Фармацевтический рынок и его сегменты с позиции товарного ассортимента аптечных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 14.05.2015

Статья просмотрена: 1929 раз

Библиографическое описание:

Сенина, М. В. Фармацевтический рынок и его сегменты с позиции товарного ассортимента аптечных учреждений / М. В. Сенина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 867-869. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18226/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье рассматривается ассортимент аптечной организации. Описываются характерные черты для ассортимента организации, рассматриваются примеры для аптечной сети, с расчетом количественного соотношения ассортиментных групп на примере ГУП «Волгофарм».

Ключевые слова: фармацевтический рынок, фармация, ассортимент аптечной организации, сегментирование, лекарственные средства, биологически активные добавки.

 

В соответствии с классическим подходом в маркетинге, ассортимент товаров (товарный ассортимент, товарная номенклатура) представляет собой набор товаров, объединённых по одному признаку или по совокупности признаков. Ассортимент медицинских товаров подразделяют по местонахождению и широте охвата товаров, характеру удовлетворения потребностей (спросу), способу формирования. Товарный ассортимент характеризуется широтой, глубиной и гармоничностью (согласованностью). Широта ассортимента показывает количество различных товарных линий компании. Например: средства по уходу за кожей, гиполипидемические препараты, препараты применяемые при сахарном диабете и т. д. Длина ассортимента представляет собой количество составляющих его отдельных единиц. Нередко говорят о средней длине товарной линии, для определения которой следует разделить общее число товаров на число товарных линий, таким образом, можно определить длину товара как насыщенность. Например: Лозап 50 мг — 7 упаковок в наличии, Индапамид-22 упаковки в наличии Глубина ассортимета показывает количество вариантов каждого продукта в товарной линии. Например, аптека может продавать препарат эналаприл, выпускаемый предприятием ОАО «Фармстандарт-Лексредства», ОАО «Мосхимфармпрепараты им. Н. А. Семашко», ОАО «Нижфарм», ОАО «Валента Фармацевтика», ОАО «Синтез», ЗАО «ФармФирм Сотекс», ОАО «Фармасинтез», ОАО «Акрихин». Гармоничность товара-микс отражает степень общность различных товарных линий с точки зрения их использования, производства, каналов распределения или других показателей. Касаясь фармации, гармоничность можно определить как степень однородности номенклатуры (ассортимента) по отношению к предпочтениям врача, пациента. Так, имея широкую номенклатуру диуретиков, мы можем говорить о ее гармоничности, если она удовлетворяет все потребительские предпочтения, то есть здесь имеются осмотические, петлевые, калийсберегающие диуретики, а также комбинированные препараты этой группы.

Ассортимент, в соответствии с позицией Ф. Котлера, представляет собой подбор товаров различных видов и разновидностей, объединненых по какому-либо признаку и предназначенных для наиболее полного удовлетворения спроса. В зарубежной маркетинговой литературе дается понятие тоарного ассортимента как груупы товаров, тесно связанных между собой в силу равнознаности их функционирования или в силу реализации через однотипные торговые заведения.

Ассортимент аптечной организации имеет специфические особенности, которые называются свойствами ассортимента, в частности:

-        возможность деления на различные группы, подгруппы по выбранным признакам(среди которых есть характерные только для фармацевтической продукции,например,фармакотерапевтические группы);

-        включение новых и исключение из обращения на фармацетическом рынке старых товаров;

-        возможность выбора в зависимости от различных факторов промежуточным и конечным потребителем лекарственных средсв;

-        возможность замены одного лекарственного средства на другое;

-        необходимость поддержания определенного набора товаров в различных аптечных организациях.

Товарный ассортимент аптек, по мнению автора можно разделить на несколько частей (в натуральном выражении): лекарственные средства занимают большую часть товарного ассортимента аптеки. Сегмент лекарственных средств состоит более чем из 16000 препаратов, терапевтических групп и др. Сегмент БАДов насчитывает 547 наименований. Сегмент трав насчитывает 47 наименований. Сегмент гомеопатии насчитывает 52 наименования. Сегмент предметов ухода и гигиены насчитывает 72 наименования.

Лекарственные средства представляют собой вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

Рис. 1. Товарный ассортимент (в %) ГУП «Волгофарм» АГФ № 24

 

Таким образом, в результате изучения фармацевтического рынка и его сегментов с позиции товарного ассортимента аптечных учреждений, автором был изучен товарный ассортимент ГУП «Волгофарм» АГФ № 24 и составлена диаграмма, которая отображает степень взаимного расположения сегментов друг с другом. Парафармация представлена различными препаратами, не имеющими статуса лекарственных средств. Это травы, биологически активные добавки, настойки, травы, аксессуары красоты, средства гигиены и особенно женской гигиены, средствами ухода за полостью рта. Биологически активные добавки к пище (БАД) представляют собой концентраты натуральных природных пищевых и биологически активных веществ, выделенных из животного, минерального, растительного сырья, или полученных путем химического синтеза. Изделия медицинского назначения (ИМИ) представляют собой медицинские изделия из стекла, полимерных, резиновых, текстильных и иных материалов, наборы реагентов и контрольные материалы для них, другие расходные средства и изделия, в основном однократного применения, не требующие технического обслуживания при использовании.

 

Литература:

 

1.      Джинджолия, А. Ф. Международный маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. Ф. Джинджолия, А. В. Евстратов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2011.

2.      Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.

3.      Евстратов, А. В. Основные тенденции слияний и поглощений на фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Волгограде. — 2010. –№ 7. — С. 38.

4.      Евстратов, А. В. Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Молодой ученый. — 2014. — № 18. С.357–361.

5.      Евстратов, А. В. Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Молодой ученый. — 2014. — № 19. С.299–304.

6.      Евстратов, А. В. Фармацевтический рынок Российской Федерации: основные структурные параметры развития в 2001–2013 годах // Современные технологии управления, 2015. — № 2 (50). — С. 27–36.

7.      Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.

8.      Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.

9.      Евстратов, А. В. Стратегический маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / Евстратов А. В., Абрамов С. А.; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2010.

10.  Лоскутов, Е. Е. Ассортимент аптечной организации. Маркетинговые показатели 2001.

11.  Мартынюк, О.В. Особенности развития дистрибьюции на фармацевтическом рынке Российской Федерации / О. В. Мартынюк, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 5–2 (24). — С. 32–35.

12.  Новокрещенова, И. Г. Медицинское и фармацевтическое товароведение: методические указания по выполнению контрольной работы / И. Г. Новокрещенова, И. В. Новокрещенов, А. Н. Островский, Л. М. Аранович, Ю. Н. Якимова. Саратовский медицинский университет. — 2010.

13.  Рябова, Г. А. Регулирование деятельности отечественных и зарубежных компаний на фармацевтическом рынке в РФ / Г. А. Рябова, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 3–3 (22). — С. 64–66.

14.  Рябова, Г. А. Анализ фармацевтического рынка Российской Федерации / Рябова Г. А., Евстратов А. В. // Международный научно-исследовательский журнала. — 2014. — № 5 (часть 2). — С. 47–49.

15.  Тюренков, И. Н. Товаропроводящая система волгоградского фармацевтического рынка / И. Н. Тюренков, А. В. Евстратов // Новая Аптека. — 2003. — № 5. — С. 18.

16.  Тюренков, И. Н. Товарная политика и управление ассортиментом аптечной организации: учебное пособие / И. Н. Тюренков, Л. Н. Горшунова.

17.  Evstratov, A. V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999–2012 / A. V. Evstratov // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400–1403.

Основные термины (генерируются автоматически): товарный ассортимент, аптечная организация, ассортимент, группа, набор товаров, ОАО, препарат, средство, товарная линия, фармацевтический рынок.


Похожие статьи

Применение АВС – анализа для управления товарными запасами торговой компании

В статье приводятся результаты исследования товарного запаса компании ООО «Нике-Балт Импорт» с помощью метода АВС-анализа, сделаны соответствующие выводы и предложены рекомендации для компании.

Позиционирование биологически активных добавок как основа повышения конкурентоспособности компании на фармацевтическом рынке

На основе изучения данных структуры и конъюнктуры фармацевтического рынка сделан вывод о позиционировании биологически активных добавок на фармацевтическом рынке. В данной статье позиционирование биологически активных добавок рассматривается как осно...

Маркетинговое исследование зерновых каш для детского питания в России

Статья описывает особенности выбора детского питания потребителями, включая зерновые каши, динамику деятельности производителей на рынке Российской Федерации. Согласно исследованиям подмечены факторы, влияющие на выбор продукции, описаны основные мар...

Особенности формирования ассортимента товаров сельского магазина

Статья посвящена особенностям формирования ассортимента товаров сельского магазина. Рассмотрены вопросы зависимости ассортимента от формата магазина и необходимости совершенствования товарного ассортимента для безубыточной работы в условиях рынка

Закупочная деятельность на предприятиях оптовой торговли: проблемы и перспективы

В статье рассмотрено сложившееся состояние закупочной деятельности на современном рынке. Автор приводит ряд проблем, с которыми столкнулись торговые предприятия при организации системы снабжения. Выявленные недостатки позволили разработать перечень р...

Совершенствование ассортиментной политики в ООО «Юговской комбинат молочных продуктов»

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты ассортиментной политики, проанализирована её классическая теория, а также рассмотрен вариант расширения ассортимента на предприятии ООО «ЮКМП»

Тенденции и развитие фармацевтического рынка России

В статье автор пытается определить тенденции развития фармацевтического рынка.

Исследование покупательских предпочтений в области БАД на примере ТОО «Фармация»

В статье представлены результаты проведенного в 2020 году исследования покупательских предпочтений в области БАД в аптеке ТОО «Фармация», г. Актобе, Республика Казахстан. Предложены направления улучшения ассортиментной политики аптеки на основе резул...

Каналы распределения и их роль в формировании структуры фармацевтического рынка Российской Федерации

На основе анализа открытых источников информации сделаны выводы о роли каналов распределения в формировании структуры фармацевтического рынка Российской Федерации. В данной статье рассматривается структура фармацевтического рынка России, особенности ...

Анализ структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье проведен анализ структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации, и выявлены перспективы его развития с учетом существующих тенденций.

Похожие статьи

Применение АВС – анализа для управления товарными запасами торговой компании

В статье приводятся результаты исследования товарного запаса компании ООО «Нике-Балт Импорт» с помощью метода АВС-анализа, сделаны соответствующие выводы и предложены рекомендации для компании.

Позиционирование биологически активных добавок как основа повышения конкурентоспособности компании на фармацевтическом рынке

На основе изучения данных структуры и конъюнктуры фармацевтического рынка сделан вывод о позиционировании биологически активных добавок на фармацевтическом рынке. В данной статье позиционирование биологически активных добавок рассматривается как осно...

Маркетинговое исследование зерновых каш для детского питания в России

Статья описывает особенности выбора детского питания потребителями, включая зерновые каши, динамику деятельности производителей на рынке Российской Федерации. Согласно исследованиям подмечены факторы, влияющие на выбор продукции, описаны основные мар...

Особенности формирования ассортимента товаров сельского магазина

Статья посвящена особенностям формирования ассортимента товаров сельского магазина. Рассмотрены вопросы зависимости ассортимента от формата магазина и необходимости совершенствования товарного ассортимента для безубыточной работы в условиях рынка

Закупочная деятельность на предприятиях оптовой торговли: проблемы и перспективы

В статье рассмотрено сложившееся состояние закупочной деятельности на современном рынке. Автор приводит ряд проблем, с которыми столкнулись торговые предприятия при организации системы снабжения. Выявленные недостатки позволили разработать перечень р...

Совершенствование ассортиментной политики в ООО «Юговской комбинат молочных продуктов»

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты ассортиментной политики, проанализирована её классическая теория, а также рассмотрен вариант расширения ассортимента на предприятии ООО «ЮКМП»

Тенденции и развитие фармацевтического рынка России

В статье автор пытается определить тенденции развития фармацевтического рынка.

Исследование покупательских предпочтений в области БАД на примере ТОО «Фармация»

В статье представлены результаты проведенного в 2020 году исследования покупательских предпочтений в области БАД в аптеке ТОО «Фармация», г. Актобе, Республика Казахстан. Предложены направления улучшения ассортиментной политики аптеки на основе резул...

Каналы распределения и их роль в формировании структуры фармацевтического рынка Российской Федерации

На основе анализа открытых источников информации сделаны выводы о роли каналов распределения в формировании структуры фармацевтического рынка Российской Федерации. В данной статье рассматривается структура фармацевтического рынка России, особенности ...

Анализ структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье проведен анализ структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации, и выявлены перспективы его развития с учетом существующих тенденций.

Задать вопрос