Перспективы и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 05.05.2015

Статья просмотрена: 7567 раз

Библиографическое описание:

Плохих, Ю. В. Перспективы и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг / Ю. В. Плохих, М. Е. Губич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 684-686. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18307/ (дата обращения: 23.11.2024).

В России на сегодняшний день активно развивается рынок транспортно-логистических услуг. Сфера перевозок и хранения грузов имеет большие перспективы развития в огромной по масштабам России. С каждым годом транспортные сети продолжают расширяться и совершенствоваться за счет усилий государства. Воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт являются тремя китами российской транспортной системы. В данной статье представлен обзор состояния рынка транспортно-логистических услуг за период с 2013 — начала 2015 гг. Рассмотрены проблемы и перспективы развития этой отрасли в связи с изменениями политической и экономической ситуации в стране.

Ключевые слова: транспортная логистики; перспективы развития транспортной логистики.

 

Благодаря развитию и совершенствованию транспортной отрасли в современном обществе всё большая роль отводится транспортной логистике — системе организации быстрой и качественной доставке грузов из одной точки в другую по наиболее выгодному и оптимальному маршруту. Характерной тенденцией современной экономики является расширение применения логистики.

Логистика представляет собой широкий диапазон деятельности, позволяющий объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, и включающий движение сырья от источника снабжения (производителя) до начала производственной линии (потребителя). В сферу деятельности логистики входит транспортировка, складирование, обработка материалов, защитная упаковка, контроль запасов, выбор местонахождения производства и складов, прогнозирование спроса, маркетинг и обслуживание потребителей.

Современной тенденцией развития и совершенствования транспортной системы стало распространение логистики, логистического управления, т. е. всего комплекса услуг по быстрой и качественной доставке товаров.Важнейшей задачей транспортной логистики является планирование оптимального маршрута, по которому можно доставить товар в запланированные сроки при минимуме затрат и минимальными потерями товара.

В условиях современной России решение задач логистики осложняется тем, что более 80 % объема транспортной работы приходится на железнодорожный транспорт, между тем в мировой системе доставки товаров 60 % внешнеторговых сделок заключается с привлечением морского транспорта. Для страны характерны резкая неравномерность перевозок — концентрация в направлении удовлетворения спроса нескольких сырьевых отраслей. Так, доля грузов черных металлов составляет 25 % в общем объеме перевозок и 36,6 в доходах железнодорожного транспорта страны; 15,8 % составляет их перевалка в морских портах (во Владивостоке — 90), так как 80 % металлургических внешнеторговых грузов доставляется морем [5]. В целом во внешнеторговом обороте России преобладает экспорт (около 70 %) преимущественно со странами вне СНГ, оборот с ними составляет 85 % всего экспорта и около 80 % всего импорта России.

Изменения в экономической и политической ситуации, происходившие в Российской Федерации в течение 2014 года, сказались на состоянии отечественного рынка транспортно-логистических услуг. По данным Росстата по итогам 9 месяцев 2014 года в сравнении с аналогичным периодом 2013 года грузопоток на автомобильном транспорте сократился примерно на 2,5 %, а на железнодорожном — на 1,2 % (по данным ОАО «РЖД»). По данным Минтранса в первой половине 2014 года в сравнении с аналогичным периодом 2013 года авиационный грузооборот сократился примерно на 6 %, что, предположительно, связано с нестабильностью курсов валют и негативной динамикой инвестиций [1].

Можно выделить несколько тенденций, сформировавшихся в 2014 году в российской транспортной логистике:

1.                  В связи с изменением внешнеполитической ситуации, а так же стремлением предприятии осваивать новые территории, по данным Минтранса, автомобильные грузоперевозки крупными и средними компаниями в 2014 году сократились в пяти федеральных округах из восьми и выросли в Центральном федеральном округе (+3,9 % к 2013 году), Сибирском (+0,5 %) и Дальневосточном (+15 %). Так же в сравнении с 2013 годам в исследуемом периоде объёмы отправки грузов по сети «РЖД» по направлению к портам Дальнего Востока увеличились на 12 %.

2.                  Еще одной тенденцией является снижение объемов импорта из Европы ряда продуктов питания, которое в большинстве своем связано вводом санкций в отношении Российской Федерации.

Как считают эксперты, проблемы на российском рынке транспортно-логистических услуг связаны не только с политической ситуацией в стране и кризисом в экономике, которые, несомненно, делают системные недостатки отечественной транспортной логистики более заметными и еще более их усугубляют. Эти проблемы так же связаны с одним из самых высоких уровнем транспортно-логистическим расходов для субъектов любой экономической деятельности, особенно производственной. Согласно различным оценкам, эти расходы доходят до 20 % ВВП, что примерно на четверть больше, чем в Китае, и почти втрое больше, чем в странах Европы [2].

По данным первых двух месяцев 2015 года зафиксировано значительное увеличение грузооборота южных портов России. По данным Ассоциации морских торговых портов, рост грузооборота южных гаваней показал свою наибольшую динамику (+22,1 %), обогнав своих основных конкурентов на Балтике (+8,1 %). На долю гаваней Азово-Черноморского бассейна приходится почти треть всего российского грузооборота.

Транспортная система России в целом и ряд ее ключевых сегментов нуждаются в инвестициях и не обладают резервами «долговременной устойчивости».

Значительными «узкими местами» на сети железных и автомобильных дорог являются подходы к морским портам, аэропортам и пограничным пунктам пропуска.

По прогнозам Минтранса России, к 2030 году на долю грузооборота гаваней в Азово-Черноморском бассейне, включая Крым, будет приходиться более 400млн тонн грузов в год, что в два раза превышает объёмы на сегодняшний день [3].

Согласно прогнозу специалистов структура рынка транспортно-логистических услуг в 2016 г. будет выглядеть следующим образом (рис.1).

Рис. 1. Прогноз структуры российского рынка транспортно-логистических услуг в 2016 г

 

Таким образом, сохраняется тенденция роста складских услуг (в 2013 г. доля рынка складских услуг составляла 3,2 %). На сегодняшний день это самый перспективный сегмент рынка транспортно-логистических услуг. Но, при этом уровень складской инфраструктуры остается достаточно низким. Так, из общего объема складов в России только 4 % обеспечивают возможность скоростного выполнения погрузо-разгрузочных работ с автомобильным транспортом.

В соответствии с Постановлением Российской Федерации О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2010–2020 ГОДЫ)" правительством РФ будут проведены следующие программы:

-        развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;

-        повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

-        повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;

-        повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

-        улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:

-        развитие путей сообщения (автомобильные дороги общего пользования, железнодорожные линии, внутренние водные пути);

-        строительство скоростных автомобильных дорог и железнодорожных линий для организации скоростного пассажирского движения;

-        формирование единой дорожной сети круглогодичной доступности для населения;

-        развитие аэропортовой сети (аэропорты-хабы, внутрироссийские узловые и местные аэропорты);

-        увеличение пропускной способности российских морских портов и т. д. [4].

Таким образом, мы видим, что логистический рынок сталкивается с такими проблемами как слаборазвитая инфраструктура РФ, огромные географические масштабы нашей страны и быстрорастущий спрос на транспортно-логистические услуги. Для решения этих проблем необходима целенаправленная государственная политика развития логистики, что может сделать ее одной из ведущих отраслей в отечественной экономике.

 

Литература:

 

1.      Тенденции развития рынка логистических услуг в РФ в 2014 году [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.tks.ru/logistics/2014/12/29/0002 (дата обращения: 29.12.1014)

2.      Кичатов А. Логистический рынок: разворот на Восток [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.tks.ru/news/nearby/2015/02/02/0006 (дата обращения: 02.02.2015)

3.      РЖД-партнер www.rzd-partner.ru/news/porty-baltii/znachitelnoe-uvelichenie-gruzooborota-iuzhnykh-portov/ (дата обращения: 12.03.2015)

4.      Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) www.mintrans.ru/activity/ (дата обращения: 12.03.2015)

5.      Федеральная служба государственной статистики: Транспорт и связь [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/ (дата обращения: 30.04.2015)

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, транспортная логистика, услуга, автомобильный транспорт, перспектива развития, транспортная система России, оптимальный маршрут, политическая ситуация, Российская Федерация, российский рынок.


Ключевые слова

, транспортная логистики, перспективы развития транспортной логистики

Похожие статьи

Современное состояние, проблемы и перспективы развития интермодальных перевозок

В настоящее время интермодальные перевозки являются наиболее востребованным способом перевозки грузов по всему миру. В статье рассматривается особенности данного вида перевозок, его преимущества и недостатки с учетом влияния пандемии на транспортную ...

Особенности транспортной сферы в Республике Казахстан

В данной статье рассматриваются особенности транспортной сферы в Республике Казахстан, которая нуждается в дальнейшем реформировании. Вхождение Республики Казахстан в клуб наиболее развитых государств мира предполагает опережающее развитие транспортн...

Оценка состояния и тенденция развития цепей поставок авиационно-технических изделий авиакомпаний

Сложившаяся ситуация в экономике России и актуальность реализации решений Президента страны по направлению реформирования авиационной отрасли страны требуют применения инновационных логистических решений, одним из направлений которых является развити...

Перспективы развития мировой автопромышленности

Автопромышленность является одной из ключевых отраслей мировой экономики, играющей важную роль в развитии транспортной инфраструктуры и обеспечивая жизненно важные транспортные средства для граждан и предприятий. В настоящее время отрасль находится н...

Транспортный комплекс и его влияние на региональное развитие

В статье раскрывается экономическое содержание категории «транспортный комплекс», рассматривается влияние на экономическое развитие региона, формулируются основные задачи транспортного комплекса на уровне региона. Транспортный комплекс представлен ка...

Контейнерные перевозки в условиях Российской Федерации

В статье говорится о перспективах и о преимуществах использования контейнерных перевозок при существующих условиях в Российской Федерации. Уделяется внимание вопросу внедрения новых идей в связи с необходимостью изменения ситуации в контейнерных груз...

Анализ развития сервисной отрасли в России

В статье проанализированы основные тенденции развития сервисной отрасли России. Представлена статистика услуг. Рассмотрены условия, благоприятствующие развитию сервисного обслуживания и росту его роли в российской экономике.

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии транспортной системы России

В статье рассмотрена сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии транспортной системы Российской Федерации. От железнодорожных перевозок напрямую зависит результативность работы организаций, это условие обуславливает конкурентоспособность...

Влияние внешних факторов на развитие рынка логистических услуг в России

В статье анализируется влияние современного кризиса на развитие рынка логистических услуг. Сделан вывод о росте в течение 2020 года количества мелких логистических компаний и даже улучшении финансового положения некоторых из них.

К вопросу о методах и особенностях регулирования автотранспортной деятельности в Российской Федерации

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что в современных условиях государственное регулирование автотранспортного комплекса должно в полной мере удовлетворять потребностям бизнеса на современном этапе, что подразумевает строго...

Похожие статьи

Современное состояние, проблемы и перспективы развития интермодальных перевозок

В настоящее время интермодальные перевозки являются наиболее востребованным способом перевозки грузов по всему миру. В статье рассматривается особенности данного вида перевозок, его преимущества и недостатки с учетом влияния пандемии на транспортную ...

Особенности транспортной сферы в Республике Казахстан

В данной статье рассматриваются особенности транспортной сферы в Республике Казахстан, которая нуждается в дальнейшем реформировании. Вхождение Республики Казахстан в клуб наиболее развитых государств мира предполагает опережающее развитие транспортн...

Оценка состояния и тенденция развития цепей поставок авиационно-технических изделий авиакомпаний

Сложившаяся ситуация в экономике России и актуальность реализации решений Президента страны по направлению реформирования авиационной отрасли страны требуют применения инновационных логистических решений, одним из направлений которых является развити...

Перспективы развития мировой автопромышленности

Автопромышленность является одной из ключевых отраслей мировой экономики, играющей важную роль в развитии транспортной инфраструктуры и обеспечивая жизненно важные транспортные средства для граждан и предприятий. В настоящее время отрасль находится н...

Транспортный комплекс и его влияние на региональное развитие

В статье раскрывается экономическое содержание категории «транспортный комплекс», рассматривается влияние на экономическое развитие региона, формулируются основные задачи транспортного комплекса на уровне региона. Транспортный комплекс представлен ка...

Контейнерные перевозки в условиях Российской Федерации

В статье говорится о перспективах и о преимуществах использования контейнерных перевозок при существующих условиях в Российской Федерации. Уделяется внимание вопросу внедрения новых идей в связи с необходимостью изменения ситуации в контейнерных груз...

Анализ развития сервисной отрасли в России

В статье проанализированы основные тенденции развития сервисной отрасли России. Представлена статистика услуг. Рассмотрены условия, благоприятствующие развитию сервисного обслуживания и росту его роли в российской экономике.

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии транспортной системы России

В статье рассмотрена сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии транспортной системы Российской Федерации. От железнодорожных перевозок напрямую зависит результативность работы организаций, это условие обуславливает конкурентоспособность...

Влияние внешних факторов на развитие рынка логистических услуг в России

В статье анализируется влияние современного кризиса на развитие рынка логистических услуг. Сделан вывод о росте в течение 2020 года количества мелких логистических компаний и даже улучшении финансового положения некоторых из них.

К вопросу о методах и особенностях регулирования автотранспортной деятельности в Российской Федерации

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что в современных условиях государственное регулирование автотранспортного комплекса должно в полной мере удовлетворять потребностям бизнеса на современном этапе, что подразумевает строго...

Задать вопрос