Авторы: Вареник Ая Валерьевна, Пенькова Наталия Валерьевна, Ильина Елена Геннадьевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 01.05.2015

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Вареник А. В., Пенькова Н. В., Ильина Е. Г. Исследование организации процессов финансирования системы здравоохранения Курской области // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 550-552.

В статье исследованы с помощью методов экономико-статистического анализа и экономико-математического моделирования финансовые факторы, определяющие уровень организационно-технического развития здравоохранения Курской области.

Ключевые слова: здравоохранение, подушевое финансирование, организационно-техническое развитие, степенная модель, Курская область.

 

Здоровье населения — предпосылка социального благополучия и эффективного экономического функционирования государства. Обеспечение населения доступной медицинской помощью является важнейшей проблемой для любой страны независимо от модели хозяйствования и развития финансовой системы. Здравоохранение в России по-прежнему финансируется по остаточному принципу. На данном этапе экономического развития одним из приоритетных направлений деятельности государства является развитие механизма увеличения ресурсов, направляемых на финансирование здравоохранения и повышение эффективности их использования. Курская область является дотационным регионом, а потому в вопросе финансирования отрасли здравоохранения проблемы дефицита финансирования приобретают первостепенное значение.

Причина малоэффективной, не отвечающей запросам населения, работы региональной системы здравоохранения является недостаток финансирования [1, 4, 6]. Это наиболее остро проявляется при реализации государственной (муниципальной) политики в сфере здравоохранения на региональном уровне: сбалансирование финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на основе минимального подушевого норматива и установление единых требований к определению размера взносов субъектов РФ на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

За изучаемый период времени с 2001 г. по 2013 г. подушевое финансирование увеличилось в 5 раз. Это связано с реализацией национального проекта «Здоровье», а также с осуществлением программы «Модернизации здравоохранения», в том числе внедрением стационарзамещающих технологий. Особо значительный рост финансирования здравоохранения в области отмечен в 2011–2013 гг., так, согласно отчету о реализации областной целевой программы «Модернизация здравоохранения Курской области на 2011–2013 годы», по состоянию на 01.01.2014 г. объем использованных денежных средств за 2011–2013 гг. составил 5 068 785,8 тыс. руб. (рисунок 1).

Рис. 1. Динамика подушевого финансирования здравоохранения Курской области 2001–2013 гг.

 

Построенная степенная модель аппроксимации позволяет сравнить эластичность роста подушевого финансирования и наиболее важных экономических показателей развития региона (ВРП на душу населения и среднедушевой доход). В результате, в изучаемом периоде скорость роста величины ВРП на душу населения Курской области превышает скорость роста величины подушевого финансирования здравоохранения в области, что говорит об отставании этой сферы в экономическом развитии. Кроме того, анализ динамики среднедушевых денежных доходов населения области показал, что скорость роста их величины превышает не только скорость роста величины финансирования, но и скорость роста величины ВРП на душу населения в регионе. А значит, платежеспособность населения увеличивается быстрее, чем модернизируется система здравоохранения и повышается качество предоставляемых услуг, что приводит к неудовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи.

Таким образом, экономика региона и уровень жизни его населения развиваются гораздо быстрее, чем уровень региональной системы здравоохранения, что обуславливает определенные социально-экономические диспропорции в развитии региона [2, 7].

В то же время в стране реализуется национальные проекты и ряд федеральных и региональных целевых программ, в рамках которых выделяются огромные объемы финансирования. Поэтому вопрос нехватки финансовых ресурсов следует искать в организации процессов программно-целевого управления финансовыми потоками, направленных на их реализацию различных программ развития здравоохранения. Нами выделено три группы факторов: организация работы системы управления, информационное обеспечение и контроль, которые и определяют неэффективность системы менеджмента, блокирующие ее функции (рисунок 2).

Рис. 2. Система факторов, осложняющих реализацию программ и проектов в сфере здравоохранением на уровне регионов

 

Наличие множества сторон, участвующих в формировании и проведении государственной политики в области здравоохранения, часто приводит к рассогласованности усилий и стремлению преследовать частные интересы в ущерб интересам государства. В результате, неэффективность реализации программ и проектов и общего снижения качества управления в системе здравоохранения лежит не столько в размерах финансировании и его направлениях, сколько в отсутствии четко организованной и эффективной системе управления развитием здравоохранения на уровне регионов [5].

Так, без адекватной оценки текущего состояния и контроля последствий реализуемых мероприятий нельзя организовать систему планирования, так как изначально невозможно сформировать конкретные и объективные цели, а так же проверить эффективность проведенных мероприятий. Отсутствие механизма совместного управления здравоохранением региональным и муниципальными органами власти затрудняет процесс реализации стратегических задач развития здравоохранения. При этом отсутствие координации между уровнями может генерировать новые проблемы.

Таким образом, финансово-экономические проблемами текущего состояния здравоохранения в существующих условиях функционирования социально-экономической системы государства является неэффективная организация и отсутствие скоординированной модели управления.

 

Литература:

 

1.         Батиевская В. Б. Проблемы эффективности функционирования региональной системы здравоохранения и программно-целевого управления ее развитием // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2011. — № 5. — С. 20.

2.         Зюкин Д. А. Методический подход к оценке управления воспроизводством человеческого региона / М. П. Куркина, Д. А. Зюкин // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия Экономика. 2013. № 8(2). С. 74–86.

3.         Зюкин Д. А. О значении и роли инновационной восприимчивости в развитии экономики региона / Д. А. Зюкин, О. В. Святова, Н. А. Пожидаева, В. А. Левченко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 9. С. 23–25.

4.         Зюкин Д. А. Эффективность процесса оптимизации ресурсов в системе финансирования здравоохранения в регионе / Д. А. Зюкин, М. А. Куркин // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9. С. 287–290.

5.         Комягин А. В. Современные методы управления в системе здравоохранения России / А. В. Комягин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2011. — № 1. — С. 102–105.

6.         Принципы и условия перехода учреждений здравоохранения на программно-целевое бюджетирование / С. А. Мартынчик, О. В. Соколова, С. В. Филатенкова [и др.] / Социальные аспекты здоровья населения. — 2014. — Т. 36. — № 2. — С. 10.

7.         Социальное управление в регионе: Монография / М. П. Куркина — Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. медицинский ун-т Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», — Курск, 2012.

8.         Сафронов В. В. К вопросу адаптации российского агропромышленного комплекса к условиям членства России в ВТО / В. В. Сафронов, Н. В. Переверзева, Н. А. Пожидаева // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 1. С. 2–4.

Основные термины (генерируются автоматически): здравоохранения Курской области, финансирования здравоохранения, системы здравоохранения, региональной системы здравоохранения, подушевого финансирования здравоохранения, финансирования здравоохранения в области, развития здравоохранения, финансирования здравоохранения Курской, управления в системе здравоохранения, скорость роста величины, системы здравоохранения Курской, развития здравоохранения Курской, Вестник Курской государственной, «Модернизация здравоохранения Курской, системе здравоохранения Курской, Курской государственной сельскохозяйственной, финансирования отрасли здравоохранения, рост финансирования здравоохранения, роста величины ВРП, финансирования здравоохранения в регионе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос