В статье проведен анализ существующей системы продвижения на рынок научно-технической и инновационной продукции в Республике Беларусь; рассмотрены механизмы обеспечения распространения информации о научно-технических разработках, а также структуры, способствующие взаимодействию научно-исследовательского сектора и производственной сферы.
Ключевые слова: научно-техническая и инновационная продукция, инновационная инфраструктура, трансфер технологий, маркетинг инноваций, бизнес-инновационная сеть.
Существующая в настоящее время в Республике Беларусь система продвижения научно-технической и инновационной продукции на рынок характеризуется отсутствием развитой региональной инфраструктуры коммерциализации научно-технических разработок, отсутствием навыков и умений у создателей научно-технической и инновационной продукции оценки ее рыночного потенциала. Самым проблематичным в маркетинговой цепочке продвижения научно-технических разработок как на отечественном, так и на зарубежном рынках является перевод разработки из стадии НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) в законченный рыночный продукт.
Неразвитость инфраструктуры рынка инноваций осложняет проблемы коммуникаций, привлечения инвестиций, формирования новых рынков. Важным элементом в процессе рыночного позиционирования и продвижения научно-технической и инновационной продукции является формирование и развитие субъектов инновационной инфраструктуры.
Инновационная инфраструктура — совокупность субъектов, осуществляющих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности [1].
С учетом рекомендаций ЮНЕСКО к инновационной инфраструктуре в широком смысле могут быть отнесены учреждения, которые осуществляют:
1) распространение научно-технической информации (институты, центры, библиотеки и др.);
2) распространение научно-технической информации через Интернет, в том числе по конкретным заказам (сетевые центры, провайдеры);
3) перевод, редактирование и издание научно-технической литературы, в том числе в электронном виде;
4) изыскания (геологические, гидрологические, топографические, метеорологические, кадастровые) и разведку полезных ископаемых;
5) сбор данных о социально-экономических явлениях (социологические опросы, маркетинговые, экологические исследования);
6) испытания, стандартизацию, метрологию, сертификацию и контроль качества продукции и технологий;
7) патентно-лицензионную деятельность;
8) лизинг и прокат оборудования, научных приборов, измерительной техники;
9) содействие малому бизнесу и начинающим предпринимателям (технопарки, инкубаторы);
10) венчурное (рисковое) финансирование;
11) консультирование клиентов по подготовке бизнес-планов, проектов, оценке и реализации конкретных инноваций;
12) деятельность вычислительных и процессинговых центров общего пользования [2].
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что в качестве региональных форм комплексной поддержки интеграции науки и производства, особенно широко используемых в последние десятилетия, выступают такие элементы инновационной инфраструктуры, как технопарки, инновационные центры, инкубаторы инновационного бизнеса и центры трансфера технологий.
Понятие «трансфер технологий» трактуется за рубежом в широком смысловом диапазоне и в целом представляет собой систему передачи технологий, попадающих под лицензирование и коммерциализацию, от научно-инновационных организаций разных форм собственности до предприятий [2].
Организационной основой такого рода систем являются специализированные структуры, получившие название центров трансфера технологий.
Центр трансфера технологий — организация со среднесписочной численностью работников до 100 человек, целью которой является обеспечение передачи инноваций из сферы их разработки в сферу практического использования. Центром трансфера технологий также может быть научная организация, имеющая обособленное подразделение с численностью работников не менее 7 человек, целью которой является обеспечение передачи инноваций из сферы их разработки в сферу практического использования. В этом случае научная организация, приобретшая статус центра трансфера технологий, пользуется предоставляемыми ей льготами и преимуществами в части деятельности соответствующего обособленного подразделения [1].
В рамках системы высшей школы в Республике Беларусь создана сеть центров трансфера технологий при университетах по профильным для них направлениям деятельности (машиностроение, радиоэлектроника, строительство, легкая и пищевая промышленность и др.). Обозначенную сеть включает:
- Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ);
- Региональные отделения РЦТТ: Брестское областное отделение РЦТТ, Гомельское региональное отделение РЦТТ, Гродненское региональное отделение РЦТТ, Могилевское региональное отделение РЦТТ, Новополоцкое региональное отделение РЦТТ;
- 29 филиалов РЦТТ;
- Представительства РЦТТ в г. Шанхае (КНР) и в Китайско-российском технопарке г. Чанчунь (КНР) [3].
Республиканский центр трансфера технологий создан в мае 2003 г. при содействии Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, Программы развития ООН (ПРООН) и Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).
Главная цель РЦТТ — содействие сотрудничеству между разработчиками, предпринимателями и инвесторами — достигается посредством выполнения Центром следующих функций:
- создание и поддержка информационных баз данных, обслуживающих клиентов технологического трансфера;
- обеспечение доступа клиентов РЦТТ к сети ЮНИДО и другим международным базам технологического трансфера и научно-технической информации;
- оказание помощи субъектам инновационной деятельности в разработке и продвижении инновационных и инвестиционных проектов;
- подготовка кадров в сфере научно-инновационного предпринимательства;
- организация региональных инновационных структур РЦТТ с целью создания единой национальной сети центров трансфера технологий;
- содействие международному научно-техническому сотрудничеству и обмену специалистами.
В целях содействия развитию технологической бизнес-кооперации малых и средних предприятий и научных организаций Республики Беларусь и Европейского Союза, создана Белорусская бизнес-инновационная сеть (ББИС) — автоматизированная система информационной поддержки поиска европейских партнеров и участия в бизнес- и технологической кооперации на европейской арене через Европейскую сеть поддержки предпринимательства и трансфера технологий (Enterprise Europe Network — EEN).
Белорусская бизнес-инновационная сеть оказывает помощь белорусским малым и средним предприятиям, университетам и научным организациям в установлении бизнес-кооперации с европейскими партнерами; в трансфере инноваций, технологий и знаний, направленных на расширение технологического сотрудничества между белорусскими и европейскими предприятиями и организациями; в получении финансирования в рамках программ Европейского Союза. Этот проект является первым примером широкомасштабного участия Беларуси в европейских бизнес- и инновационных сетях.
Белорусская бизнес-инновационная сеть оказывает следующие услуги:
- по информированию, установлению бизнес-кооперации с европейскими партнерами (координатор направления — Союз юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства);
- услуги по трансферу инноваций, технологий и знаний, направленные на расширение технологического сотрудничества между белорусскими и европейскими предприятиями и организациями (координатор направления — Республиканский центр трансфера технологий);
- по содействию получения финансирования в рамках программ Европейского Союза (координатор направления — Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь) [3].
Кроме сети центров трансфера технологий в Республике Беларусь активно функционирует Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских разработок (МЦМ НИР) Республиканского инновационного унитарного предприятия «Научно-технологический парк БНТУ «Политехник».
Целью деятельности МЦМ НИР является создание постоянно действующей системы сбора и обработки маркетинговой информации в области научно-исследовательских разработок для классификации и анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации, предназначенной для использования ее специалистами по маркетингу НИР в ВУЗах и Министерстве образования при планировании действий на рынке научно-технической продукции.
Межвузовский центр маркетинга НИР был создан 27 июля 1998 года в структуре Технопарка БНТУ «Метолит» (в настоящее время — Научно-технологический парк БНТУ «Политехник») в соответствии с решением коллегии Министерства образования Республики Беларусь [4].
МЦМ НИР является площадкой для координации работы университетских центров трансфера технологий и центров маркетинга. Центр оказывает содействие коммерциализации технологий, наукоемкой продукции и инжиниринговых услуг ВУЗов и осуществляет постоянно действующий мониторинг информации в области научных исследований ВУЗов, а также осуществляет проведение маркетинговых исследований по отдельным сегментам рынка наукоемкой продукции, организацию и проведение семинаров, конференций, кооперационных бирж. В системе центра создана база данных технологических предложений ВУЗов, база данных технологических запросов отечественных и зарубежных предприятий.
В сеть Межвузовского центра маркетинга НИР входит 15 центров трансфера технологий и маркетинговых центров университетов по таким направлениям, как радиоэлектроника, деревообработка и лесное хозяйстве, железнодорожный транспорт, энергосбережение, строительство, металлургия, легкая промышленность, машиностроение, возобновляемые источники энергии, пищевая промышленность, переработка промышленных и бытовых отходов.
В целом можно говорить о том, что в настоящее время в Республике Беларусь созданы основы системы продвижения научно-технической и инновационной продукции от ее разработчиков к потребителям, требующие совершенствования и наполнения новыми элементами. Необходимо решение таких проблем коммерциализации научно-технической и инновационной продукции, как: незавершенность большинства исследований; проблема поиска необходимых финансовых средств для завершения разработки и привлечения инвесторов, которые будут готовы взять на себя все риски, связанные с этим процессом; проблема адекватной оценки коммерческой привлекательности научно-технических разработок; низкая юридическая грамотность разработчиков в области защиты объектов интеллектуальной собственности и их рыночного использования.
Литература:
1. Указ Президента Республики Беларусь 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры» / Национальный правовой портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo.by/ — Дата доступа: 11.04.2015.
2. Степаненко, Д. М. Инновационная инфраструктура в Республике Беларусь: правовое регулирование и направления совершенствования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Консультант-Плюс — Дата доступа: 15.04.2015.
3. Республиканский центр трансфера технологий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ictt.by. — Дата доступа: 15.04.2015.
4. Научно-технологический парк БНТУ «Политехник» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bntu.by/politehnik-podrazdel-ims/mcmnir.html. — Дата доступа: 15.04.2015.