В статье рассматриваются возможности детей с ограниченными возможностями здоровья сознавать и создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Агглютинация как механизм воображения играет ключевую роль в следующих познавательных процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, создание нового образа из частей других образов.
Описывается анализ особенностей агглютинации у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях Бутурлиновской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Соответственно, комплексное развитие воображения механизмом агглютинации, принципы которого рассматриваются в данной статье, должно учитывать личностные особенности учащихся, их психологический статус, уровень креативности.
Актуальность. Современные педагогические подходы к развитию воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья механизмами агглютинации рассматриваются, прежде всего, при системном подходе к данной проблеме. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья не могут иметь высокий уровень интеллекта, однако, многие из детей обладают высокими способностями к творческой деятельности.
По Л. С. Выготскому представления о социальной сущности и социальной обусловленности развития личности ребенка детерминируется их креативным потенциалом, обеспечивающим возможность деятельностно — креативного освоения ими социальной действительности. Следовательно, ключевое значение приобретает определение эффективных педагогических путей развития дивергентного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья через агглютинации.
Целью исследования являлось выявление особенностей агглютинации у детей с особыми образовательными потребностями.
Материал и методы исследования.
Исследование проводилось в январе — апреле 2015 года в Бутурлиновской специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Воронежской области. В исследовании приняли участие учащиеся второго, третьего и четвертого класса, всего 42 ребенка. Методы исследования — формирующий и констатирующий эксперимент. Возможности проведения эксперимента ограничивались воспитательными часами и самоподготовкой. Но этого было достаточно, чтобы получить эмпирические данные, прогнозировать дальнейшую деятельность в этой области и получить результат исследования. Изучая труды американского психолога Ф. Беррона, находим, что важным психологическим фактором художественного творчества и агглютинации является память. Учитывая то, что мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности, в качестве стимульного материала были взяты психологические сказки и проективный тест «Семь объектов». Пример психологической сказки «Таблетки от несладкой жизни»:
«Бурбур все жаловался, что живет несладко. Вот Урур и подарил ему коробку с разноцветными конфетами. Если скучно, съешь красную — будет весело. Если сердишься, от зеленой подобреешь. От страха желтая конфета избавит... Пришел Урур через месяц, а Бурбур опять недовольный сидит. Обидно ему, что приходится конфетами добиваться того, что у других само происходит.
—Молодец! — крикнул Урур. -Ты самое главное понял. И забрал конфеты, чтобы не мешали».
Прослушав сказку, воспитанники по аналогии сочиняли свои сказки и зачитывали их одноклассникам. Сочинение сказок сопровождалось рисованием, тестопластикой, квилингом. В соответствии с требованиями ФГОС ученику не навязывается форма выражения своего понимания сказки, а он самостоятельно выбирает ту форму, которая ему более доступна и интересна. Механизм агглютинации характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые образы, но не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Методика «Семь объектов» предполагает создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей, т. е. прямое использование механизма агглютинации. Например, ребенку называют любые семь объектов или предметов. В некоторых случаях, когда ребенок не может запомнить и удерживать их в памяти, названия предметов записываются. Далее предлагается разместить их в виде рисунка в одной плоскости. Допускаются любые варианты размещения и использование на выбор красок, карандашей, маркеров, иногда монотипии. Это увлекательное творческое занятие, но оно несет в себе и элементы психологической диагностики и психотерапии.
Занимаясь, таким образом, с воспитанниками в течение почти четырех месяцев, были достигнуты высокие результаты в развитии креативности механизмом агглютинации. Кроме того, мы обратили внимание на то, что эмоциональное состояние воспитанников менялось в сторону стенических эмоций. Также снизился уровень агрессии и приступы острых психозов стали реже у тех детей, у которых эти приступы были довольно частыми.
Таким образом, мы получили следующие результаты.
Таблица 1
Выявление особенностей агглютинации у детей с ОВЗ методом психологических сказок
Классы |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
2 класс |
В сказках с трудом выделяют основную мысль. Самостоятельно могут записать два предложения, причем не связные. |
Есть попытки придумать самостоятельно сказку, но образы обеднены, логика не просматривается. Мотивация не у всех детей выражена. |
Устно могут придумать образ, но записать и осмыслить с трудом. Мотивация высокая. |
У десяти из тринадцати воспитанников есть желание сочинять, придумывать, и сказки более-менее осмысленны. У ребенка аутиста высокий уровень креативности. |
3 класс |
В сказках с трудом выделяют основную мысль. Самостоятельно могут записать два предложения, причем не связные. Но пытаются сочинять устно. |
Мотивация не у всех детей выражена. Устно могут сочинять, но мысли переносят на свои внутренние переживания. Записать получается не у всех. |
Мотивация есть, уровень притязаний у четырех из десяти детей есть и это является двигателем творчества |
Уровень притязания на том же уровне, однако, используемый метод поощрения, дает хорошие плоды креативности. Желание творить есть, но способности слабо выражены |
4 класс |
Могут слушать сказку, но не сразу понимают смысл. При повторном чтении получается найти главную мысль. Устно сочиняют до пяти предложений, но уходят от главной мысли. |
Активны в работе. Есть мотивация. Однако, трудно ориентируются в создании главной мысли. «Примеряют на себя», говорят о своих проблемах, переводя их в сказку. |
Некоторые учащиеся могут записать сказку. Переводят на свои внутренние переживания. Сочинительство нравится. |
Готовы написать свои сказки для конкурса. Больше удается оформление работы (рисунки, атрибуты, схемы и т. д.). Основные темы — семья, мама. Сочиняют с удовольствием. |
Проведение исследовательской, и в тоже время, корректирующей деятельности было основано на констатирующем и формирующем экспериментах. Применение констатирующего эксперимента в деятельности с детьми с ОВЗ объясняется необходимостью констатации связей, складывающихся в ходе развития личности ребенка и действенность агглютинации как механизма развития репродуктивного воображения. Зачастую, именно хорошо развитые творческие способности определяют профессиональную ориентацию детей с ОВЗ.
Формирующий эксперимент был проведен с целью прослеживания изменения психики воспитанников в ходе активного воздействия агглютинацией.
Таким образом, было определено, что активное воздействие на психику воспитанников с целью развития креативности и определения особенностей агглютинации дает позитивный результат. Это не очень высокий результат, но на этом деятельность не закончена, она будет продолжаться и в следующем учебном году. Важно то, что этот опыт перенят воспитателями школы-интерната и будет использоваться.
Таблица 2
Выявление особенностей агглютинации у детей с ОВЗ методом «Семь объектов»
Классы |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
2 класс |
Все предложенные предметы и объекты не имеют связи. У двоих детей очень хорошие показатели |
Частично ориентируются в создании общего из отдельных частей. Два ребенка имеют способности к фантазии |
Работы выставлены на классный конкурс. Есть целостные картины, осмысленные и связные |
Высокая мотивация к выполнению новых заданий. |
3 класс |
Задание нравится. Есть мотивация, но не всегда ориентируются в пространстве. |
Есть понимание задания и требования к выполнению. Пространственная ориентация позитивной направленности. |
Работы выставлены на классный конкурс. Особый интерес к монотипии. |
Высокая мотивация к выполнению новых заданий. |
4 класс |
Задание нравится. Есть мотивация, понимают смысл деятельности |
Работают с удовольствием. У некоторых детей прослеживаются способности к творчеству |
Работы выставлены на классный конкурс. Особый интерес к монотипии. |
Высокая мотивация к выполнению новых заданий. |
Проанализировав этот вид деятельности, можно с уверенностью сказать, что метод «Семь объектов» более приемлем для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Он простой и развивает ручной труд, творческие способности, связанные с практической деятельностью. В то время, как психологические сказки развивают мыслительные способности, креативность в создании новых образов.
Отсюда следует — агглютинация, как механизм развития воображения тесно связана с эмоциями и всеми психическими функциями. Она не только значительно углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности ребенка с ОВЗ, дает ему возможность профессионального самоопределения в будущем. Вся творческая деятельность строится при активном участии агглютинации. Эта функция обогащает жизненный опыт, открывает совершенно новый необычный взгляд на мир. Способность к воображению не дается ребенку с ОВЗ с рождения, но ее можно и нужно развивать. Особенности агглютинации в том, что этот механизм открывает новые возможности для развития воображения у детей с ОВЗ.
Литература:
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология. — М.: Педагогика, 1984. 432с.
2. Беспаленко Е. М. «Значение психологического мониторинга в управлении качеством образования». Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Системы оценки качества образования в условиях инновационных процессов», Новосибирск 2009. 140- 141 с.
3. Беспаленко Е. М. Взаимосвязь личных качеств человека и сферы профессиональной деятельности. Воронеж 2002 ВГТУ, Вестник ВГТУ выпуск 6.2
4. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред В. А. Сластенина. — 2 изд., перераб. — М.: Академия, 2002. — 272 с.
5. Обухова Л. А., Беспаленко Е. М., Козлова Т. А. «Фамилистика как фактор формирования системы компетенций в сфере семейных отношений и охраны репродуктивного здоровья учащихся общеобразовательных учреждений». Методическое пособие. — Воронеж: издательство «Истоки», 2013, 98с. ISBN 978–5-88242–961–3