Авторами предпринята попытка исследовать влияние билингвистического опыта детей на развитие их воображения. Проведен сравнительный анализ дивергентного мышления у дошкольников, где в качестве испытуемых были две группы детей — владеющие двумя языками и владеющие только родным языком. Полученные результаты показали, что для развития воображения у ребенка должна быть направленная активность, а билингвистический опыт способствует развитию воображения.
Ключевые слова: билингвистический опыт, дошкольники, воображение.
Актуальность исследования. В связи с реализацией Нацпроекта «Образование» и ФГОС ДО встает вопрос о воспитании творческой, самостоятельной личности, способной к саморазвитию и самообразованию. В связи с этим возникает необходимость в изучении развития творческих процессов у детей, начиная с раннего возраста и нахождения путей их оптимизации.
Доказано, что воображение включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно важным становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, по мнению Л. С. Выготского, закладываются основы развития данного психического познавательного процесса [3].
Зарубежные педагоги и психологи, изучавшие онтогенез психического развития (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, так как детям свойственно фантазировать.
JI. C. Выготский, Э. В. Ильенков, Р. С. Немов, Д. В. Никулин, C.JI. Рубинштейн, указывали на то, что детское воображение можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических познавательных процессов.
Е. М. Бепаленко, обращает внимание на роль эмоций в развитии воображения, так как активное воображение подразумевает, что представляемые ребенком образы живут собственной жизнью, и символические события разворачиваются в соответствии с собственной логикой [2].
Во многом воображение у детей включено в игры, с помощью которых они создают свой мир, передают свои эмоции и решают проблемы личностного плана, проигрывая воображаемые сюжеты. Для развития воображения должна быть направленная взрослыми активность, то есть включение фантазий детей в практические реальные события.
Изученная по проблеме исследования научная литература позволила сформулировать цель исследования — использование билингвистического опыта как фактора развития воображения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — билингвистический опыт дошкольников как способ эффективного развития воображения.
Объект исследования — особенности и условия развития воображения у дошкольников.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной группы МКДОУ Рамонский детский сад № 4 Рамонского Муниципального района Воронежской области.
Методологической основой исследования явились основные теоретические принципы отечественной педагогики и психологии: принцип деятельностного подхода и принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития обучаемых.
Методы исследования: сравнительный анализ развития воображения у дошкольников.
В работе с детьми подготовительной группы проводятся следующие виды образовательной деятельности, развивающей воображение: упражнения «Сказка»; занятия поиска рациональных решений в ситуациях создания проблемной задачи; игры в предметно-пространственной зоне социального компонента, требующие творческого подхода; квест-игра с использованием английского языка; игры с использованием электронных образовательных ресурсов; образовательные события, приуроченные к знаменательным датам; непосредственная образовательная деятельность в соответствии с тематическим годовым планом и др.
Анализ методик развития воображения.
ТРИЗ Альтшуллера Г. С. — это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ — РТВ — ТРТЛ.
– ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) — теория направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи.
– РТВ (развитие творческого воображения) — направлено на управление воображением с целью создания новых образов.
– ТРТЛ (теория развития творческой личности) — направлена на формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку достойной цели и успешного продвижения к ней.
Результаты и их обсуждение
В группе есть дети, изучающие английский язык, которые и стали объектом исследования. Было замечено, что при проведении образовательной деятельности для развития воображения лингвистической направленности, дети билингвисты лучше выполняли задания, быстрее ориентировались в сложных грамматических конструкциях.
Например, задания из нескучного учебника С. Акимовой [1]:
«Шесть ног, две головы, один хвост. Кто это?» Для того, чтобы решить непростую загадку, необходимо представить это существо, вообразить, что или кто это и назвать. Ответ простой — это всадник на коне. В данном случае включается лингвистическое мышление, а у детей, которые изучают второй и даже третий язык, лингвистическое мышление развито на более высоком уровне. Это подтверждает Н. С. Державин, выделяя в качестве великолепного образца раздел «развитие в учащихся лингвистического мышления» в учебнике Е. Ф. Будде «Учебник грамматики русского языка».
Следующий пример также связан с билингвистическим опытом. Сказка «Математические знаки». Знак умножения поет песенку:
Богатство нужно так нажить,
Чтоб никого не потревожить,
Умножить — значит умно жить,
А умно жить — умножить [1].
Рассуждения по поводу смысла песенки более успешными были у детей, имеющими билингвистический опыт. Это и подобные задания позволили выявить особенности, продуктивность, оригинальность и самостоятельность воображения у дошкольников, а также провести сравнительный анализ показателей развития воображения у детей, изучающих второй язык, и детей, владеющих только родным языком.
В игровых квестах ставились решения логических задач, загадок, в виде различных механизмов, доступных для обследования детьми. В одном квесте с использованием частично английских слов число загадок не очень велико, а повествование схематичное, т. е. нужно было расшифровать рисунок и найти в развивающей предметно-пространственной среде спрятанные игрушки или сладости.
Более успешной была та группа, где были дети с билингвистическим опытом. Хороший опыт развития воображения показала игра «Журналист». Ребенку предлагалось представить себя в роли журналиста и рассказать сюжет на заданную тему, например «Праздник «Рождество» — история и время», «Погода», «Новости в детском саду» и др. Такая игра дает возможность испытать свои творческие возможности, развивает воображение, развивает навыки активного слушания. В процессе игры, отмечено, что продемонстрировать умение подать себя, вообразить себя в роли журналиста, наиболее успешно получилось у детей, имеющих билингвистический опыт.
Таким образом, развитие воображения осуществлялось с помощью методик, позволяющих достаточно точно определить разность в развитии воображения у дошкольников подготовительной группы. В процессе образовательной деятельности выявлено, что дивергентное мышление лучше развито у детей, изучающих второй язык. Разработанная нами система творческих заданий, построена на основе использования различных педагогических методов и открывает возможности для развития и формированию воображения детей в системе, в том числе, в сотрудничестве с педагогом-психологом и учителем английского языка.
Доказано, что билингвистический опыт способствует развитию воображения и дивергентного мышления. Раннее изучение любого иностранного языка благоприятно влияет на развитие воображения.
Литература:
- Акимова С. Занимательная математика. — Санкт-Петербург; «Тригон», 1997–608 с.
- Беспаленко Е. М. Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных качеств человека // Молодой ученый. — 2017. — № 46. — С. 178–181. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46493/ (дата обращения: 23.01.2020).
- Выготский Л. С. Собр. Соч.: В 6-ти т. Т. З. Проблемы развития психики. — М., 1983. — 368 с.