Зарубежный опыт инновационного развития малого бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 13.11.2013

Статья просмотрена: 5562 раза

Библиографическое описание:

Иванов, Я. Е. Зарубежный опыт инновационного развития малого бизнеса / Я. Е. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8018/ (дата обращения: 16.11.2024).

Мировой опыт свидетельствует о том, что господствующее положение крупного бизнеса в инновационных процессах не приводит к исчезновению средних и мелких предприятий и даже не влечет за собой снижения их значимости. Так американские компании с числом занятых менее 1000 человек разрабатывают в 17 раз больше крупных технических нововведений, чем фирмы с количеством занятых свыше 10 тысяч человек.

Особое место в развитых странах занимает сфера НИОКР, которая представлена четырьмя основными институциональными секторами: государственными, частным, «некоммерческим» (исследовательские учреждения и организации, которые практически не имеют прибыли и поэтому освобождаются от уплаты налогов) и вузами.

В развитых странах мира продолжительность инновационного процесса составляет 5–6 лет, в то время как в среднеразвитых и развивающихся странах — 15–25 лет.

Эффективность затрат на НИОКР в малых инновационных фирмах в США в 4 раза выше, чем в крупных корпорациях. Кроме того, малый инновационный бизнес создает инноваций на 1 занятого в 2,5 раза больше и внедряет их на год быстрее, чем крупный бизнес, затрачивая при этом средств на 75 % меньше [1].

В Германии малые инновационные фирмы тратят на НИОКР примерно 6,1 % своего оборота.

В Японии в середине 90-х гг. ХХ в. доля малых и средних фирм, выполняющих НИОКР, составляла 22 % (против 10 % в 80_х гг.), в ближайшие годы этот показатель, по оценкам экспертов, может достичь 38 % [2].

Отношения сотрудничества с участием малого инновационного бизнеса возникают в сфере:

1)                 предоставления грантов малому инновационному бизнесу (со стороны университетов, корпораций и др.);

2)                 передачи технологий малым фирмам (научно-исследовательскими учреждениями, корпорациями и т. д.);

3)                 совместного проведения НИОКР и реализации проектов (с университетами, корпорациями и малыми фирмами между собой).

Особое развитие малый инновационный бизнес получил в рамках инновационной инфраструктуры (технопарков, технополисов, инновационных центров, венчурных фондов и т. д.), специально создаваемой государством для интенсификации инновационного процесса. Во Франции запланировано создание 31 инкубатора, причем 10 из них уже действуют. В них малые фирмы безвозмездно получают в пользование помещения, оборудование на 2–3 года, в течение которых проект должен быть отработан.

В Бельгии инновационный процесс стимулируется «кластерной политикой» (единство институтов и предприятий). При этом в процесс трансферта технологий вовлекаются и ученые, и студенты.

Во Фландрии существует закон об инвестициях, согласно которому бюджетные средства для трансферта технологий привлекаются через университеты и научно-исследовательские институты. Из научно-технического бюджета до 150 миллионов евро предусматривается на продвижение результатов в промышленность. Стимулами инновациям в компаниях являются и беспроцентные кредиты и субсидии, размер которых может достигать 25 % стоимости. Следствие такой политики — высокий процент работников в наукоемкой сфере: 9 % против 4,4 % в среднем по Европейскому союзу [3]

Возрастание значения малого инновационного бизнеса связано с рядом закономерностей:

1)        малые бизнес-структуры более концентрированы на НИОКР, так как заняты преимущественно в сфере разработки инноваций, а не их промышленного использования;

2)        они выполняют определенные функции инновационного процесса с меньшими затратами и в более короткие сроки;

3)        обладают передовыми информационными и компьютерными технологиями, более эффективно организованы и управляемы, что позволяет вести разработки на высоком уровне;

4)        гибкость и меньший масштаб проектов позволяют сократить затраты и снизить риск, достаточная обеспеченность НИОКР финансовыми ресурсами ввиду значительной рентабельности реализуемых проектов;

5)        благодаря своим размерам и мобильности такие структуры легко включаются в системы кооперации между собой и с крупными компаниями, способны к реализации наиболее рисковых проектов; активно сотрудничает с исследовательскими и инновационными центрами, университетами;

6)        гибкость малых фирм обусловлена возможностями быстрой технологической и научно-исследовательской переориентации, лучшей восприимчивостью к изменениям социально-экономической ситуации, облегченными внутренними коммуникациями;

7)        малый инновационный бизнес легко возникает в новых отраслях, рынок продукции которых свободен, что обуславливает возникновение новых сегментов экономики.

Развитие малого инновационного бизнеса имеет значительные социальные эффекты. Так венчурное финансирование включает механизмы распределения собственности на вновь созданные фирмы. Это стимулирует предпринимательскую активность и ведет к увеличению доходов населения (в особенности занятых в сфере науки и инноваций, что обуславливает приток высококвалифицированных кадров в инновационный сектор).

Зарубежный опыт организации инновационных процессов показывает, что государственная научно-техническая политика развитых стран преследует две основные цели: сохранение и преобразование региональной науки в интересах конкретных регионов и приоритетное финансирование прикладных исследований. Главным в государственной политике этих стран является реализация комплекса законодательных и организационных мер, направленных на создание и поддержание в стране «инновационного климата». На региональном уровне особенность создания поддерживающей инновационное развитие инфраструктуры состоит в первую очередь в ориентации ее на профильные отрасли региона, приоритеты его развития, дополнения фирм друг другом, на максимальное исследование тех или иных преимуществ региона.

Выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования инновационной деятельности. К прямым методам экономического регулирования, как правило, относятся:

-                   государственное инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций;

-                   планирование и программирование;

-                   государственное предпринимательство.

Особое место в системе прямого экономического воздействия государства на инновационные процессы занимают меры, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций университетов с промышленностью.

Косвенные методы регулирования инновационной деятельности за рубежом в основном направлены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой — на создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата для научно-технического развития. Они основаны на том, что государство прямо не ограничивает самостоятельности предприятий в принятии хозяйственных решений. Среди косвенных методов управления традиционно выделяют:

-                   налоговое и амортизационное регулирование;

-                   кредитная и финансовая политика;

-                   ценовое регулирование;

-                   политика протекционизма;

-                   либерализация налогового и амортизационного законодательства.

Так для США характерно стремительное развитие государственного заказа малым фирмам на выполнение определенных инновационных проектов или оказание научно-технических услуг. Кроме того, в США Администрация по делам малого бизнеса гарантирует до 90 % ссуды, представляемой коммерческими банками малым предприятиям.

Евросоюзом поставлена задача к 2015 г. именно за счет инновационной деятельности вывести его экономику на самый передовой уровень. Это должно быть достигнуто за счет поощрения предпринимательства, продвижения инноваций, получения результатов от внедрения передовых технологий, разработки отраслевых программ. Европейская комиссия стремится к тому, чтобы улучшить взаимодействие инновационной политики в странах ЕС, в том числе сократить разрыв в уровне социально-экономического развития между северными и южными регионами, унифицировать нормативные рамки в области поощрения инноваций, упростить процедуру создания новых компаний, обеспечить позитивную фискальную политику для вновь созданных фирм и венчурного капитала.

В ФРГ законодательно закреплены условия осуществления дотаций на научные исследования и подготовку научно-исследовательского персонала. Принята Программа стимулирования кооперационных инновационных проектов, поддерживающая сотрудничество мелких фирм с государственными и частными научно-исследовательскими учреждениями.

В Италии Фонд технологических нововведений имеет право предоставлять льготные кредиты сроком на 15 лет, при этом 80 % суммы выдается в течение реализации программы и 20 % — на ее завершающей стадии.

Во Франции действуют временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение («налоговые каникулы»), которые распространяются на вновь созданные мелкие и средние фирмы (в том числе научно-исследовательские) со снижением на первые 5 лет их деятельности на 50 % уплачиваемого ими подоходного налога.

В Великобритании для мелких предприятий налоговые льготы позволяют снижать налогооблагаемый доход на 20 % в случае, если превышен предыдущий максимальный уровень расходов на НИОКР, либо уменьшать налоговые выплаты на 6 % от величины расходов на исследования и разработки, но в этом случае уменьшение не должно составлять более 15 % от налоговых обязательств фирмы. Расходы, которые фирмы несут при платежах исследовательским учреждениям в связи с научно-технологическим развитием, также могут вычитаться из налогооблагаемой прибыли [4].

В Японии среди мер правительства по обеспечению НТП, стимулированию наукоемких «высоких» технологий видное место занимают программы регионального развития. Одна из них — программа «Технополис», направленная на создание научно-производственных городков, в которых обеспечены благоприятные условия для органичного слияния научно-исследовательской деятельности с наукоемким производством.

Заинтересованность со стороны корпораций и государства в развитии малого инновационного бизнеса привела к массовому образованию малых бизнес-структур в развитых странах мира. Общее количество структур малого бизнеса (в том числе инновационного) в США составляет 19 300 тысяч, Японии — 6450 тысяч, Великобритании — 2630 тысяч, Германии — 2290 тысяч, Франции — 1980 тысяч. В этой сфере занято: в Японии 39,5 миллиона человек, США — 70,2 миллиона человек, Великобритании — 13,6 миллиона человек, Германии — 18,5 миллиона человек, Франции — 15,2 миллиона человек. В Японии в сфере малого бизнеса (в том числе инновационного) производится 52–55 % ВВП, в США — 50–52 %, Великобритании — 50–53 %, Германии — 50–52 %, Франции — 55–62 % ВВП [5].

Обобщая опыт малого инновационного бизнеса в экономике высокоразвитых стран, для России можно сделать ряд выводов:

1)                 довести удельный вес малых предприятий в объеме ВВП с 17 % до 60 %;

2)                 уделять особое значение созданию и развитию малого бизнеса в сфере инноваций (в России только 2,5 % малых предприятий заняты инновационными разработками);

3)                 усилить роль малого бизнеса в инновационных процессах при его объединении с крупными фирмами и с научными учреждениями, где он выступает структурным подразделением;

4)                 найти применение используемых в развитых странах методов государственной поддержки: реализация масштабных программ партнерства малого инновационного бизнеса с крупным бизнесом, с государственными структурами, финансирование НИОКР, передача технологий, кооперация, обеспечение льготами (налоговые, кредитные, возмещение определенных затрат), создание инновационной инфраструктуры (технопарки, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы).

Таким образом, анализ зарубежного опыта стимулирования развития малого предпринимательства предполагает выявление важного и нужного для процессов обновления российской экономики и ее уверенного вхождения в мировое сообщество.

Литература:

1.     Саак А. Э., Брюханова Н. В. Концептуально-методические основы формирования региональной политики развития и поддержки малого предпринимательства. / А. Э. Саак, Н. В. Брюханова // Менеджмент в России и за рубежом.- 2010.- № 5.

2.     Лебедева И. Тенденции научно-технического развития малого бизнеса в Японии // Проблемы теории и практики управления. — 2002. — № 3

3.     Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / Под ред. И. Г. Ушачева, И. Т. Трубилина, Е. С. Оглоблина, И. С. Санду. — М.: КолосС, 2007.

4.     Счастливая Н. В. Малый инновационный бизнес в экономике развитых стран // Вестник ОГУ, № 2. — 2009.

5.     Роль инноваций в развитии современных технологий // Экономика и управление в зарубежных странах. Информационный Бюллетень. — 2011. — № 2.

Основные термины (генерируются автоматически): малый инновационный бизнес, США, Япония, Великобритания, фирма, инновационная деятельность, инновационный процесс, малый бизнес, крупный бизнес, особое место.


Задать вопрос