конкурентоспособности безопасности банковских услуг. Должен сохраняться баланс между стратегией развития банка и предложением новых продуктов и услуг и предоставляемой безопасностью этих услуг. Так как клиенты оценивают банк по безопасности, то и безопасность является частью имиджа банка, следовательно, повышая безопасность услуг, повышается и конкурентоспособность банка. Повышая финансовую безопасность банковских услуг и самих коммерческих банков, кредитные организации приобретают конкурентное преимущество по отношению к другим участникам банковского бизнеса на рынке [5].

Таким образом, конкурентоспособность коммерческого банка один из самых важных показателей деятельности коммерческого банка. Очевидна связь конкурентоспособности коммерческого банка и эффективностью его деятельности, безопасностью, предоставляемых им продуктов и услуг, а также имиджем коммерческого банка. Также важно отметить, что конкурентоспособность тесно связана с разработкой инновационной стратегии коммерческого банка. Также можно сделать вывод о том, что грамотно выстроенная стратегия развития коммерческого банка и, подкрепленный маркетинговыми исследованиями, широкий спектр предлагаемых продуктов и услуг дает большие конкурентные преимущества.

Литература:

  1. Величко Н. Ю., Березниченко Е. И. Исследование методов оценки конкурентоспособности коммерческого банка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 11. — С. 281–285.
  2. Современные теории менеджмента: научная коллективная монография / Е. В. Петрухина, Е. В. Симонова, Гужина Г. Н.-Орел: ООО «Научное обозрение», 2014.-С.69–85.
  3. Экономика: мировой исторический опыт и современные проблемы монография. Книга 3 / под ред.М. М. Скорева. –Ставрополь: Логос, 2014.–С.27–61.
  4. Рейтинг Банков Дата обращения: 07.10.2017 г. Код доступа: http://www.banki.ru/banks/ratings/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=Reitingi_Bankov&source=yandex_cpc_reitingi_bankov&yclid=5901907643017991052
  5. Наточеева Н. Н. Финансовая безопасность коммерческих банков как конкурентное преимущество // Аудит и финансовый анализ № 1, М, 2011- С.393–398.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческий банк, конкурентоспособность, услуга, банк, конкурентоспособность банка, Сбербанк России, Банк Москвы, имидж банка, конкурентоспособность услуг, банковская система.


Похожие статьи

Анализ финансовых результатов коммерческого банка

Основной целью функционирования кредитного института — получение максимально возможной прибыли путем обеспечения устойчивости, довольно долгого функционирования и прочности в позиции на банковском рынке. Все активные и пассивные операции отражают кон...

Проблема независимости центральных банков

В данной статье рассмотрены модели банковских систем разных стран, на основе анализа которых раскрыт вопрос необходимости независимости центрального банка. Данный вопрос лежит в основе стабильности финансово-кредитной системы. Для решения проблемы не...

Проблемы оценки финансовой устойчивости банка с использованием публикуемой отчетности

В данной статье представлена актуальная проблема, возникающая при оценке финансовой устойчивости банков — отсутствие важной информации для анализа в публикуемой и открытой отчетности. Несмотря на действия Центрального Банка Российской Федерации для у...

Стратегия концентрации как один из способов повышения эффективности реализации продукции в агропромышленном комплексе Республики Крым

В статье рассматривается понятие «стратегии управления экономической деятельностью» Агропромышленного комплекса Республики Крым на современном этапе развития экономики в зависимости от географических и климатических условий. На основе статистических ...

Причины создания и анализ маркетинговой деятельности совместных предприятий на примере Pepsi Lipton

В статье рассматриваются основные причины создания совместных предприятий, как одной из наиболее актуальных форм экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов в разных странах. Проводится сравнение совместных предприятий и смежных форм коопер...

Стратегическое планирование сельскохозяйственных предприятий

В данной статье описывается подход к разработке стратегического планирования в сельскохозяйственных предприятиях. Отмечается, что стратегия зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, котор...

Формирование оптимальной структуры капитала как фактор обеспечения финансовой устойчивости компании

Проблема определения состава и структуры источников инвестиций известна в экономической литературе как проблема структуры капитала и является актуальной не только для российских компаний. Какова структура капитала организации и каково оптимальное соо...

Сравнительная характеристика фундаментального и технического анализа финансового рынка

Финансовый рынок в экономической теории - система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника. На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществле...

К вопросу об экономической оценке уровня экономической безопасности предприятия

В связи с усложнившейся экономической ситуацией на международной арене, нестабильностью внешних экономических связей между странами и отдельными предприятиями, все большее число экономических субъектов уделяет пристальное внимание вопросу обеспечения...

Имидж ресторана как фактор его конкурентоспособности

Статья посвящена актуальным вопросам организации и ведения ресторанного бизнеса. В статье рассматриваются вопросы конкурентоспособности предприятий питания, где имидж и бренд играют решающую роль, анализируются типичные ошибки рестораторов, предлагаю...

Похожие статьи

Анализ финансовых результатов коммерческого банка

Основной целью функционирования кредитного института — получение максимально возможной прибыли путем обеспечения устойчивости, довольно долгого функционирования и прочности в позиции на банковском рынке. Все активные и пассивные операции отражают кон...

Проблема независимости центральных банков

В данной статье рассмотрены модели банковских систем разных стран, на основе анализа которых раскрыт вопрос необходимости независимости центрального банка. Данный вопрос лежит в основе стабильности финансово-кредитной системы. Для решения проблемы не...

Проблемы оценки финансовой устойчивости банка с использованием публикуемой отчетности

В данной статье представлена актуальная проблема, возникающая при оценке финансовой устойчивости банков — отсутствие важной информации для анализа в публикуемой и открытой отчетности. Несмотря на действия Центрального Банка Российской Федерации для у...

Стратегия концентрации как один из способов повышения эффективности реализации продукции в агропромышленном комплексе Республики Крым

В статье рассматривается понятие «стратегии управления экономической деятельностью» Агропромышленного комплекса Республики Крым на современном этапе развития экономики в зависимости от географических и климатических условий. На основе статистических ...

Причины создания и анализ маркетинговой деятельности совместных предприятий на примере Pepsi Lipton

В статье рассматриваются основные причины создания совместных предприятий, как одной из наиболее актуальных форм экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов в разных странах. Проводится сравнение совместных предприятий и смежных форм коопер...

Стратегическое планирование сельскохозяйственных предприятий

В данной статье описывается подход к разработке стратегического планирования в сельскохозяйственных предприятиях. Отмечается, что стратегия зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, котор...

Формирование оптимальной структуры капитала как фактор обеспечения финансовой устойчивости компании

Проблема определения состава и структуры источников инвестиций известна в экономической литературе как проблема структуры капитала и является актуальной не только для российских компаний. Какова структура капитала организации и каково оптимальное соо...

Сравнительная характеристика фундаментального и технического анализа финансового рынка

Финансовый рынок в экономической теории - система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника. На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществле...

К вопросу об экономической оценке уровня экономической безопасности предприятия

В связи с усложнившейся экономической ситуацией на международной арене, нестабильностью внешних экономических связей между странами и отдельными предприятиями, все большее число экономических субъектов уделяет пристальное внимание вопросу обеспечения...

Имидж ресторана как фактор его конкурентоспособности

Статья посвящена актуальным вопросам организации и ведения ресторанного бизнеса. В статье рассматриваются вопросы конкурентоспособности предприятий питания, где имидж и бренд играют решающую роль, анализируются типичные ошибки рестораторов, предлагаю...

Задать вопрос