Открытый урок по музыке «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»: из опыта работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 16.05.2015

Статья просмотрена: 1583 раза

Библиографическое описание:

Морева Н. А. Открытый урок по музыке «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»: из опыта работы // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 63-64. — URL https://moluch.ru/archive/90/18699/ (дата обращения: 16.12.2018).

Музыкальный материал и методическое обеспечение: аудио и видеозаписи кантаты «Снег идет» Г. Свиридова; литературный текст стихотворения Б. Пастернака «Снег идет», Ш. Бодлера «Скажи, откуда ты приходишь, Красота?», нотный материал песни Л. Сибирцевой «Березы».

Цель: анализ музыкальных образов кантаты «Снег идет» Г. Свиридова как идеи безостановочного хода времени.

Задачи:

·                    проанализировать используемые средства музыкальной выразительности, в частности, чередование использования партий женского хора в кантате;

·                    выявить музыкальные инструменты, придающие музыке ощущение колокольности, устремленности ввысь;

·                    выявить своеобразную духовную взаимосвязь между стихотворением Б. Пастернака и кантатой Г. Свиридова.

Учащиеся слушают фрагмент стихотворения Ш. Бодлера в исполнении учителя, который является эпиграфом урока.

Скажи, откуда ты приходишь, Красота?
Твой взор — лазурь небес иль порожденье ада?
Ты, как вино, пьянишь прильнувшие уста,
Равно ты радости и козни сеять рада.

Прислал ли ад тебя иль звездные края?
Твой Демон, словно пес, с тобою неотступно;
Всегда таинственна, безмолвна власть твоя,
И все в тебе — восторг, и все в тебе преступно!

Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?
Не все ль равно: лишь ты, царица Красота,
Освобождаешь мир от тягостного плена,
Шлешь благовония и звуки, и цвета!

Этапы урока:

1.                 Учащимся предлагается осмыслить данное понятие, поразмыслить на тему представлений человека о красоте в разные эпохи, о понятии «красоты» для каждого конкретного человека сегодня.

2.                 Далее учитель предлагает прослушать стихотворение Б. Пастернака «Снег идет» и проанализировать его смысл по четверостишиям. Данное стихотворение предлагается к просмотру с видеорядом о космосе, о нашей планете, что усиливает эмоциональное впечатление учащихся. Учащиеся делятся своими впечатлениями.

3.                 Следует рассказ о незаурядной личности композитора Г. Свиридова (демонстрация портрета композитора, факты из биографии, перечисление основных музыкальных произведений, акцентирование на темах творчества композитора). Здесь же фиксируется понятие кантаты как музыкального жанра. Учащиеся фиксируют определение в рабочей тетради.

4.                 Прослушивание маленькой кантаты Г. Свиридова, сопровождаемой видеорядом. Обсуждение, выявление своеобразного «музыкального почерка» композитора, использования в музыке кантаты ударных инструментов, создающих ощущения хода времени, непрерывности движения; анализ вокальных партий кантаты; введение понятия «колокольности» как особенности, присущей русской музыкальной культуре, русским композиторам.

5.                 Установление смысловой взаимосвязи лирики Б. Пастернака с музыкой кантаты Г. Свиридова.

6.                 Обращение к вокальному материалу: этап вокально-хоровой работы над песней Л. Сибирцевой «Березы» как примером вокальной музыки, характеризующим красоту вокруг нас и красоту родной природы в частности.

7.                 Этап рефлексии. Учитель предлагает учащимся текст стихотворения «Снег идет» Б. Пастернака, разрезанный на фрагменты. Учащиеся, обсудив, должны выстроить фрагменты в единое целое и продемонстрировать классу стихи. Вновь происходит обращение к теме урока, заявленной вначале: что же есть красота? Изменилось ли отношение к красоте у учащихся? Что такое красота для художника, композитора, писателя? Где тот источник, в котором можно черпать идеи красоты?

Учащиеся активно высказываются на заданные вопросы. В качестве домашнего задания предлагается самостоятельно изучить творчество Г. Свиридова в части написания маленьких кантат на стихи отечественных поэтов-классиков и представить результаты в виде устных сообщений. Урок окончен.

 

Литература:

1.      Рачина Б.С. Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. – СПб., 2007.

2.      Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М.,2004.

Основные термины (генерируются автоматически): красота, учащийся, музыка кантаты, Пастернак, Снег.


Похожие статьи

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Среди них такие известные и любимые, как “Поэма памяти Сергея Есенина”, “Патетическая оратория”, “Курские песни”, «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака...

Техника квиллинг, изготовление снежинок. «Музыка зимы»...

Цели урока: 1. Развивать у учащихся любознательность, фантазию, воображение, творческое техническое и художественное мышление

Учитель технологии говорит на фоне музыки: мягкая и нежная музыка, как падающий снег.

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

– Создать благоприятные условия, атмосферу Красоты для оптимизации познавательно-речевого, художественно — эстетического

Ход мероприятия: Блок 1. Звучит фоновая музыка «Как упоительны в России вечера» («Белый орёл»).

Разбросает семена, и укроют их снега.

К вопросу о восприятии художественных произведений

Данную композицию мы предлагали прослушать и отразить на своих рисунках возникающий в представлении учащимся как 1 класса в рамках дисциплины «Беседы о музыке», так и учащимся 2 класса в курсе дисциплины «Музыкальная литература»...

«Сто сорок солнц» (О «Патетической оратории» Г. В. Свиридова)

Среди них Бёрнс, Есенин, Пастернак, Пушкин, Маяковский.

А Свиридов писал свою музыку, потому что хотел сочинять и, в результате, создал нечто каноническое.

Уже в самом названии ожидается некая красота.

Художественное слово как средство восприятия музыкального...

Восприятие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности для каждого возрастного периода дошкольников.

Музыка пробуждает в людях прекрасные, возвышенные мысли и чувства, воспитывает красоту человеческих отношений.

Мотивы и образы метафизической поэзии в лирике Г. Кружкова

Стихотворение «Вечер поэзии в Тринити-Колледж» предваряется эпиграфом из Б. Пастернака: «Гул затих. Я вышел на подмостки.»..

Однако, даже самые большие скептики, позволившие себе взглянуть на красоту природы (в данном случае снег), ощущают особенную связь всего...

Образ осени в поэзии для детей (по учебникам УМК...)

Чтобы передать красоту природы, С.А. Есенин в стихотворении «Закружилась листва золотая...» использует различные средства

Деятельность учащихся. III. Изучение нового материала. - Сейчас я прочитаю вам стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Среди них такие известные и любимые, как “Поэма памяти Сергея Есенина”, “Патетическая оратория”, “Курские песни”, «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака...

Техника квиллинг, изготовление снежинок. «Музыка зимы»...

Цели урока: 1. Развивать у учащихся любознательность, фантазию, воображение, творческое техническое и художественное мышление

Учитель технологии говорит на фоне музыки: мягкая и нежная музыка, как падающий снег.

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

– Создать благоприятные условия, атмосферу Красоты для оптимизации познавательно-речевого, художественно — эстетического

Ход мероприятия: Блок 1. Звучит фоновая музыка «Как упоительны в России вечера» («Белый орёл»).

Разбросает семена, и укроют их снега.

К вопросу о восприятии художественных произведений

Данную композицию мы предлагали прослушать и отразить на своих рисунках возникающий в представлении учащимся как 1 класса в рамках дисциплины «Беседы о музыке», так и учащимся 2 класса в курсе дисциплины «Музыкальная литература»...

«Сто сорок солнц» (О «Патетической оратории» Г. В. Свиридова)

Среди них Бёрнс, Есенин, Пастернак, Пушкин, Маяковский.

А Свиридов писал свою музыку, потому что хотел сочинять и, в результате, создал нечто каноническое.

Уже в самом названии ожидается некая красота.

Художественное слово как средство восприятия музыкального...

Восприятие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности для каждого возрастного периода дошкольников.

Музыка пробуждает в людях прекрасные, возвышенные мысли и чувства, воспитывает красоту человеческих отношений.

Мотивы и образы метафизической поэзии в лирике Г. Кружкова

Стихотворение «Вечер поэзии в Тринити-Колледж» предваряется эпиграфом из Б. Пастернака: «Гул затих. Я вышел на подмостки.»..

Однако, даже самые большие скептики, позволившие себе взглянуть на красоту природы (в данном случае снег), ощущают особенную связь всего...

Образ осени в поэзии для детей (по учебникам УМК...)

Чтобы передать красоту природы, С.А. Есенин в стихотворении «Закружилась листва золотая...» использует различные средства

Деятельность учащихся. III. Изучение нового материала. - Сейчас я прочитаю вам стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Задать вопрос