ЕС и Румынское положение на Черном море и ОЧЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 20.05.2015

Статья просмотрена: 190 раз

Библиографическое описание:

Андрэа, Гаврила. ЕС и Румынское положение на Черном море и ОЧЭС / Гаврила Андрэа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 983-987. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18846/ (дата обращения: 22.12.2024).

В статье рассмотрено Черное море — критический узел в стратегиях независимых государств, которые появились из конфигураций холодной войны. ОЧЭС стал интегралом к развивающейся политике и стратегиям государств Восточного Средиземноморья, большого Южного Кавказа, Большого Ближнего Востока и, конечно, Европы.

Ключевые слова:ОЧЭС, Черном море, ЕС, Румыния, Европейская политика соседства.

 

This articlereviews the Black Sea — a critical node in the strategies of independent states that emerged from the configurations of the Cold War. BSEC has become integral to developing policies and strategies for the Eastern Mediterranean Region, the large South Caucasus, the Greater Middle East and, of course, Europe.

Key words: BSEC, the Black Sea, UE, Romania, European Neighbourhood Policy

 

Организации ОЧЭС благодаря многосторонней экономической инициативе удалось способствовать стабильности и процветанию среди государств-членов, поощряя и вселяя взаимодействие и сотрудничество в Черноморском регионе. Тем не менее, после этих лет скромного, но все же возрастающего развития Организации, несколько вопросов, кажется, остаются без ответа. Входя в новую эру сложных и радикальных изменений в глобальном и региональном сообществе, важно способствовать и обрисовать в общих чертах развитие современного и амбициозного, гибкого видения Черноморской области.

Довольно очевидно, что Черноморский регион — неотъемлемая часть европейской системы безопасности и сотрудничества и, в то же время, это — жизненная и стратегическая связь с огромным потенциалом и ресурсами Средней Азии. [1]

Черное море — критический узел в стратегиях не только независимых государств, которые появились из конфигураций холодной войны. ОЧЭС стал интегралом к развивающейся политике и стратегиям государств Восточного Средиземноморья, большого Южного Кавказа, Большого Ближнего Востока и, конечно, Европы. Черноморский регион также иногда описывается как неблагополучный регион; он имел политически нестабильное прошлое и до сих представляет собой скопление споров, трений, конфликтных ситуаций, некоторые из которых достаточно непредсказуемые. И очевидно, что там, где все эти движущие силы сходятся, интерес крупных игроков становится все больше и больше и они усиливают свое присутствие в ближневосточной и Средней Азии.

Страны ОЧЭС признают тот факт, что дальнейшее сотрудничество на основе торговли и развития в регионе должно быть связано с возобновлением и увеличением стабильности посредством доверия и “мягких” мер безопасности, поскольку естественно, что успешному экономическому развитию на любом уровне предшествует определенное политическое решение. Правильная политика способствует хорошей экономику, и наоборот. Стабильное политическое окружение является благоприятной основой для экономического роста, создавая условия, которые подразумевают свободную торговлю, миграцию трудового населения, стабильную валюту, доступный кредит для иностранных инвестиций. Эти особенности экономического развития вряд ли произойдут там, где политические конфликты доминируют над всем остальным.

Часто утверждается, что у ЕС нет никакой стратегии относительно Черноморского региона. Но фактически у ЕС есть не менее трех стратегий: расширение в Юго-восточную Европу и Турцию, Европейская политика соседства (ENP) по отношению к Восточным и Южным соседям, а также четыре ‘общие границы’ с Россией. В рамках каждой из этих отдельных стратегий двусторонние отношения доминируют и они поддерживаются самими соседями. Одним из исключений является Европейский инструмент соседства и партнерства (ЕИСП), который предоставляет финансовое обеспечение и значительные возможности Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).

У ОЧЭС и ЕС есть взаимный интерес к развитию отношений и установлению функционального механизма для внедрения согласованных проектов и действий на региональном уровне. В то же время европейцы должны признать, что область ОЧЭС — новая юго-восточная граница Европы. [2]

Черноморский регион и ОЧЭС обладают уникальным месторасположением и перспективой развития. Недавние политические и экономические события, связанные с безопасностью, показали необходимость более широкой стратегической картины. Сегодня уникальное время в современной истории, и Черноморский регион — уникальное стратегическое пространство.

Доминирование двустороннего подхода — общая особенность политики соседства ЕС. Но стоит отметить, что ЕС развил дополнительные региональные политики в своих отношениях со всеми своими соседними областями — например, Северное измерение, процесс стабилизации и ассоциации и Евро-Средиземноморское партнерство — за исключением Черноморского региона. ЕС активно участвует в региональных организациях, а также инициативах более широкого масштаба, выходящего за границы европейской области — Баренцева и Балтийского советов, Центрально-Европейской Инициативы, Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы и других, исключение представляет только ОЧЭС.

Это, конечно, поднимает вопрос, почему же ЕС не развивал Черноморский регион. Чиновники ЕС ответили бы, что у ЕС есть Черноморская региональная политика посредством региональных секторных инициатив и программ в ключевых областях регионального сотрудничества в регионе. ОЧЭС предпринял значительные политические инициативы в последние годы, после довольно длительного периода консолидации. То, что это заняло такое долгое время, следовало ожидать, рассматривая разнообразие и непрекращающуюся враждебность среди многих стран Большого Черноморского региона. Эти инициативы — все в соответствии с целями ЕС, и обеспечивают дополнительную стоимость, выходя за географические пределы ЕС.

Именно в интересах ЕС и ОЧЭС действуют эти инициативы, с учетом технических особенностей и прошлых недоразумений. Действительно, были случаи, когда участники ОЧЭС, члены и кандидаты ЕС (Греция, Болгария, Румыния и Турция) отказались или не поддержали инициативы ОЧЭС из-за неуверенности по поводу их совместимости с требованиями членства в ЕС.

Разнообразие стран, входящих в Черноморский регион — главная сила ОЧЭС. Некоторые страны являются постоянными игроками на мировой политической арене, в то время как другие являются относительно новыми членами ЕС. Некоторые представляют собой важных игроков в энергетическом секторе, или же демонстрируют впечатляющую продукции экономического сектора. Некоторые страны имеют большой потенциал в транспорте, туризме, культуре и других секторах. Однако всех их объединяет одно море и одна организация ОЧЭС, имеющая сильное наследие. [3]

Одна иногда разнообразие может быть не плюсом, а минусом, когда оно используется неправильным способом или если это развивает конкуренцию. Мы все видели примеры возможностей, представленных важными ориентирами в операции ОЧЭС, которая много потратила на взаимную борьбу по двусторонней проблеме или по устранению недоразумений среди компонентов системы. Нельзя игнорировать, что такие проблемы важны, и что они должны быть решены. Однако имеет ключевое значение тот факт, что ОЧЭС имеет возможность откладывать такие проблемы. Тем не менее, очень важно проделать работу над совместными действиями и созданием взаимопонимания, чтобы установить путь для лучшего будущего всех участников.

Традиционная румынская политика по отношению к Черноморскому региону и прилежащих районов была объяснена бывшим Министром иностранных дел Николае Титулеску, который раньше подчеркивал, что все, у чего есть любая связь с Черным морем, касается Румынии в высшей степени, поскольку Черное море с его проливами — единственный выход страны к морю и океан. Говоря о интересах к Румынии за границей, он также подчеркивал, что любая серьезная внешняя политика должна базироваться, в первую очередь, на создании хороших отношений с соседними государствами. Эти два постулата определили международное поведение страны, начиная с провозглашения ее независимости в 1877. [4]

Именно на этом фоне Румыния приветствовала турецкую инициативу создать Организацию черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и активно участвовала во всех стадиях его учреждения и последующего развития. Фактически, самая первая сессия Рабочей группы, которой поручили разработку целей ОЧЭС, принципов и приоритетных сферы деятельности, проводились в Бухаресте в начале 1991. Что явилось символическим, так это то что сессия проводилась в Доме Титулеску как напоминание, что между двумя мировыми войнами он сыграл большую роль в становлении динамического субрегионального сотрудничества в Центральной и Юго-восточной Европе.

Как страна-член ЕС в регионе, Румыния обращает особое внимание на улучшение регионального сотрудничества в структурах ЕС: Европейская политика соседства, Восточное Партнерство и Черноморские Совместные действия. Румыния оптимистична, говоря о будущем взаимодействии ЕС — ОЧЭС, которое должно все еще достигнуть своего полного потенциала. [5]

Особый интерес Румынии в желании многостороннего сотрудничества со странами Черноморского региона можно объяснить несколькими вескими причинами. Кроме того, считалось, что успешное внедрение региональных проектов в регионе общих интересов увеличил бы взаимное доверие среди участвующих стран и таким образом создал бы более благоприятный климат, способствующий прогрессу на пути достижения приемлемые решения проблем региона.

Согласно основной философии задумки организации, цель ОЧЭС состоит в том, чтобы гарантировать Черноморскому региону лучшее будущее, стабильность и процветание, способствовать дружественным отношениям среди участвующих стран. Хотя главные сферы деятельности ОЧЭС были и все еще остаются в экономической сфере, периодические саммиты и регулярные встречи, два раза в год, Министров иностранных дел Государств-членов также дают этой организации политическую важность. Такие встречи часто предоставляют удобные возможности различным участникам рассмотреть различные темы с благотворным влиянием на политический климат и стабильность региона.        

Во внешней политике Румынии Черноморский регион представляет один из основных приоритетов. Здесь имеется ввиду геостратегическое положение Румынии на реке Дунай и на берегу Черного моря, около средиземноморской области, Ближнего Востока и Средней Азии. Особую роль в этом положении играет экономический потенциал соответствующего региона, особенно нефть и природный газ, разнообразие культурных, религиозных и социальных традиций. Это те самые параметры, которые учитывает Румыния, участвуя во всестороннем сотрудничестве со странами этой области. Превращение Черноморского региона в стабильную, демократическую и процветающую область с ясной перспективой интеграции в Евроатлантические структуры является соответствующей целью, непосредственно связанной с главными стратегическими интересами Румынии. Очевидно, что европейское будущее Черноморского региона представляет цель долгосрочного участия Румынии как вектора стабильности и демократической безопасности.

Румыния одобрила тот факт, что Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС), начатое Турцией, могло стать частью процесса интеграции в Европе, способствуя многостороннему экономическому сотрудничеству среди его государств-членов, с целью достижения стабильности через экономическое процветание. С тех пор ЧЭС развился в зрелую региональную экономическую организацию с широким установленным основанием и обширными правовыми рамками. ЧЭС развил свою отличную региональную идентичность как уникальную, полезную и многостороннюю структуру регионального сотрудничества в обширном регионе стратегического значения, который простирается от Адриатического до Каспийского моря. Можно сказать без сомнения, что ОЧЭС — единственная в таком масштабе международная организация, которая, посредством ее действий, способствует региональному сотрудничеству в межправительственной, межпарламентской, деловой, банковской и ученой степени между 12 странами Большого Черноморского региона. [6]

Как член-учредитель ОЧЭС, Румыния глубоко интересуется развитием отношений со странами Черноморского региона и придает особое значение участию в действиях ОЧЭС. Как свидетельство ее уважения к ценностям этой организации, Румыния увеличила, начиная с 2008, свой ежегодный обязательный вклад в Бюджет ЧЭС (практически в два раза!). Румыния также была среди главных сторонников превращения ЧЭС в Организацию, действия которой сосредоточились бы на формулировке и внедрении определенных проектов в областях взаимного интереса. Наряду с Грецией и другими странами ОЧЭС, Румыния была ярым сторонником идея развивать Черноморский регион, поскольку этот регион менее важен для континента, чем Северная Европа.

Главный интерес Румынии претворять в жизнь действия ОЧЭС и увеличить эффективность, последовательность и видимость Организации на международном уровне. Румыния поддерживает развитие отношений партнерства между ОЧЭС и ЕС и оценивает факт, что все государства-члены ОЧЭС подписались на глобальный демарш для подлинного восстановления отношений между ЕС и ОЧЭС. Стратегический, последовательный подход ЕС к области должен учесть огромный экономический и геостратегический потенциал области.

Для Румынии, имеющей диалог с Российской Федерацией и Турцией по Большому Черноморскому региону, очень важно найти баланс и сохранить его, поскольку также Румыния представляет интересы США и ЕС, которые хотят участвовать в формировании будущего этого региона. Румыния хочет объединить измерение безопасности и стабильности в пределах ОЧЭС. Она уже продвинула в структуре ОЧЭС Меморандум о взаимопонимании между ОЧЭС и ИСЮВЕ.

Подобные соглашения о сотрудничестве были заключены с Международной организацией по Миграции и некоторыми специализированными учреждениями от системы ООН. С точки зрения безопасности Румыния обращает особое внимание на каждое возможное действие, нацеленное на борьбу с несколькими асимметричными рисками, такими как: терроризм, организованная преступность, незаконная торговля оружием, наркотиками и людьми, отмывание денег и коррупция. Что касается демократического развития, Румыния вместе с другими государствами готова обеспечить заинтересованным странам этого региона свои собственные экспертные знания относительно экономических реформ, установленного возобновления и надлежащего управления, консолидации власти закона и необходимой окружающей среды для иностранных инвестиций. [7]

Известно, что Румыния постоянно выражала свой интерес в дальнейшем сотрудничестве с соответствующими государствами Черноморского бассейна, а также с другими европейскими государствами и структурами для расширения транспортных коридоров, принимая во внимание важные существующие средства, такие как Морской Терминал порта Констанца и Дунай-черноморский Канал. Более представляют интерес для Румынии такие коридоры, как № IV (соединяющий Западную Европу с белой областью через Констанца, № IX (соединяющий Северные и южные части европейского континента) и № VII (соединяющий Западную Европу со Средней Азией и Ближним Востоком, у реки Дунай и Черного моря).

Румыния в качестве члена Центра развития ОЭСР и ПСЮВЕ имеет возможность действовать в духе Меморандума о взаимопонимании, подписанного в Афинах в 2002, поскольку внедрение определенных энергетических проектов означает создание в Черноморском регионе и Юго-восточной Европе “интегрированных энергетических рынков” как часть более широкой европейской энергетической сети. Поскольку Черноморский регион становится существенной областью транзита нефти и природного газа, Румыния поддержит консолидацию диалога ЕС со странами производства Южного Кавказа и Средней Азии, чтобы подготовить почву для разностороннего развития маршрутов транзита стран-членов ЕС. Очевидно, что Черноморский регион будет представлять в будущем важный столб энергетической безопасности и стабильности для Европы и, в частности для Центральной и Юго-восточной Европы.

Румыния полагает, что должно быть много сделано в области регионального сотрудничества, особенно в экологическом секторе, в образовательной области (поддержав уже существующую инициативу сети Черноморских университетов), в туризме, в секторе таможенных услуг, здравоохранения и фармацевтики, культуры, включая диалог среди культур, помощи при оформлении визы, гражданского планирования на случай чрезвычайной ситуации, установленного возобновления и надлежащего управления. Румыния приветствует и поддерживает расширение сотрудничества в таких областях действий, которое выгодно для народов этой области.

Румыния очень ценит прогресс, достигнутый ОЧЭС в его отношениях с ОЭСР, ОБСЕ, ЮНОДК, РМУ и другими региональными и международными организациями, которые помогают внедрению некоторых важных проектов в Черноморском регионе, таких как развитие международного сотрудничества, улучшение деловой среды, борьба с незаконной миграцией и организованной преступностью. Румыния выступает за распространение сотрудничества ОЧЭС с другими государствами и международными организациями.

Румыния, как член и ЕС и ОЧЭС, продолжает обращать особое внимание на участие в действиях ОЧЭС, будучи убежденной, что любой вклад в программы и проекты развития в Черноморском регионе представляет инвестиции в будущую безопасность, стабильность и процветание европейского континента.

Несомненно, важность Черноморского региона существенно вырастет в ближайшем будущем из-за его стратегического местоположения и экономического потенциала, поэтому ОЧЭС должна усилить свою роль в стабилизации области, где большинство стран находится все еще в переходном процессе преобразования.

Как и в случае других региональных организаций, таких как Ассоциация Юго-восточных Азиатских Стран (АСЕАН) и Шанхайская Организация Сотрудничества, дальнейшее развитие многостороннего сотрудничества в Черноморском регионе может быть достигнут через усиленное сотрудничество партнерства среди всех государств-членов ОЧЭС.

 

Литература:

 

1.         Strategia privind bazinul maritim al Mării Negre; http://ec.europa.eu/maritimeaffairs/policy/sea_basins/black_sea/index_ro.htm

2.         Tunc Aybak, Political Economy of the Black Sea: Dynamics of Conflict and Co-operation, Tauris, 2001

3.         Tunc Aybak, Political Economy of the Black Sea: Dynamics of Conflict and Co-operation, Tauris, 2001

4.         Ascherson, Neal (1995), Black Sea, Jonathan Cape, London, p. 270.

5.         European Commission. Implementation of the Eastern Partnership: Report to the meeting of Foreign Affairs Ministers, (335/10 REV 2). Brussels: European Commission, 13 December 2010.

6.         European Commission. A new response to a changing Neighbourhood. COM(2011) 303. Brussels: European Commission, 25 May 2011.

7.         BSEC (2006), ‘Background Paper on the Ways and Means of Enhancing the BSEC Contribution to Strengthening Security and Stability in the Region’, Journal of Southeast European and Black Sea Studies, vol. 6, no. 2, Routledge, June, pp. 297.

Основные термины (генерируются автоматически): румыния, Черноморский регион, Азия, региональное сотрудничество, Юго-восточная Европа, BSEC, Ближний Восток, Европа, Турция, Черное море.


Ключевые слова

ЕС, ОЧЭС, Черном море, Румыния, Европейская политика соседства., Европейская политика соседства

Похожие статьи

Северо-Восточная Азия: новые конфигурации и современные вызовы в условиях многополярности

На современном этапе развития международных отношений, который характеризуется высокой многополярностью, региональная безопасность играет важную роль при построении внешнеполитических решений. Для России остро стоит вопрос безопасности Северо-Восточн...

Роль Европейского союза в ближневосточном конфликте

Европейский союз давно включил Ближний Восток в перечень приоритетных направлений своей внешней политики. В связи с этим ЕС прилагает особые усилия для развития экономических и политических отношений с регионом. В последнее время, в связи с политичес...

Перспективы развития Европейского союза в рамках стратегии «Европа 2020»

На современном этапе развития Европейский союз, как самый амбициозный в мире проект региональной интеграции, сталкивается с рядом как внешних, так и внутренних вызовов. Очевидное отставание ЕС в экономическом плане от США и Китая усугубляется проблем...

Роль США во внешней политике Тайваня на современном этапе

Статья посвящена рассмотрению изменений во внешнеполитическом векторе США в отношении Тайваня и его влиянию на роль и место американского вектора в Китайской Республике. Продемонстрировано, что трансформация подходов администрации Дж. Байдена ведет к...

Арктическая лихорадка

Статья посвящена анализу проблемы взаимоотношений мировых держав в отношении арктической зоны в связи с усугублением геополитической обстановки. В ходе работы рассмотрены предпосылки конфронтационных веяний в приарктических территориях посредством вы...

Внешнеэкономические приоритеты Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере энергетического сотрудничества в Северо-Восточной Азии: сравнительный анализ

Исследованы стратегические направления развития экономики и энергетики на Востоке России на современном этапе развития с учетом энергетической корпорации России со странами Северо-Восточной Азии. Дана характеристика интересов двух государств — России...

Евроинтеграционный проект и немецкоязычные страны

В данной статье будет проводиться анализ политических отношений европейских немецкоговорящих стран: Австрии, Германии, Швейцарии и Лихтенштейна, в рамках процесса политической интеграции и Мировой глобализации. Будет рассмотрено отношение немецкоязыч...

Интеграционная политика Республики Армения: причины и перспективы выбора евразийского вектора развития

В представленной статье рассматривается интеграционная политика Армении в период с 1991 по 2015 год, результатом которой стало вступление республики в Евразийский экономический союз. Показана взаимосвязь интеграционных процессов с проводимой Республи...

Научно-технический обзор подхода к формированию системы образования и науки в развивающихся странах Юго-Восточной Европы. Аспекты биотехнологической отрасли

В настоящей статье предлагается к рассмотрению положение дел, касающихся образования в государственных учреждениях стран, активно дышащих в сторону Евроинтеграции. На примере Республики Молдова, Одесской области, Приднестровья и - Румынии, автору уда...

Перспективы развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве: опыт таможенного союза России, Беларуси, Казахстана

Статья рассматривает развитие проблемы, показатели и перспективы интеграции на постсоветском пространстве. На основе анализа текущих политико-экономических процессов в рамках таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, а также опыта создания там...

Похожие статьи

Северо-Восточная Азия: новые конфигурации и современные вызовы в условиях многополярности

На современном этапе развития международных отношений, который характеризуется высокой многополярностью, региональная безопасность играет важную роль при построении внешнеполитических решений. Для России остро стоит вопрос безопасности Северо-Восточн...

Роль Европейского союза в ближневосточном конфликте

Европейский союз давно включил Ближний Восток в перечень приоритетных направлений своей внешней политики. В связи с этим ЕС прилагает особые усилия для развития экономических и политических отношений с регионом. В последнее время, в связи с политичес...

Перспективы развития Европейского союза в рамках стратегии «Европа 2020»

На современном этапе развития Европейский союз, как самый амбициозный в мире проект региональной интеграции, сталкивается с рядом как внешних, так и внутренних вызовов. Очевидное отставание ЕС в экономическом плане от США и Китая усугубляется проблем...

Роль США во внешней политике Тайваня на современном этапе

Статья посвящена рассмотрению изменений во внешнеполитическом векторе США в отношении Тайваня и его влиянию на роль и место американского вектора в Китайской Республике. Продемонстрировано, что трансформация подходов администрации Дж. Байдена ведет к...

Арктическая лихорадка

Статья посвящена анализу проблемы взаимоотношений мировых держав в отношении арктической зоны в связи с усугублением геополитической обстановки. В ходе работы рассмотрены предпосылки конфронтационных веяний в приарктических территориях посредством вы...

Внешнеэкономические приоритеты Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере энергетического сотрудничества в Северо-Восточной Азии: сравнительный анализ

Исследованы стратегические направления развития экономики и энергетики на Востоке России на современном этапе развития с учетом энергетической корпорации России со странами Северо-Восточной Азии. Дана характеристика интересов двух государств — России...

Евроинтеграционный проект и немецкоязычные страны

В данной статье будет проводиться анализ политических отношений европейских немецкоговорящих стран: Австрии, Германии, Швейцарии и Лихтенштейна, в рамках процесса политической интеграции и Мировой глобализации. Будет рассмотрено отношение немецкоязыч...

Интеграционная политика Республики Армения: причины и перспективы выбора евразийского вектора развития

В представленной статье рассматривается интеграционная политика Армении в период с 1991 по 2015 год, результатом которой стало вступление республики в Евразийский экономический союз. Показана взаимосвязь интеграционных процессов с проводимой Республи...

Научно-технический обзор подхода к формированию системы образования и науки в развивающихся странах Юго-Восточной Европы. Аспекты биотехнологической отрасли

В настоящей статье предлагается к рассмотрению положение дел, касающихся образования в государственных учреждениях стран, активно дышащих в сторону Евроинтеграции. На примере Республики Молдова, Одесской области, Приднестровья и - Румынии, автору уда...

Перспективы развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве: опыт таможенного союза России, Беларуси, Казахстана

Статья рассматривает развитие проблемы, показатели и перспективы интеграции на постсоветском пространстве. На основе анализа текущих политико-экономических процессов в рамках таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, а также опыта создания там...

Задать вопрос