Оценка эффективности инновационной деятельности в Республике Беларусь | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (184) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 18.12.2017

Статья просмотрена: 1880 раз

Библиографическое описание:

Шершеневич, В. С. Оценка эффективности инновационной деятельности в Республике Беларусь / В. С. Шершеневич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 194-197. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47274/ (дата обращения: 17.12.2024).



В современном мире инновации являются активным звеном всех сфер жизнедеятельности общества. Без них не только невозможно представить жизнь современного человека, но и довольно сложно прогнозировать какой будет эта жизнь уже через несколько десятилетий. Большинство ученых, политиков, журналистов и представителей других профессий сходятся во мнении, что в условиях ограниченности ресурсов именно инновации превратились в основную движущую силу экономического и социального развития.

На сегодняшний день в экономике Республики Беларусь, ориентированной на инновационный путь развития, эффективное функционирование субъектов хозяйствования обусловлено их способностью осуществлять прогрессивные изменения на основе достижений научно-технического прогресса. Внедрение инноваций рассматривается как один из основных способов повышения конкурентоспособности производимых товаров, выполняемых работ (услуг), поддержания высоких темпов экономического роста и уровня доходности. Переход на инновационный путь развития предполагает, как диверсификацию и модернизацию отраслевой экономики, создание высоких технологий и формирование качественного производственного потенциала, так и, в первую очередь, рост их инновационной части.

Анализ уровня инновационного развития национальной экономики стоит начать с оценки кадрового потенциала, эффективности его использования и воспроизводства. В 2016 году 25,9 тысяч человек в 431 организации занимались различными научными исследования и разработками. Основной негативной тенденцией является значительное снижение числа научных работников за последние 5 лет (более чем на 5 тысяч или 16,2 %). Тем не менее, есть и положительные изменения. Об относительно высоком качестве проводимых исследований говорит тот факт, что более 20 % исследователей имеет ученую степень. При этом отмечается положительная динамика в сокращении среднего возраста научных работников: молодые люди в возрасте до 29 лет(включительно) составляют 23,5 % от общего числа исследователей. На сегодняшний день уровень квалификации отечественной науки признается по всему миру, а наши разработки активно внедряются в таких передовых сферах как машиностроение, энергетика, информационные технологии, микробиология, медицина и другие.

Не менее важным аспектом в формировании инновационной экономики является создание соответствующей инфраструктуры, ведь именно за счет неё осуществляется материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности. Особую важность этой области, как одного из основных факторов роста доли высокотехнологичной продукции и количества инновационных проектов, отлично понимает руководство страны, а потому на сегодняшний день в республике сформирована развитая сеть субъектов инновационной инфраструктуры. В неё входят 10 научно-технологических парков, 7 центров трансфера технологий, один инновационный фонд, а также один венчурный фонд. Об эффективности результатов функционирования данной системы говорит тот факт, что за последние 4 года удалось почти в 2 раза увеличить количество рабочих мест и объем производства инновационной продукции. Кроме того, в рамках Государственной программы инновационного развития РБ на 2016–2020 гг. для более полного раскрытия потенциала в этой области планируется открытие еще 7 субъектов инновационной инфраструктуры.

Основополагающая роль в развитии любой экономики принадлежит промышленности, которая, в свою очередь, напрямую зависит от инновационных нововведений и разработок. Уровень технологического процесса, маркетинговая составляющая, уникальность и конкурентоспособность производимых товаров, эффективность организации производственной деятельности — вот далеко не полный список факторов, обуславливающих особую важность инноваций для производства. Характеризуя инновационную деятельность промышленных предприятий можно отметить, что число организаций, осуществляющих технологические инновации в 2016 году составило 345, а их удельный вес в общем количестве организаций составляет 20,4 %. Кроме того, общие затраты на технологические инновации в РБ составили 774,6 миллионов деноминированных рублей. При этом эффективность производимых затрат характеризуется относительно высокими показателями удельного веса отгруженной инновационной продукции (15 %) и доли экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции (33 %).

Необходимость регулирования инновационных процессов вызвана их значением для экономики и общества в целом. Как показывает мировая практика, проведение активной инновационной политики требует постоянного совершенствования правовой базы. Правовое регулирование предполагает целенаправленное воздействие на инновационную деятельность как разновидность общественных отношений. Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется посредством использования различных методов, средств и форм. Основным правовым средством государственного регулирования являются нормативные правовые акты. Нормативная правовая база — один из основных элементов национальной инновационной политики. Регулирование осуществляется также на базе инновационных прогнозов, стратегий, программ и проектов.

Нормативные основы научно-инновационной деятельности в Беларуси начали закладываться в первые годы ее суверенитета в связи с принятием Закона Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» от 19 января 1993 г. № 2I05-XII. В преамбуле этого нормативного правового акта (в редакции 1997 г.) прямо указывается, что наука находится под опекой государства и пользуется поддержкой как исключительно важная сфера для экономического развития, культуры, общественных отношений, а государство обеспечивает экономические и правовые гарантии научной, научно-технической и инновационной деятельности. Кроме того, на сегодняшний день существует целый ряд нормативных правовых актов, в числе которых законы РБ от 21 октября 1996 г. № 708-XIII «О научной деятельности», от 05 мая 1999 г. № 250-З «О научно-технической информации», а также документы методического плана, касающиеся оценки научно-технического уровня инновационных проектов, методические указания по работе с нематериальными активами. Также для комплексного регулирования отношений, возникающих при осуществлении инновационной деятельности, а также внедрения мер по её стимулированию, был принят Закон РБ от 10 июля 2012 г. № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь». В нем не только разграничиваются понятия инноваций, новшества и инновационной деятельности, но и определяются основные компоненты инновационной системы, а также методы, формы и способы её регулирования.

На сегодняшний день основной формой государственного регулирования инновационной деятельности является формируемая сроком на пять лет Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь Помимо этого, формируются различные программы инновационного развития по видам экономической деятельности, а также региональные программ инновационного развития. Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 года № 31 утверждена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг.

Основными направлениями государственной инновационной политики республики на 2016–2020 гг. должны стать: организация разработки и реализации инновационных проектов, имеющих государственное значение; инновационное развитие регионов; развитие инновационного предпринимательства; повышение эффективности управления НИС; повышение эффективности коммерциализации результатов НТД и формирование рынка НТП; развитие инновационной инфраструктуры; формирование институциональной среды, стимулирующей инновационную деятельность; повышение эффективности научно-технической деятельности; развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности; кадровое обеспечение инновационного развития национальной экономики.

Основными задачами Государственной программы являются: концентрация научно-технологического потенциала и активов республики на создании и высокотехнологичных производств V и VI технологических укладов с ускоренным развертыванием инновационных производств на «прорывных» направлениях развития экономики; повышение эффективности деятельности инновационной инфраструктуры и, прежде всего, в регионах республики; развитие малого инновационного предпринимательства путем устранения административных барьеров, формирования благоприятных условий для высокотехнологичных организаций и оказания им на начальном этапе государственной поддержки; формирование полноценного, отвечающего требованиям времени, рынка интеллектуальной собственности, консалтинговых и инжиниринговых услуг, инновационного аудита; обеспечение конкурентоспособности и рост экспорта традиционных секторов экономики на основе разработки и внедрения передовых технологий; формирование и развитие сети научно- технологических и инновационно-промышленных кластеров; развитие внешнеэкономической деятельности и кооперационных связей в сфере высоких технологий, включая привлечение прямых иностранных инвестиций; развитие стандартизации и разработка технических регламентов по приоритетным направлениям научно-технической и инновационной деятельности.

Для обеспечения реализации целей, задач и показателей Государственной программы предусматривается следующее:

  1. Создание при отраслевых органах государственного управления, областных исполнительных комитетах Комиссий по инновационно-техническому развитию для обеспечения отраслевого (регионального) планирования инновационного развития, разработки комплекса мер по выполнению индикативных показателей инновационного развития и контроля за их исполнением.
  2. Формирование и обеспечение реализации перечня инновационных проектов, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь. Источниками финансирования таких проектов являются средства бюджета, инновационных фондов, средства централизованных инвестиционных фондов, кредиты банков, средства иностранных инвесторов.
  3. Создание на базе Республиканского центра трансфера технологий Национального агентства трансфера и коммерциализации технологий при Государственном комитете по науке и технологиям и наделение субъектов инновационной инфраструктуры функциями в области коммерциализации результатов научно-технической деятельности.
  4. Создание в республике системы стимулирования научно-технической деятельности, предусматривающей отчисления в размере 2 % от объема реализации продукции ее разработчикам.
  5. Целевое финансирование правовой охраны объектов промышленной собственности в странах предполагаемого экспорта в рамках средств, выделяемых из бюджета на финансирование научно-технических программ (государственных, отраслевых, региональных).
  6. Создание действенной системы стимулирования участия и успешной реализации мероприятий Государственной программы субъектами инновационной деятельности, в том числе негосударственной формы собственности.

Суть предлагаемого организационно-экономического механизма реализации Государственной программы заключается в значительном усилении ее регулирующей, координирующей и стимулирующей функций по сравнению с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011– 2015 гг. для формирования целостной НИС.

Таким образом, анализ инновационной деятельности Республики Беларусь позволяет сделать вывод о положительной динамике в данной области, что подтверждается не только внедрением большого количества научно-технических программ и проектов, но и ростом основных показателей эффективности инновационной деятельности, совершенствованию инновационной инфраструктуры, наличие сформированной нормативно-правовой базы и т. д. Тем не менее нельзя не отметить и ряд отрицательных моментов. Доля предприятий, ведущих инновационную деятельность, по-прежнему остается незначительной. Уровень реализации кадрового потенциала далек от максимального. Ряд дополнительных показателей инновационного развития ниже допустимых пороговых значений. В качестве основных факторов сдерживающих инновационную деятельность в Республике Беларусь можно отметить: недостаток собственных денежных средств у предприятий и финансовой поддержки со стороны государства, высокая стоимость нововведений, высокие риски, низкий инновационный потенциал предприятий, недостаток квалифицированного персонала и его слабая мотивация для использования научных результатов в производстве, неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности, недостаточный спрос на новые товары (работы, услуги), отсутствие у руководителей предприятий четкого видения сущности инновационной деятельности и навыков организации эффективного управления инновациями, недостаточный уровень развития инновационной инфраструктуры. На сегодняшний день в процессе преодоления многих из этих факторов уже существуют положительные тенденции, а потому можно однозначно заявить, что построение современной и эффективной инновационной экономики в Республике Беларусь всего лишь вопрос времени.

Литература:

  1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Электронный ресурс: http://www.belstat.gov.by.
  2. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утверждённая Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31
  3. Дадалко, С. В. Инновационная деятельность в Республике Беларусь. — Минск: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2000.
  4. Закон Республики Беларусь О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь от 10 июля 2012 г.
  5. Мясникович, В. М. Государственное управление инновационной деятельностью / В. М. Мясникович, Н. Б. Антонова, Л. Н. Нехорошева. — Минск: Акад.упр.при Президенте Респ. Беларусь, 2005.
  6. Мясникович, М. В. Научные основы инновационной деятельности / М. В. Мясникович. — Минск: ИООО Право и экономика, 2014.
  7. Мясникович, М. В. Республика Беларусь на пути к новой экономике: [монография] / Национальная академия наук Беларуси. — Минск: Беларусская навука, 2009.
  8. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Электронный ресурс: http://www.pravo.by.
  9. Нехорошева, Л. Н. Инновационная составляющая устойчивого развития / Л. Н. Нехорошева // Устойчивое развитие: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч. — практ. конф., Минск, 27–28 мая 2015г. — Минск, 2015.
  10. Никитенко, П. Г. Экономические основы инновационной деятельности / ред. П. Г. Никитенко, С. Ф. Ушаков; Институт экономики НАН, Белорусский институт правоведения. — Минск: БИП-С, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, Беларусь, Государственная программа, инновационное развитие, инновационная инфраструктура, инновационное развитие Республики, государственное регулирование, кадровый потенциал, научно-техническая деятельность, положительная динамика.


Похожие статьи

Стратегии развития высшего инженерного образования в Республике Узбекистан

Применение прогрессивных технологий в системе государственных закупок в Республике Казахстан

Сравнительный анализ уровня инновационной активности в Республике Татарстан и Самарской области

Анализ стратегии развития электронного университета в Республике Узбекистан

Оценка развития малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия

Эффективность управления инвестиционной деятельностью в Республике Казахстан: анализ, проблемы и основные тенденции

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Оценка эффективности использования человеческого капитала в банковской сфере Краснодарского края

Состояние и перспективы развития управленческого учета на предприятиях АПК

Оценка качества экономического роста на Дальнем Востоке России

Похожие статьи

Стратегии развития высшего инженерного образования в Республике Узбекистан

Применение прогрессивных технологий в системе государственных закупок в Республике Казахстан

Сравнительный анализ уровня инновационной активности в Республике Татарстан и Самарской области

Анализ стратегии развития электронного университета в Республике Узбекистан

Оценка развития малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия

Эффективность управления инвестиционной деятельностью в Республике Казахстан: анализ, проблемы и основные тенденции

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Оценка эффективности использования человеческого капитала в банковской сфере Краснодарского края

Состояние и перспективы развития управленческого учета на предприятиях АПК

Оценка качества экономического роста на Дальнем Востоке России

Задать вопрос