Основные проблемы и пути развития транспортной логистики
Автор: Федотенков Дмитрий Григорьевич
Рубрика: 19. Логистика и транспорт
Опубликовано в
III международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 03.12.2013
Статья просмотрена: 16561 раз
Библиографическое описание:
Федотенков, Д. Г. Основные проблемы и пути развития транспортной логистики / Д. Г. Федотенков. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4675/ (дата обращения: 16.12.2024).
Переход России к рыночной экономике дало развитие новому для нашей страны направлению «логистика», которое в свое время было известно только малому количеству специалистов. К логистике интерес проявляют не только преподаватели и ученые, но и руководители бизнеса, промышленники, инженеры. Логистика — это интегрированная деятельность, которая простирается от начала производства товара до потребления товара покупателем. Оглядываясь на опыт зарубежных стран, можно в совершенности сказать, что такая наука как логистика имеет стратегически важную роль в современной бизнес среде. С точки зрения бизнеса, логистика — это процесс эффективного управления материальными потоками в достижении поставленной цели с оптимальными затратами всех ресурсов.
В ряде большинства зарубежных стран, где логистика получила интенсивное развитие за два последних десятилетия, уже созданы и имеют эффективное функционирование логистической ассоциации, выходит большое количество периодических изданий по разным направлениям логистики, проводятся всемирные и европейские конгрессы по логистике. В те времена и возникли такие современные концепции и технологии, как «Integraed Sypply Chain Management» (Интегрированное управление логистической цепью), «Lean Production» (Стройное производство), «E-Logistics» (Электронная логистика) и др. [2].
Развитие транспортной системы для нашей страны имеет большое значение. Транспорт, в своем значении является одним из инструментов в достижении социального благополучия, экономических и внешнеполитических и целей. В условиях современности транспорт это один из определяющих и направляющих факторов в повышении экономического роста. В данный момент отечественная транспортная система в спросе на перевозки пассажиров и грузов удовлетворяет рынок потребителей.
С начала 2000г., рост услуг транспорта в среднем в год составляет для грузовых перевозок 3,8 %, для пассажирских перевозок 6,7 % при ежегодном росте экономики в среднем около 6,1 %. При всем этом рост транспортных услуг распределен неравномерно между различными видами транспорта. Это связано с проблемами развития отдельных видов транспорта и значительную региональную неравномерность [6].
В нашей стране в последнее десятилетие шел ускоренный процесс старения гражданской авиации, речного и морского флота в связи с не обновлением их парка, что в свою очередь ведет к угрозе вытеснения с рынка Российских перевозчиков, и с увеличением роста безработицы в этой области.
Не имея конкретного решения проблем в развитии транспортной инфраструктуры, и нет возможности в увеличении ВВП, нет качественного прорыва в экономике, не будет достаточного потенциала в развитии экономики регионов, и что в свою очередь не даст возможности в улучшении качества жизни населения.
В последние время в сфере законодательного обеспечения этой сферы произошли существенные изменения, направленные на повышение экономической эффективности ее деятельности.
В России происходило реформирование федеральных органов исполнительной власти, которое происходило в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в результате чего было произведено слияние важных федеральных министерств: Министерство транспорта, Министерство путей сообщения и Министерство связи, и дало рождение нового министерства Министерство транспорта и связи России. Это слияние дало начало к проведению, одной из самых важных, сложнейших и ответственных реформ в экономике нашей страны. Основным выигрышем должно быть улучшение взаимодействия в соединении различных видов транспорта, в главную очередь в местах перегрузки грузов из вагонов в трюмы судов, на автомобили и т. д. В результате был разработан главный нормативный документ «Стратегия развития транспорта в РФ до 2020 г». и федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России” которые являются основу- полагающимися программными документами и определяющие приоритетные направления развития транспортного комплекса страны на долгосрочную перспективу.
На основании выше сказанного в новой редакции Транспортной стратегии выделены долгосрочные приоритеты государственной транспортной политики Российской Федерации, приоритетные задачи институциональных реформ на транспорте, реализации принципов государственно-частного партнерства, а также основные цели и целевые показатели развития транспортного комплекса на период до 2020 года, где в свою очередь, положения Транспортной стратегии должны стать основой в разработке и корректировке, федерального законодательства, федеральных целевых программ, как на самом транспорте, так и в смежных с ним отраслях экономики.
Для руководителей отечественных компаний логистические методы в управлении во многом хорошо известны, но все же используются они лишь в отдельных случаях и на уровне интуиции. Все это ставит перед отечественной наукой актуальную задачу разработки фундаментальной научной и методологической основы для возможного использования логистической концепции в бизнесе среде.
В последние время сегодняшние логистические концепции достаточно успешно применяются отечественными компаниями, как в стратегическом, так и оперативном управлении основными сферами бизнеса. Современный механизм логистического управления позволяет повысить в бизнесе экономическую устойчивость компании на рынке.
Логистика — это своего рода концепция в бизнес среде, которая базируется на привлечении отдельных и взаимосвязанных элементов в один общий процесс с конкретной целью в предотвращении нерационального и неэффективного расходования всех ресурсов фирмы. Логистику в практике рассматривают еще одним из инструментов бизнеса, позволяющим экономить ресурсы компании.
Основной из основных задач в логистике является оптимизация внутренних и внешних материальных потоков, а также попутными с ними информационных и финансовых потоков, с целью минимизации общих затрат.
Интерес в области проблем развития логистики в развитых странах исторически был связан, прежде всего, с экономическим характером. В условиях, когда рост объемов производства и расширения внутринациональных и микро хозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.
Развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определили следующие факторы:
1. Усложнение систем рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;
2. Создание гибких производственных систем [6].
Особое воздействие в развитии логистики сказался переход от рынка продавца к рынку покупателей. Если в до переходный период решение о выпуске продукции предшествовало разработке сбытовой политики, то в условиях перенасыщения рынка императивом стало требование о формировании производственных программ в зависимости от объемов и структуры рыночного спроса.
Существует одна из важных проблем в развитии транспортной инфраструктуры, неурегулированность земельных отношений, прежде всего — это механизм резервирования и изъятия земель. Нет единого порядка резервирования земель под строительство объектов транспортной инфраструктуры, в том числе новых автомобильных дорог, необходима разработка специального федерального закона о резервировании земель в целях строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта в РФ, а также закона о порядке перевода земель из одной категории в другую.
Одной из главных задач транспортного комплекса России является создание безопасных условий и повышение качества жизни. В этой связи особенно актуальной является разработка Концепции транспортной безопасности и соответствующих предложений в реализуемые и проектируемые федеральные целевые программы. Реализация Концепции транспортной безопасности, в свою очередь, должна базироваться на специализированной правовой базе. Поэтому требуется скорейшее принятие проекта федерального закона «О транспортной безопасности», а также соответствующих поправок в законопроектах «О борьбе с терроризмом», «О безопасности» и других законодательных актах. Необходимо также разработать эффективные правовые механизмы взаимодействия подразделений транспортной безопасности с правоохранительными органами, ведомственной охраной и другими субъектами этой деятельности [6].
Наша страна располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт и каждый из этих видов транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства [2].
Органическими частями транспортной сети являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции –это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т. д.
В зависимости от стратегии и задач фирмы, компании производят выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитывают размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования. Особенности различных видов транспорта и их сферы эффективного использования систематизированы в (табл. 1) [2].
Таблица 1
Особенности различных видов транспорта и их сферы эффективного использования [2]
№ п/п |
Виды транспорта |
Преимущества |
Недостатки |
Сфера применения |
1 |
Железно-дорожный |
Достаточно высокая способность в пропуске и прохождении товаров; низкая себестоимость перевозок; регулярность в перевозки |
Большие затраты на сооружение и содержание путей; большие затраты металла |
Практически не ограничена |
2 |
Морской |
Способность в обеспечении межконтинентальных перевозок грузов; низкая себестоимость; практически не ограничена пропускная способность |
Зависимость от климатических и географических навигационных условий; |
Практически не ограничена |
3 |
Речной |
Высокая провозная способность; малая себестоимость перевозок; достаточно небольшие материальные вложения на организацию судоходства |
Зависимость от климатических условий; неравномерность речных глубин; малая скорость перевозки |
Практически не ограничена |
4 |
Автомобильный |
Маневренность и подвижность; высокая скорость в доставке грузов; экономичные капиталовложения в освоение грузооборота на коротких расстояниях |
Низкая производительность труда; плохое состояние дорог |
На короткие расстояния |
5 |
Воздушный |
Высокая скорость доставки; короткие пути маршрута |
Большая себестоимость, высокие затраты |
Практически не ограничена |
Можно сделать три вывода: во –первых, не работает промышленность, во-вторых, идет перераспределение перевозок и, в-третьих, отсутствуют приписки на перевозимую продукцию.
К этому следует добавить, что парк транспортных средств находится в неудовлетворительном состоянии. Технические характеристики эксплуатируемых транспортных средств и систем значительно отстают от современного мирового уровня и, в первую очередь, по экономичности, безопасности, техническому состоянию и другим показателям. Степень износа транспортных средств в целом по транспортному комплексу составляет свыше 50 %, а по воздушным судам -70 %. Спад производства, рост цен, инфляция и снижение платёжеспособности клиентуры способствует снижению инвестиций в развитие транспорта. Поэтому резко уменьшены запуски и обновление транспортных средств [2].
Каждый из перечисленных выше видов транспорта имеет свою материально-техническую базу, документацию и технико-эксплуатационные показатели работы. Детально все эти элементы изучают специалисты транспорта, а работники логистики должны иметь представление о тех элементах, которые встречаются им в практической деятельности при решении логистических задач.
По данным проведенных в США исследований, на стоимость транспортной составляющей процесса производства и распределение продуктов приходится до 1/3 цены конечного продукта. Поэтому эффективное транспортное обеспечение распределения товаров является одним из важных резервов экономии ресурсов [2].
Роль транспорта в экономике нашей страны огромна. Логистика оказывает разностороннее воздействие на экономическое развитие государства. Где роль логистики понимается правильно, там государство успешно развивается в экономическом, политическом и социальном.
Недооценка и всякое отставание логистики в немалой степени происходят из-за непонимания государственного значения как особой отрасли в развитии экономики. Уникальность логистики состоит в том, что, выступая в роли сферы материального производства, он одновременно выполняет вспомогательную функцию обслуживающей инфраструктуры. Часто роль логистики недооценивают, умалчивая ее важнейшую роль в области экономики.
Логистический фактор обязательно учитывается при размещении производства в то или ином регионе, он является одним из важнейших. Народное хозяйство страны ежегодно несет потери из-за диспропорции в техническом вооружении различных видов транспорта, а особенно между уровнем развития постоянных сооружений и парком подвижного состава, например, между емкостью станций и численностью парка вагонов; пропускной способностью линий и густотой движения транспортных единиц; протяженностью автомобильных дорог и количеством тяготеющих к ним автомобилей.
Все логистические сети по территории нашей страны располагаются неравномерно из-за особой структуры расселения населения нашей страны. Основная часть транспортных магистралей располагается в европейской части страны, где и происходит наибольший товарообмен между соседними государствами.
Логистическое хозяйство, как и все отрасли экономики нашей страны требуют привлечение инвестиций, но эта проблема по-прежнему не решается из-за того, что зарубежные инвесторы боятся вкладывать деньги в российскую экономику из-за ее непредсказуемости. Проблемы из-за отсутствия инвестиций возникают в техническом оснащении транспорта особенно отечественного производителя, продукция которых отстает от западных аналогов на много лет из-за отсутствия разработок и воплощения этих проектов в жизнь.
Наличие инвестиций предполагает хорошее техническое оснащение транспорта. Для России эта проблема наиболее актуальна, так как большее количество транспортных средств, да и оборудования в целом достались нам от СССР, и уже стало не пригодным, требуется модернизация транспортной системы. Состояние всего транспорта зависит от уровня научно-технического прогресса, государство должно принимать меры по развитию транспорта, развивать инновации в сфере транспортной системы, применять щадящие налоги к российским перевозчикам, модернизировать наши дороги держать их в хорошем состоянии, технически оснащать транспортную отрасль, привлекать инвесторов для вложения денег в российскую экономику в целом и в частности в развитие транспорта. От того как будет выполняться решение по выполнению всех этих проблем будет зависеть дальнейшее состояние развитие нашей экономики.
Литература:
1. Аксенов И. Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 2001. — 383с.
2. Грищенков А. И., Панина И. С. Логистический менеджмент и инновационные процессы в экономике: монография.-Брянск: Изд-во ООО «Ладомир», 2009. 216с.
3. Громов Н. Н., Панченко Т. А., Чудовский А. Д. Единая транспортная система: Учебник для вузов. — М.: Транспорт, 2002. — 304с.
4. Перепелюк А. В., Бондаренко В. О., Мироненко Л. А.. Экономика промышленного транспорта: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 2002.-336с.
5. Практикум по логистике: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Аникина.- М.: ИНФРА-М, 1999.-270 с.
6. URL: http://www.kazedu.kz/referat/182589