Разработка профессиональных стандартов и согласование содержания профессиональных стандартов и образовательных программ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 18.05.2015

Статья просмотрена: 379 раз

Библиографическое описание:

Воронова, Г. А. Разработка профессиональных стандартов и согласование содержания профессиональных стандартов и образовательных программ / Г. А. Воронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 595-597. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18933/ (дата обращения: 18.11.2024).

В области получения наноструктурированной керамики и производства изделий из неё разработаны профессиональные стандарты, которые используются при проектировании основных и дополнительных образовательных программ в Томском политехническом университете.

Ключевые слова:профессиональный стандарт, основная образовательная программа, программа повышения квалификации.

 

В области получения наноструктурированной керамики и производства изделий из неё на рынке труда ощущается острый недостаток квалифицированных специалистов. Состояние основных и дополнительных образовательных программ по подготовке специалистов для сферы наноиндустрии требуют сегодня серьезной корректировки. Кроме того, керамическая отрасль в России в последние годы активно стала реформироваться: внедряется передовой мировой опыт, расширяются имеющиеся и создаются новые производства. Последние решения правительства направлены на активную работу по изысканию возможностей к импортозамещению продукции, приобретение которой становится проблематичным в связи с обострением внешнеполитической ситуации и введением санкций. Разработка профессиональных стандартов в области производства нанокерамики таким образом представляется очень актуальной. К разработке профессиональных стандартов Министерство труда и социальной защиты РФ привлекает рабочие группы из представителей предприятий, вузов, сферы бизнеса, имеющих высокую квалификацию в данной области. С 2013 г. представители Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ) принимают активное участие в разработке профессиональных стандартов по заказу Фонда инфраструктурных и образовательных программ ОАО Роснано (ФИОП Роснано). Опыт ТПУ в разработке профессиональных стандартов является одним из аргументов возглавить Учебно-методическое объединение (УМО) в связи с идущим процессом формирования новой системы учебно-методических объединений по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (УГСНП). Сформированные авторитетные научные школы, научно-образовательные центры и лаборатории, научно-исследовательские работы ТПУ, выполняемые в интересах крупных промышленных предприятий, участие в учебно-методической работе по разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) трех поколений и необходимой методической документации, высокое качество подготовки инженерных кадров для различных отраслей промышленности — все это позволяет надеяться на успешное выполнение Томским политехническим университетом функций координатора по УГСНП 28.00.00 «Нанотехнологии и наноматериалы».

В Нано-Центре ТПУ разработаны новые способы формования из сухих нано- и микро-дисперсных порошков материалов требуемой геометрии, которые применяются для изготовления изделий из функциональной и конструкционной нанокерамики, нанокомпозитов с высокими эксплуатационными свойствами. Способы запатентованы в России, США, Евросоюзе (Германия, Франция, Италия), Южной Корее, Индии, СНГ (Казахстан, Беларусь), Украине. Технологии внедрены в промышленное производство в Холдинговой компании ОАО «НЭВЗ-Союз» в результате Комплексного проекта по постановлению Правительства РФ № 218 «Создание промышленного производства изделий из функциональной и конструкционной наноструктурированной керамики для высокотехнологичных отраслей».

Основные образовательные программы (ООП) кафедры наноматериалов и нанотехнологий (НМНТ) Института физики высоких технологий ТПУ по подготовке бакалавров (профиль «Наноструктурные материалы») и магистров (профиль «Производство изделий из наноструктурных материалов») в 2014 году аккредитованы Ассоциацией инженерного образования России и European Accreditation of Engineering Programmes (EUR-ACE).

С 2014 г. кафедрой НМНТ ТПУ и кафедрой физики Университета Жозефа Фурье (Гренобль, Франция) выполняется программа «двойных дипломов» (Double Degree) «Производство изделий из наноструктурных материалов» — «Nanosciences and Nanostructures».

Согласно указу Президента РФ от 7.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительство РФ должно обеспечить разработку и утверждение не менее 800 профессиональных стандартов к 2015 году. Актуальность разработки профессиональных стандартов связана со значительными изменениями за последние годы в сфере образования (введены в действие образовательные стандарты второго поколения ФГОС и частично ФГОС ВО) и необходимостью согласования содержания образовательных программ вузов и требований к работникам предприятий, т. е. профессиональных стандартов. В настоящее время рабочие группы из представителей вузов и ключевых предприятий ведут активную разработку профессиональных стандартов. За 2014 г. только для предприятий наноиндустрии на заседании Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям под председательством президента Российского союза промышленников и предпринимателей А. Н. Шохина утверждено 12 профессиональных стандартов. Среди них — профессиональный стандарт «Специалист производства наноструктурированных сырьевых керамических масс», разработанный с участием сотрудников кафедры наноматериалов и нанотехнологий ТПУ (зав.кафедрой, профессор Хасанова О. Л.) по заказу ФИОП Роснано.

Утвержденные профессиональные стандарты могут применяться:

-                   для оценки и сертификации квалификаций специалистов предприятий и выпускников вузов-партнеров;

-                   для создания модульных программ профессиональной подготовки и переподготовки специалистов предприятий наноиндустрии;

-                   при разработке образовательных ресурсов в формате e-learning для самоподготовки специалистов наноиндустрии;

-                   при разработке основных образовательных программ подготовки специалистов для сферы наноиндустрии.

В настоящее время ФИОП Роснано разрабатывает еще 10 профессиональных стандартов, связанных с наноматериалами, наноэлектроникой и фотоникой, среди них профессиональный стандарт «Специалист формообразования изделий из наноструктурированных керамических масс» в соответствии с дорожной картой проекта.

Методика разработки включает профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта. К экспертизе необходимо привлекать специалистов из разных сфер: представителей бизнес-сообщества, системы высшего образования, а также научно-производственных организаций. К профессиональному обсуждению проектов рабочая группа приглашала представителей ООО «МОЙЕ Керамик-Имплантате» (г.Томск), преподавателей кафедры технологии силикатов и наноматериалов ТПУ, работников Специального конструкторско-технологического отдел ОАО «НЗХК» (г. Новосибирск), АО «СКТБ «Катализатор» (г. Новосибирск) и др. Таким образом обеспечена всесторонняя экспертиза профессиональных стандартов.

Эксперты осуществили анализ:

-                   соответствия технологии разработки проекта профессиональных стандартов требованиям нормативных документов: Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23: «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»; Приказу Минтруда России РФ от 29 апреля 2013 г. № 170н: «Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта»; Приказу Минтруда России РФ от 29 сентября 2014 г. № 666н: «Об утверждении методических рекомендаций по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов»; Приказу Минтруда России РФ от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)»;

-                   соответствия структуры проекта требованиям Макета профессионального стандарта, утвержденного Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» и Приказом Минтруда России от 29 сентября 2014 г. № 665н «О внесении изменений в Макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н»;

-                   репрезентативности (по количественным и качественным параметрам) выборок привлеченных к разработке организаций и экспертов;

-                   корректности отнесения проекта профессиональных стандартов к виду профессиональной деятельности и отдельных обобщенных трудовых функций к группам занятий, профессиям, должностями специальностям общероссийских классификаторов (ОКЗ, ОКВЭД, ОКПДТР, ОКСО);

-                   полноты выделения и формулировки обобщенных трудовых функций и трудовых функций;

-                   обоснованности и достаточности необходимых умений и знаний для выполнения работником соответствующих трудовых функций и трудовых действий;

-                   обоснованности требований к уровню образования и практическому опыту работников;

-                   сопоставимости предложенных в проекте обобщенных трудовых функций и трудовых функций с дескрипторами «Уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов», утвержденных Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н;

-                   соответствия проекта профессиональных стандартов нормативной правовой базе в данной области;

-                   возможности трансляции содержания проекта профессионального стандарта в требования к результатам освоения и условиям реализации образовательных программ профессионального образования;

-                   возможности использования содержания проекта профессиональных стандартов для формирования требований к процедурам сертификации квалификаций;

-                   наличия необходимых согласований.

В ходе проведения профессионального обсуждения проекта профессионального стандарта были получены только положительные экспертные заключения. Ряд замечаний экспертов были обсуждены и устранены в рабочем порядке.

По результатам анализа эксперты составили заключения, позволяющие сделать обоснованный положительный вывод о высоком качестве подготовленного проекта профессионального стандарта «Специалист формообразования изделий из наноструктурированных керамических масс» и возможности его утверждения на заседании Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям в 2015 г.

Содержание профессионального стандарта «Специалист производства наноструктурированных сырьевых керамических масс» (утвержденного в 2014 г.) и проекта профессионального стандарта «Специалист формообразования изделий из наноструктурированных керамических масс» (проект готовится к утверждению в 2015 г.) используется для корректировки образовательных программ подготовки бакалавров по направлению 22.03.01 «Материаловедение и технологии материалов» и магистров по направлению 22.04.01 «Материаловедение и технологии материалов» в ТПУ. Образовательные программы разработаны в соответствии с проектом ФГОС ВО и требованиями Стандарта ООП ТПУ [1].

С целью переподготовки специалистов предприятия для работы на новых технологических линиях по заказу ХК ОАО «НЭВЗ-Союз» и при поддержке ФИОП РОСНАНО в Нано-Центре и на кафедре НМНТ ТПУ разработана программа повышения квалификации «Технологии наноструктурированных композиционных оксидных и безоксидных керамических материалов». Программа стала победителем конкурса научных разработок, инновационных решений и программ в области высшего профессионального образования, проводившегося в рамках выставки «Современные образовательные технологии-2014» на 16-м Всероссийском форуме «Образовательная среда — 2014». В разработке программы приняли участие Фраунгоферовский институт керамических технологий и систем (Германия), Институт физики прочности и материаловедения СО РАН (Томск), Институт гидродинамики СО РАН (Новосибирск). Команда проекта награждена медалью «Лауреат ВВЦ».

В рамках «Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012–2014 годы» также разработана программа «Производство изделий из наноструктурных материалов».

Четыре других курса повышения квалификации Нано-Центра ТПУ реализуются в системе междисциплинарного маршрутного обучения «НАНООБР»:

-        Методы и оборудование для тестирования объемных наноматериалов;

-        Ультразвуковое и коллекторное компактирование нано- и полидисперсных порошков;

-        Технология изготовления объёмных наноструктурных материалов;

-        Наноструктурная керамика. Порошковые технологии компактирования конструкционных материалов.

Таким образом, образовательные программы ТПУ разного уровня: основные образовательные программы подготовки бакалавров и магистров «Материаловедение и технологии материалов», дополнительные программы повышения квалификации инженерных кадров согласованы по содержанию с профессиональными стандартами в сфере наноиндустрии.

 

Литература:

 

1.      Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров, специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета (Стандарт ООП ТПУ) / Cборник нормативно-производственных материалов / под ред. А. И. Чучалина (4-е издание с изменениями и дополнениями). — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. — 204 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный стандарт, стандарт, Россия, Производство изделий, программа, Новосибирск, Российская Федерация, Россия РФ, Специалист формообразования изделий, сфера наноиндустрии.


Ключевые слова

профессиональный стандарт, основная образовательная программа, программа повышения квалификации

Похожие статьи

Анализ трудовых функций, нормированных в профессиональных стандартах, соответствующих направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология»

Учёт трудовых функций профессиональных стандартов при составлении образовательных программ и результатов обучения позволит ориентировать образование студентов на потребности современного рынка труда.

Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направле...

Подготовка инженерных кадров для новой экономики в Томском политехническом университете

Подходы к проектированию образовательных программ, организации взаимодействия с работодателями — стратегическими партнерами, система мониторинга качества учебных достижений студентов и реализации основных образовательных программ позволяют Томскому п...

Дипломное проектирование как средство формирования профессиональных компетенций

В статье рассмотрен процесс подготовки и выполнения дипломного проектирования, направленный на формирование общих и профессиональных компетенций выпускника по специальности 09.02.03. Программирование в компьютерных системах.

Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...

Методические основы формирования первичных профессиональных умений и навыков будущих художников по костюму в процессе прохождения учебной практики

В статье представлены методические основы формирования первичных профессиональных умений и навыков у студентов направления подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» в процессе прохождения учебной практики.

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Актуализация содержания дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» в условиях реформы технического регулирования

Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» (МСС) является ключевой в формировании компетенций применения и разработки нормативной документации. В условиях реформы технического регулирования учебные материалы по дисциплине нуждаются в пост...

Внедрение проектного обучения в СПбГАСУ по направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология» на примере проекта «Создание бизнес-плана для производства строительных смесей для реставрационных работ»

В статье приведен пример внедрения проектного обучения для метрологов.

Особенности отбора компетентностно-ориентированного содержания дисциплин профессионального цикла

В статье рассмотрен вопрос отбора и проектирования компетентностно-ориентированного содержания дисциплины профессионального цикла направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)».

Похожие статьи

Анализ трудовых функций, нормированных в профессиональных стандартах, соответствующих направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология»

Учёт трудовых функций профессиональных стандартов при составлении образовательных программ и результатов обучения позволит ориентировать образование студентов на потребности современного рынка труда.

Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направле...

Подготовка инженерных кадров для новой экономики в Томском политехническом университете

Подходы к проектированию образовательных программ, организации взаимодействия с работодателями — стратегическими партнерами, система мониторинга качества учебных достижений студентов и реализации основных образовательных программ позволяют Томскому п...

Дипломное проектирование как средство формирования профессиональных компетенций

В статье рассмотрен процесс подготовки и выполнения дипломного проектирования, направленный на формирование общих и профессиональных компетенций выпускника по специальности 09.02.03. Программирование в компьютерных системах.

Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...

Методические основы формирования первичных профессиональных умений и навыков будущих художников по костюму в процессе прохождения учебной практики

В статье представлены методические основы формирования первичных профессиональных умений и навыков у студентов направления подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» в процессе прохождения учебной практики.

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Актуализация содержания дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» в условиях реформы технического регулирования

Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» (МСС) является ключевой в формировании компетенций применения и разработки нормативной документации. В условиях реформы технического регулирования учебные материалы по дисциплине нуждаются в пост...

Внедрение проектного обучения в СПбГАСУ по направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология» на примере проекта «Создание бизнес-плана для производства строительных смесей для реставрационных работ»

В статье приведен пример внедрения проектного обучения для метрологов.

Особенности отбора компетентностно-ориентированного содержания дисциплин профессионального цикла

В статье рассмотрен вопрос отбора и проектирования компетентностно-ориентированного содержания дисциплины профессионального цикла направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)».

Задать вопрос