Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 10.05.2015

Статья просмотрена: 5682 раза

Библиографическое описание:

Дворская, Н. И. Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников / Н. И. Дворская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1147-1150. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18037/ (дата обращения: 19.11.2024).

Актуальность проблемы состоит в том, что при отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития дошкольники оказываются неспособными к саморегуляции деятельности. У детей с неразвитой эмоционально-волевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Отмечаются возрастание отклонений аффективного развития современного ребенка. Работа воспитателя в последние годы осложняется тем, что появляется все больше и больше детей, склонных к ссорам и агрессии, избегающих своих сверстников, замкнутых, и т. д. Немалую роль в возникновении подобных трудностей играет обедненная эмоциональная жизнь ребенка, все это может способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.

Поэтому своевременное проведение коррекционной программы, способствует снижению тревожности и формированию адекватного поведения дошкольников. Для этого важно необходимость изучения и использование средства психогимнастики в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Использовать различные этюды, игры, упражнения, психомышечные тренировки которые повлияют на эмоциональные и волевые качества дошкольников. Общей задачей психогимнастики является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Цель исследования: изучение использование психогимнастики для развития эмоционального состояния у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: эмоциональные состояния детей с ОНР.

Предмет исследования: психогимнастика как средство развития эмоциональных состояний у детей с ОНР.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1.         Анализ теоретической литературы по данной теме.

2.         Подбор упражнений для психогимнастики на развитие эмоциональной активности.

3.         Составить программу психогимнастики для детей дошкольного возраста.

Ожидаемыми результатами являются: обучение элементам техники выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, приобретение навыков в саморасслаблении.

Психогимнастика как средство развития эмоционального состояния у детей

Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Основные достоинства психогимнастики:

-           игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);

-           сохранение эмоционального благополучия детей;

-           опора на воображение;

-           возможность использовать групповые формы работы.

Цели психогимнастики:

-           опора на естественные механизмы в развитии ребенка;

-           преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;

-           снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;

-           создание возможности для самовыражения;

-           развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).

Задачи по развитию эмоциональной сферы:

-           произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения;

-           различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т. п.);

-           произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;

-           улавливать, понимать и различать лучшие эмоциональные состояния;

-           сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);

-           отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда — неадекватны; часто — ограничены нашим собственным опытом и недостатками, поэтому очень важно организовать с детьми психогимнастику по проживанию эмоциональных состояний.

Персонажами психогимнастики могут быть дети, а также и взрослые. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению — управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Можно пытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не заставлять

Когда использовать психогимнастику? Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Структура занятий по психогимнастике

Начальный этап — беседа с детьми, художественное слово, загадка, яркая, красочная игрушка, сюрпризный момент и другое. Цель: мотивация детей на тематику занятия или другую форму работы.

Этап проживания действий — отработка основных движений, гимнастических упражнений и другое. Цель: достижение результата обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Этап организации эмоционального общения. Цель: тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга. В содержание общения ребенка со взрослым или сверстником включаются такие упражнения, как обмен ролями партнеров по общению, оценка своих эмоций и эмоций партнера. Ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.

Этап организации контролируемого поведения. Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции. Методические задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов;

Заключительный этап. Цель: закрепление содержания предлагаемого материала, а также положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие:

-           движений;

-           эмоций;

-           общения;

-           поведения.

Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений. Оно должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер, т. е. должно быть продумано так, чтобы выполнить следующие задания:

-           дать ребенку возможность испытать разнообразные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего взрослого);

-           тренировать ребенка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;

-           тренировать ребенка изменять характер своих движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями;

-           тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на работу воображения и чувств.

В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением:

-           напряженных и расслабленных;

-           резких и плавных;

-           частых и медленных;

-           дробных и цельных гармоничных;

-           едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний;

-           вращений тела и прыжков;

-           свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.

Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

В процесс регулирования поведения включаются сюжетные и психологические упражнения.

На этом этапе решаются следующие задачи:

-           показ — проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями;

-           выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения;

-           приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов;

-           развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в рамках ситуации.

Принципы проведения психогимнастики

-           относиться к детям, к их потребностям уважительно и доброжелательно;

-           каждого ребенка принимать таким, какой он есть;

-           не допускать упреков и порицаний за неуспех;

-           занятия проходят в игровой, занимательной форме, чтобы вызывать у детей живой интерес;

-           давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка;

-           развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;

-           создавать на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «я»;

-           постепенность развивающе-коррекционного процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.

Сложность для педагога представляет переход в процессе занятия от одного образа к другому, так как взрослый должен быть одновременно и в образе, и руководить действиями детей. Здесь нужен навык. Необходимо использовать зеркало для тренировки.

Вся работа в ДОУ должна быть направлена на сохранение психического и физического здоровья детей. К мерам профилактики утомления у детей дошкольного возраста можно отнести: сбалансированный режим дня, чередование видов деятельности, их многообразие, ежедневную физкультуру, пребывание на свежем воздухе, достаточную двигательную активность.

При планировании занятий необходимо учитывать:

-           недельную динамику работоспособности: понедельник — адаптация; вторник, среда — наиболее устойчивый и высокий уровень работоспособности; с четверга — спад работоспособности;

-           дневную динамику работоспособности: высокая физиологическая активность систем организма отмечается в утренние часы (с 8 до 11);

-           снижение активности в предобеденное, обеденное время; восстановление работоспособности в период от 16 до 18 часов (при правильном отдыхе) и вновь её значительное падение;

-           фазы работоспособности детей на занятии: включение, оптимальная работоспособность, снижение работоспособности;

-           продолжительность активного внимания детей, которое зависит от возраста: 3–4 года — 10 минут, 4–5 лет — 15 минут, 6–7 лет — 25 минут.

Для профилактики утомления и сохранения работоспособности у детей на занятиях необходимо:

-           создать эмоциональный настрой, поддерживать интерес; учитывать то, что умеренные эмоции являются фактором организующим, а сильные –дезорганизующим; поддерживать такой уровень эмоционального напряжения, при котором деятельность детей эффективна;

-           использовать различные игровые ситуации, художественное слово, элементы театрализации, музыкальное сопровождение;

-           включать элементы психогимнастики, упражнения для релаксации;

-           проводить игры и упражнения для развития общей и мелкой моторики, координации речи с движением; самомассаж; упражнения для развития физиологического дыхания; артикуляционные упражнения, упражнения для профилактики зрительного утомления (с использованием специальных пособий, зрительных ориентиров); упражнения для развития параметров внимания, памяти, воображения.

Заключение

Знают все, но далеко не все понимают, как важна эмоциональная активность для формирования физического и психического здоровья человека, насколько необходимо приучать детей вести активный образ жизни.

Проблема физического и психического здоровья стоит в наше время очень остро. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья количество детей с патологией за последние годы увеличилось в два раза. А ведь полноценное физическое и психическое здоровье ребёнка — это основа формирования личности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что через эмоциональные состояния у детей формируются основные ключевые компетентности.

Социально-коммуникативная компетентность: социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации (работа в команде, соблюдение норм и правил поведения, умение договариваться и др.)

Технологическая компетентность: умение действовать по алгоритму, плану.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, психогимнастика, упражнение, эмоциональное состояние, психическое здоровье, развитие, неадаптивное поведение, психопрофилактическая работа, психофизическая разрядка.


Похожие статьи

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогическая сказка как средство воспитания и речевого развития дошкольников

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Похожие статьи

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогическая сказка как средство воспитания и речевого развития дошкольников

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Задать вопрос