Экспериментальная оценка применения модульно-рейтинговой технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 30.04.2015

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Вальчук, Е. В. Экспериментальная оценка применения модульно-рейтинговой технологии / Е. В. Вальчук, С. Н. Ячинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1037-1040. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18250/ (дата обращения: 23.11.2024).

Основная цель высшего образования заключается в повышении качества обучения студентов. Поэтому в процесс обучения во многих вузах вводится модульно-рейтинговая технология, предусматривающая дифференцированный подход к обучению студентов.

Модульно-рейтинговая система обучения позволяет отслеживать сформированность действий, адекватных программе изучаемого курса и уровень их усвоения, тем самым улучшается уровень подготовки студентов. Об этом свидетельствуют результаты проведенного нами педагогического эксперимента. Для его осуществления обучение в экспериментальной группе (ЭГ) было построено на основе модульно-рейтинговой технологии, и была проведена проверка их знаний после изучения темы «Обыкновенные дифференциальные уравнения». Результаты выполнения заданий приведены в таблице 1.

Таблица 1

Количество выполненных заданий

Число студентов, справившихся с ними

То же в %

5

10

40 %

4

11

44 %

3

2

8 %

2

1

4 %

1

1

4 %

ни одного

-

0 %

Всего 25 студентов

 

Анализируя таблицу, видим, что большинство студентов (21 из 25; 84 %) справились с заданиями успешно, выполнив 4–5 заданий из пяти. В литературе принято считать, что обучаемый обладает высоким уровнем овладения умением, если он правильно выполнил не менее 80 % заданий (в нашем случае 4–5 заданий), средним, если он выполнил правильно не менее 50 %, но меньше 80 % (в нашем случае 3 задания) и низким, если меньше 50 % (1–2 задания или ни одного). Это означает, что у 2 из 25 студентов (8 %) действия, адекватные учебному материалу, сформированы на репродуктивном уровне, у 2 из 25 (8 %) — на репродуктивно-преобразующем и у 21 из 25 (84 %) на преобразующем.

Заметим, что задания 1 и 2 контрольной работы были ориентированы на применение знаний в стандартной ситуации. Они соответствуют первому (репродуктивному) уровню усвоения учебного материала темы. Задания 3 и 4 направлены на применение знаний в видоизмененной ситуации и соответствуют второму (репродуктивно-преобразующему уровню) усвоения учебного материала. Пятое задание соответствует третьему (творческому) уровню усвоения учебного материала, так как необходимо применить знания в нестандартной ситуации.

По критерию правильности результаты отражены в таблице 2.

Таблица 2

Уровни

Число студентов (всего 25 человек)

То же в %

Преобразующий

21

84 %

Репродуктивно-преобразующий

2

8 %

Репродуктивный

2

8 %

 

Для сравнения полученных результатов аналогичная контрольная работа была проведена контрольной группе (КГ), в которой обучение проводилось в традиционной форме. Результаты выполнения заданий в контрольной группе видны из таблицы 3.

Таблица 3

Количество выполненных заданий

Число студентов, справившихся с ними

То же в %

5

2

8,7 %

4

5

21,7 %

3

10

43,5 %

2

3

13 %

1

2

8,7 %

ни одного

1

4,4 %

Всего 23 студента

 

Из таблицы 4 видно, что в контрольной группе выполнили верно 4–5 заданий всего 7 из 23 студентов (30,4 %). Это означает, что у 7 из 23 обучаемых (30,4 %) действия, адекватные учебному материалу, сформированы на преобразующем уровне, у 10 из 23 (43,5 %) — на репродуктивно-преобразующем уровне и у 6 из 23 (26,1 %) на репродуктивном уровне.

Таблица 4

Количество выполненных заданий

Число студентов, справившихся с заданиями

ЭГ (всего 25)

КГ (всего 23)

5

10

40 %

2

8,7 %

4

11

44 %

5

21,7 %

3

2

8 %

10

43,5 %

2

1

4 %

3

13 %

1

1

4 %

2

8,7 %

ни одного

-

0 %

1

4,4 %

 

Таблица 5

Уровни

ЭГ (всего 25 студентов)

КГ (всего 23 студента)

Число студентов

То же в %

Число студентов

То же в %

Преобразующий

21

84 %

7

30,4 %

Репродуктивно-преобразующий

2

8 %

10

43,5 %

Репродуктивный

2

8 %

6

26,1 %

 

Таблица 6

Номер задания

Число студентов, выполнивших задания

ЭГ (всего 25)

КГ (всего 23)

верно

в %

неверно

в %

верно

в %

неверно

в %

1

23

92 %

2

8 %

16

69,6 %

7

30,4 %

2

21

84 %

4

16 %

14

60,9 %

9

39,1 %

3

21

84 %

4

16 %

15

65,2 %

8

34,8 %

4

20

80 %

5

20 %

11

47,8 %

12

52,2 %

5

18

72 %

7

28 %

12

52,2 %

11

47,8 %

Всего

103

82,4 %

22

17,6 %

68

59,1 %

47

40,9 %

 

Из таблицы 6 видно, что процент верных ответов в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной. Проверим достоверность этого вывода средствами статистики, используя критерий согласия Т. В экспериментальной группе выполнено 103 задания из 125 (n2=125), что составляет 82,4 % (Р2=82,4 %). В контрольной группе всего выполнено 68 заданий из 115 (n1=115), что составляет 59,1 % (Р1=59,1 %).

Формула для Т имеет вид:

                                                                      (1),

подставляя соответствующие значения, получаем:

При значении Т ≥ 3 различия в результатах считаются существенными, обусловленными влиянием отдельного факта, в нашем случае таким фактом является методика обучения. Следовательно, более высокий процент правильно выполненных заданий студентами экспериментальной группы не случаен, а является результатом применения модульно-рейтинговой системы обучения.

Для большей объективности выводов проверим их достоверность, используя медианный критерий. В нашем случае n1= 25, n2= 23. Выборки X и Y являются упорядоченными множествами полученных баллов за выполнение заданий в ЭГ и КГ.

X: 5, 5, 5, 5, 5, 5, 5, 5, 5, 5, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 3, 3, 2, 1;

Y: 5, 5, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 2, 2, 2, 1, 1, 0.

Обе серии наблюдений объединяем в одну выборку, объем которой равен n1+n2 и обозначаем N. Для нахождения медианы измерения баллы записываем в ряд по возрастанию значений. Имеем N=48. Объединенная выборка в порядке возрастания равна:

0, 1, 1, 1, 2, 2, 2, 2, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 5, 5, 5, 5, 5, 5, 5, 5, 5, 5, 5, 5.

Медиана численно равна среднему арифметическому значений балов, стоящих на 24 и 25 местах. Получаем: m=(4+4):2=4.

Гипотезы. Предположим, что законы распределения случайных величин X и Y одинаковы. Тогда выполняется и такое равенство: медиана значений хi равна медиане уj значений. Справедливость этого равенства проверяется с помощью медианного критерия. Таким образом, нулевая гипотеза Н0 имеет вид: обе совокупности, из которых взяты выборки, имеют одну и ту же медиану. В качестве альтернативной гипотезы выбирается гипотеза Н1: совокупности имеют разные медианы.

Если гипотеза Н1 справедлива, то отсюда следует, что законы распределения изучаемого свойства различны, т. е. состояние изучаемого свойства в рассматриваемых совокупностях существенно различно.

Таблица 7

 

ЭК (n1=25)

КК (n2=23)

Число оценок, больших m

10 (A=11)

2 (B=2)

Число оценок, меньших или равных m

15 (C=15)

21 (D=21)

 

Статистика критерия. Для проверки гипотез с помощью медианного критерия на основе наблюдений, записанных в таблице 7, подсчет ведется по формуле:

Подставляя значения в формулу статистики медианного критерия, получим:

Правило принятия решения. Гипотеза Н0 отклоняется на данном уроне значимости α, если наблюдаемое значение Т>Хα, где Хα определяется по таблице для выбранного α. В нашем случае Т=4,341>3,841 при α=0,05. Следовательно, принимается альтернативная гипотеза Н1, с достоверностью 95 %, а значит, законы распределения изучаемого свойства различны, т. е. уровень усвоения учебного материала у студентов ЭГ и КГ существенно различны.

Таким образом, статистическая обработка данных по критерию согласия и медианному критерию показала, что в контрольной и экспериментальной группах различия в уровнях усвоения учебного материала является существенным, что обусловлено применением модульно-рейтинговой технологии обучения, направленной на управление учебной деятельностью студентов на занятиях математики.

 

Литература:

 

1.                  Вальчук Е. В., Ячинова С. Н. Тесты в модульно-рейтинговой системе обучения // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С.889–891.

2.                  Гудкова В. С., Ячинова С. Н. Пути повышения качества обучения математике студентов технических вузов // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 755–758.

3.                  Гудкова В. С., Ячинова С. Н. Модульно-рейтинговая система как средство повышения качества обучения // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 910–912.

4.                  Крымская Ю. А., Ячинова С. Н. Пути повышения качества и мотивации обучения при профессиональной подготовке студентов в вузах // Молодой ученый. — 2014. — № 19. — С. 565–567.

5.                  Ячинова С. Н. Цели обучения как средство управления учебной деятельностью на уроке математики // Дис. канд. пед наук — Пенза, 2003. — 165с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, число студентов, задание, медианный критерий, таблица, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень усвоения, альтернативная гипотеза, модульно-рейтинговая технология.


Похожие статьи

Функциональное моделирование информационной системы профессионального самоопределения

Моделирование регионального развития на основе нейросетевых технологий

Эффективное применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка

Особенности применения технологии моделирования в профессионально-педагогическом образовании

Анализ эффективности применения аппаратных устройств с репрограммируемой структурой

Особенности реализации технологии дифференцированного обучения

Модульно-рейтинговая система как средство повышения качества обучения

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе

Возможности применения теоретической базы концепции фронтирной модернизации в исторических исследованиях

Кластерный анализ разработки современных алгоритмов обработки данных

Похожие статьи

Функциональное моделирование информационной системы профессионального самоопределения

Моделирование регионального развития на основе нейросетевых технологий

Эффективное применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка

Особенности применения технологии моделирования в профессионально-педагогическом образовании

Анализ эффективности применения аппаратных устройств с репрограммируемой структурой

Особенности реализации технологии дифференцированного обучения

Модульно-рейтинговая система как средство повышения качества обучения

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе

Возможности применения теоретической базы концепции фронтирной модернизации в исторических исследованиях

Кластерный анализ разработки современных алгоритмов обработки данных

Задать вопрос