Доходы предприятия и их источники | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 01.05.2015

Статья просмотрена: 6099 раз

Библиографическое описание:

Щукина, К. Е. Доходы предприятия и их источники / К. Е. Щукина, М. С. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 761-763. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18234/ (дата обращения: 20.04.2024).

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) [1,7,8].

Доходы отображаются в отчетах о прибыли и в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяют на несколько видов (рис.1)

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Виды доходов

 

Доходы от продажи товара и продукции, от оказания работы и услуги, называются доходами от обычного вида деятельности, они занимают основную часть в сумме всех доходов. Главное условие существования предприятия -это вовремя поступившая выручка. Объясняется это тем, что в ходе производственно-хозяйственной деятельности возникают расходы, а выручка их возмещает, таким образом происходит кругооборот коммерческих средств.

К операционным доходам относятся [2,6,9]:

1.                  поступления, связанные с предоставлением за оплату во временное пользование (временное владение и пользование) активов;

2.                  поступления, связанные с предоставлением за оплату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

3.                  поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, а также проценты и иные доходы по ценным бумагам;

4.                  прибыль, полученная организацией по договору простого товарищества (в результате совместной деятельности);

5.                  поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств в российской валюте, продукции, товаров;

6.                  поступления от операций с тарой;

7.                  проценты, полученные (подлежащие получению) за предоставленные в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счете организации в этой кредитной организации.

К внереализационным доходам относятся [2,6,9]:

1.                  штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные или признанные к получению;

2.                  поступления, связанные с безвозмездным пользованием активов;

3.                  поступления, возмещающие причиненных организации убытков;

4.                  прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

5.                  суммы кредиторской задолжности, по которым истек срок исковой давности;

6.                  курсовые разницы;

7.                  прочие доходы, признанные операционными и внереализационными.

К чрезвычайным доходам относятся доходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, авария и т. п.). К чрезвычайным доходам, в частности, относятся: страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшими использованию активов и т. п.

Под выручкой от реализации продукции понимают сумму денежных средств, которое получило предприятие за отгруженную продукцию или оказанные услуги.

С переходами промышленности к рыночному отношению своевременные поступления выручки стали важным этапом в хозяйственной деятельности предприятий.

Во-первых, это объясняется тем, что выручка от реализации промышленной продукции является основным регулярным источником доходов для предприятия среди всех поступлений денежных средств. Промышленному предприятию, в отличие от розничной торговли, имеющей ежедневное поступление наличных денежных средств, реализация произведенной продукции обеспечивает возможность нормальной хозяйственной деятельности, выполнения обязательств перед государством, поставщиками, работниками и т. д. Если в сельском хозяйстве из-за сезонности производства широко используются натуральные расчеты, то в промышленном секторе экономики важная роль принадлежит денежным расчетам.

Во-вторых, кругооборот денежных средств промышленности должен завершаться выручкой от реализации продукции. Это обеспечивает восстановление затраченных на производство ресурсов и создает необходимые финансовые условия для возобновления следующего кругооборота.

В условиях рынка хозяйственную выручку от реализации продукции можно определять различными способами.

Большинство предприятий применяют традиционные методы расчетов, при которых продукцию считают реализованной после её отгрузки и поступлений денег на счета поставщиков или наличными в кассу.

В некоторых случаях выручка от реализации исчисляется по степени отгрузки продукции покупателям и предъявлению им расчетных документов. Однако этот метод не получил распространения в нашей стране в связи с кризисом неплатежей, экономической нестабильности.

На предприятиях, которые экспортируют продукцию, получают выручку, которая называется валютной. Доля расчета между предприятиями осуществляется путем зачета взаимных требований, товарообменных (бартерных) операций.

Следовательно, сумма выручки представляет собой сумму, поступившую в оплату продукции (работ, услуг) на расчетные, валютные или другие счета в банках или в кассу предприятия и сумму, указанную при зачете взаимных требований.

Объем реализации не включает стоимость продукций, которые оплачиваются покупателями, но не отгруженными в отчетном периоде, или оставленными на ответственном хранении у предприятий-изготовителей.

Плановые размеры выручки от реализации продукции определяются по следующей формуле [4]:

В=О1+ТП-О2,

где В- планируемая сумма выручки от реализации продукции;

О1-остатки готовой продукции на начало года;

ТП-товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом

году;

О2-остатки нереализованной продукции на конец года.

Величина выручки от реализации продукции во время отчетного периода определяется в плановых и фактических оптовых ценах предприятия.

В плановых ценах путем исчисленной суммы выручки оценивают рост реализации готового продукта в сопоставимых ценах, которые приняты в планах, определяют отчисление от прибылей в фондах экономического стимулирования.

Для установления фактической прибыли от реализации расчет выручки осуществляют по фактически установленным оптовым ценам.

Выпуск товарных продукций определяют путем умножения количества изделий (или их групп) на их оптовые цены.

Остатки нереализованной продукции на начало планируемого года включают [5]:

1)      готовую продукцию на складах и в неотфактурованных поставках;

2)      товар, отгруженный по расчетным документам, сроки оплаты которого не наступили;

3)      товар, отгруженный по расчетным документам, неоплаченным в срок покупателем;

4)      товар на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа их оплачивать.

Денежную выручку от реализации промышленное предприятие получает от:

1.                  продукции, полученной путем целевых производств,

2.                  продукции, производимой цехами широкого потребления из доходов, сверхнормативного и излишнего материала, от выполнения работ промышленного характера.

На размер выручки от реализации продукции (работ, услуг) оказывают влияния следующие факторы:

-          в области производств-объемы производств, качество и ассортименты продукций, ритмичность выпуска и т. д.

-          в области обращения-ритмичность отгрузки, своевременные оформления транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдения условий договоров, уровень цен, формы расчетов и т. д.

-          не зависящие от деятельности предприятия-нарушение договора поставщиками, недостаток в работе транспортных средств, несвоевременность оплаты.

Существуют два метода расчета выручки [3,9]

1.                  метод прямого счета основан на гарантированном спросе.

Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки. Здесь выручку от реализации можно определить по следующей формуле:

В=Р*Ц,

где В-сумма выручки;

Р-объем сопоставимой реализованной продукции;

Ц-цена единицы реализованной продукции;

2.                  основой расчетного метода является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) планируется на объем реализуемой продукции так же, как и затраты на реализуемую продукцию [3]:

Вр.п.=О1+ТП-О2,

где Вр.п.-планируемая сумма выручки от реализации продукции;

О1-нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;

ТП-товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

О2-остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода

 

Литература:

 

1.         Управление доходами и расходами предприятия: учебное пособие / Т. С. Казуева. — М.: Дашков и К, 2008. — 189 с.

2.         Финансы предприятий: учебник / Л. Н. Павлова. — М.: Финансы ЮНИТИ, 1998. — 639 с.

3.         Финансовый учет: учебное пособие / Л. И. Сафонова; Томский политехнический университет; Институт дистанционного образования. — Томск: Изд-во ТПУ, 2003. — 156 с

4.         Финансы: учебник для вузов / П. И. Вахрин, А. С. Нешитой. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Маркетинг, 2002. — 520 с..

5.         Финансы предприятия: учебное пособие / В. В. Остапенко. — 3-е изд., испр. и доп.. — М.: Омега-Л, 2006. — 303 с.

6.         Экономика предприятия: учебник / Л. Я. Аврашков [и др.]; под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. — М.: Банки и биржи, 1998. — 742 с.

7.         Экономика организаций (предприятий): учебное пособие для вузов / О. В. Баскакова. — 3-е изд., испр. — М.: Дашков и К, 2008. — 272 с.

8.         Экономика фирмы: учебное пособи: пер. с англ. / А. Томпсон, Д. Формби. — М.: Бином, 1998. — 544 с.

9.         Экономика фирм: учебное пособие / Под ред. И. О. Волкова. — М.: Инфра-М, 2000. — 280 c.

Основные термины (генерируются автоматически): реализация продукции, доход, выручка, готовая продукция, нереализованная продукция, планируемый период, поступление, реализуемая продукция, средство, ТП-товарная продукция.


Похожие статьи

Характеристика учета готовой продукции и ее реализации

Определение готовой продукции. Готовая продукция — это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим

Выручка от реализации продукции, товаров признается в бухгалтерском учете при соблюдении следующих условий

Экономическое содержание понятия «реализация» как процесса...

Результатами производственного процесса организации являются готовая продукция, выполненные работы, оказанные услуги. В статье рассмотрены и проанализированы экономические содержания таких понятий, как «реализация» и «выручка»...

Бухгалтерский учет и оценка готовой продукции предприятий...

1. Бухгалтерский учет и оценка готовой продукции предприятий сельскохозяйственной отрасли представляет из себя один из наиболее сложных и весьма ответственных частей учетной политики организации...

Теоретические основы управленческого учета в разрезе процесса...

В данной статье рассмотрены понятия управленческого учета, процесса реализации. В статье были выявлены функции и задачи управленческого учета, а также изучена взаимосвязь между потребителем и производителем готовой продукции на российском рынке.

Экономическое содержание готовой продукции

В современных условиях от предприятий требуется повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе эффективных форм управления производством.

Методика анализа производства и реализации продукции

реализация продукции, темп роста, товарная продукция, реализованная продукция, показатель, объем, общий объем выпуска продукции, незавершенное производство, качество продукции, валовая продукция.

Содержание экономической категории «сбытовая деятельность...»

сбытовая деятельность, сбыт, готовая продукция, реализация продукции, продажа, получение прибыли, планирование сбыта, коммерческая деятельность, система отношений, комплексный маркетинговый анализ.

Планирование себестоимости продукции, работ, услуг

Себестоимость реализуемой продукции представляет собой полную себестоимость товарной продукции минус прирост плюс уменьшение себестоимости остатков нереализованной продукции в планируемом периоде.

Учётно-аналитическое обеспечение процесса производства...

Готовая продукция подразделяется на выпущенную, на складе, отпущенную и реализованную.

Реализация готовой продукции, в обязательном порядке оформляется счетом-фактурой с указанием реквизитов организации, покупателя, наименования товаров...

Похожие статьи

Характеристика учета готовой продукции и ее реализации

Определение готовой продукции. Готовая продукция — это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим

Выручка от реализации продукции, товаров признается в бухгалтерском учете при соблюдении следующих условий

Экономическое содержание понятия «реализация» как процесса...

Результатами производственного процесса организации являются готовая продукция, выполненные работы, оказанные услуги. В статье рассмотрены и проанализированы экономические содержания таких понятий, как «реализация» и «выручка»...

Бухгалтерский учет и оценка готовой продукции предприятий...

1. Бухгалтерский учет и оценка готовой продукции предприятий сельскохозяйственной отрасли представляет из себя один из наиболее сложных и весьма ответственных частей учетной политики организации...

Теоретические основы управленческого учета в разрезе процесса...

В данной статье рассмотрены понятия управленческого учета, процесса реализации. В статье были выявлены функции и задачи управленческого учета, а также изучена взаимосвязь между потребителем и производителем готовой продукции на российском рынке.

Экономическое содержание готовой продукции

В современных условиях от предприятий требуется повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе эффективных форм управления производством.

Методика анализа производства и реализации продукции

реализация продукции, темп роста, товарная продукция, реализованная продукция, показатель, объем, общий объем выпуска продукции, незавершенное производство, качество продукции, валовая продукция.

Содержание экономической категории «сбытовая деятельность...»

сбытовая деятельность, сбыт, готовая продукция, реализация продукции, продажа, получение прибыли, планирование сбыта, коммерческая деятельность, система отношений, комплексный маркетинговый анализ.

Планирование себестоимости продукции, работ, услуг

Себестоимость реализуемой продукции представляет собой полную себестоимость товарной продукции минус прирост плюс уменьшение себестоимости остатков нереализованной продукции в планируемом периоде.

Учётно-аналитическое обеспечение процесса производства...

Готовая продукция подразделяется на выпущенную, на складе, отпущенную и реализованную.

Реализация готовой продукции, в обязательном порядке оформляется счетом-фактурой с указанием реквизитов организации, покупателя, наименования товаров...

Задать вопрос