Активизация профессионального обучения на сольных щипковых инструментах, появление многих перспективных молодых исполнителей, регулярно завоевывающих призовые места на различных фестивалях и конкурсах, обусловили острую потребность в создании новых высокохудожественных произведений. Еще более активно, чем в предыдущие годы, проявляет себя Юрий Николаевич Шишаков. Одно из наиболее интересных его сочинений данного периода времени — пятичастная сюита «Воронежские акварели» для балалайки и фортепиано (1967). Композитор бережно передает характерные черты воронежских песен, раскрывая тончайшую одухотворенность их лирики, броскую манеру самобытной пляски. Пьесы расположены в порядке постепенной динамизации музыки.
Крупным сочинением композитора стал «Второй концерт» для домры с русским оркестром (1971). Классически стройная форма трех миниатюрных частей сочетается здесь с большей образной насыщенностью, многогранностью эмоциональных оттенков. В сочинении раскрыто много новых возможностей солирующей домры — выразительная кантилена ее верхнего регистра, развитая полифоничность, необычные способы звукоизвлечения, найденные в сотрудничестве с первым исполнителем сочинения А. А. Цыганковым.
Среди наиболее репертуарных в литературе для балалайки стали концертные пьесы на темы русских народных песен Александра Борисовича Шалова. За период 1960–90-х годов им написано более полусотни высокохудожественных аранжировок народных мелодий. Такие как «Ах, не лист осенний», «Кольцо души-девицы», «Винят меня в народе», «Темно-вишневая шаль» вошли в число наиболее популярных. Композитор умеет глубоко проникнуть в самую суть избираемой для обработки народной песни. По его собственным словам, полюбившуюся тему песни он вынашивает в себе до тех пор, «пока она не ляжет на дно души, затронув все ее струны». Вместе с тем в обработках А. Б. Шалова на редкость полно раскрылись выразительные средства балалайки. Всесторонне познав природу инструмента, он сумел найти те музыкальные образы и средства их передачи в балалаечной фактуре, которые позволили с особой силой одухотворить инструмент, придать ему истинно вокальную проникновенность высказывания.
Как и в сфере народно-оркестровой музыки, значителен вклад Веры Николаевны Городовской в пополнение литературы для сольных щипковых инструментов. Особенно известны такие ее пьесы, как «Русский перепляс», обработки русских народных песен «Под окном черемуха колышется», «Выйду ль я на реченьку» для балалайки, «Памяти Сергея Есенина», «Концертное рондо», «Парафраз» на темы двух старинных романсов. Равно как и обработки «Чернобровый, черноокий», «Не одна во поле дороженька» для домры. Как и многие другие ее композиции, они позволили намного обогатить концертные и учебные программы домристов и балалаечников. Но особенно много ярких и интересных произведений написано В. Н. Городовской для дуэта щипковых и клавишных гуслей. Ее многочисленные концертные фантазии — например, на темы старинных русских вальсов «Лесная сказка», «Осенний сон», обработки русских народных песен и миниатюры собственного сочинения — позволили дуэту гуслей стать полноправным инструментальным составом, который ярко и самобытно звучит как сам по себе, так и в народно-оркестровом сопровождении.
Ряд высокохудожественных сочинений для сольных щипковых народных инструментов создан Борисом Петровичем Кравченко. Среди его многочисленных работ для балалайки, гитары, домры, гуслей следует в первую очередь упомянуть одночастный «Концерт» для домры с оркестром русских народных инструментов (1962), ставший одним из наиболее популярных в репертуаре домристов. Б. П. Кравченко явился также родоначальником высокопрофессиональной литературы для звончатых гуслей. Ранее как самостоятельный, сольный академически-концертный инструмент они практически не использовались, изредка применяясь лишь в ансамблях фольклорно-этнографического плана.
Благодаря содружеству с гусляром В. Н. Тиховым, были многосторонне раскрыты возможности звончатых гуслей. Композитор создал для них (с фортепиано или русским оркестром) три концерта (1965, 1966 и 1969) — масштабные композиции, утвердившие звончатые гусли на академической профессиональной сцене. Написан также ряд миниатюр, среди которых выделяются «Концертино», «Мелодия», «Скерцо», «Интермеццо», «Юмореска»(1963). Пьеса «Веселые гуси» (1964), «Маленькие вариации», пьеса «Старый шарманщик». Фантазии «Веселое утро» (1969), «Ах, улица широкая», «Белорусская рапсодия», «Украинская фантазия» (1971), «Напев» (1978). Упомянутые произведения отмечены широким использованием новых, неведомых ранее приемов и способов звукоизвлечения. Звончатые гусли стали теперь не только аккордово-аккомпанирующим, типичным для фольклорной практики инструментов, но и выразителем кантиленой мелодики благодаря введению разнообразных не использованных ранее приемов игры.
Среди композиторов, внесших заметный вклад в репертуар четырехструнной домры, наряду с рядом содержательных произведений для баяна, о которых речь пойдет далее, следует назвать видного украинского композитора Владимира Яковлевича Подгорного (р.1928), создавшего в 1967 году одночастный «Концерт» для домры с оркестром народных инструментов. Написанный в тесном содружестве с замечательным домристом Б. А. Михеевым, он явился одним из значительных образцов музыки для данного инструмента.
Пожалуй, наибольшую популярность среди домристов снискали домровые произведения выдающегося музыканта современности–Александра Андреевича Цыганкова. В них трехструнная домра впервые столь ярко предстает как полноправный сольный концертный инструмент. Автор проявляет большую выдумку в разнообразном развитии тем, как правило, основанных на народной песенности, в фактурном варьировании их интонаций. Тем самым раскрываются и неведомые ранее средства музыкального изложения. В музыке А. А. Цыганкова в полной мере раскрылись художественные возможности домры как выразительницы народно-песенной лирики. Подтверждением тому могут служить «Поэма» с ее широкой, истинно русской кантиленой или же пьеса «Гусляр и скоморох», в которой величавая пластичная тема изложена на фоне арпеджированного, как бы «гусельного» сопровождения у фортепиано.
Домра становится порой непосредственным носителем плясового балалаечного музицирования. Именно в таком качестве она воспринимается, например, приемом бряцания в «Частушке». Обнаруживается в сочинениях А. Цыганкова и целый каскад новых приемов игры на домре (чередование нисходящих мелодических последовательностей pizzicato левой рукой и исполняемых медиатором правой восходящей пассажей, разнообразная техника игры двойными нотами и флажолетами, игра у подставки, различные glissando и т. д.).
В становлении современного балалаечного камерно-академического исполнительства особенно значительную роль сыграл Анатолий Иванович Кусяков (р.1945). Новизна музыкальных замыслов и их фактурно-интонационного воплощения отчетливо проявилась, в частности, в четырех сонатах для балалайки и фортепиано, «Концерте» для балалайки с симфоническим оркестром (2000), созданных в содружестве с одним из лучших исполнителей-балалаечников А. С. Даниловым.
Заметный вклад в обогащение современного балалаечного репертуара внес Альбин Леонидович Репников (р.1932). Созданный им в 1977 году «Концерт» для балалайки с русским народным оркестром стал новым словом в музыке для этого инструмента.
Ярким произведением балалаечного репертуара стало произведение Владимира Павловича Веккера(р.1949) — «Концерт» для балалайки с русским народным оркестром. Этот трехчастный цикл характерен стройностью арзитектоники, мастерским развитием тематизма, красочностью колорита, по-новому раскрывающего художественные возможности балалайки.
Активно сочиняет музыку для русских струнных щипковых инструментов Виктор Александрович Панин (1953). Из его многочисленных произведений для щипковых русских народных инструментов особенно заметными представляются сочинения для балалайки. В них автором, высококвалифицированным балалаечником, были привнесены новые образы. Они, в свою очередь, потребовали нетрадиционных острых секундовых сцеплений, диссонирующей мелодической интервалики, необычных приемов игры. Немало новых образов можно найти и во многих других сочинениях В. А. Панина, созданных, например, для домры с фортепиано — «Вологодской фантазии», «Сюите», а также в миниатюрах — «Скерцо», «Аллегро» и ряде других.
Существенно пополнил современный домровый репертуарный Владимир Анатольевич Пожидаев (р.1946) своим одночастным «Концертом» h-moll для домры с оркестром русских народных инструментов. Необычность образного строя концерта заключается, прежде всего, в привнесении в домровую литературу редкой драматической экспрессии, возникающей благодаря диссонирующей гармонической сфере импульсивных мелодических оборотов.
Заметный вклад в развитие русского народно-национального начала музыки для шестиструнной гитары внес Александр Михайлович Иванов-Крамской, о котором уже шла речь ранее. Среди его многочисленных сочинений — два концерта для гитары с оркестром, множество разнообразных миниатюр «Порыв», «Лирический вальс», «Колыбельная», «Элегия». Наибольшей известностью пользуются его обработки русских народных песен. Их можно условно разделить на две основные группы. В одной — композитор исходит из особенностей плясового народного музицирования. В другой же группе гитарных обработок Иванов-Крамской развивает традиции бытовой лирики русской городской песни, романса, чаще всего звучавших под гитару.
Одним из наиболее плодотворно работающих композиторов является Игорь Владимирович Рехин (р.1941). Им создано две сонаты (1983; 1984), «Гаванский концерт» (1983), сюита «Памяти Эйтора Вила Лобоса», дивертисмент «Цветы весны» для флейты и гитары (1984), сочинения для детей и юношества, гитарные ансамбли, миниатюры. Перу композитора принадлежит уникальный в истории гитарного исполнительства цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги»для шестиструнной гитары соло — во всех раскрываются полифонические возможности инструмента, впервые представлены гитарные двух-, трех, и даже четырехголосные фуги. Тем самым намного расширились сами представления исполнителей и слушателей о ладогармонических возможностях гитары. И. В. Рехин пополнил также и репертуар для семиструнной гитары, создав «Сонату» (1983) и «Русский концерт» (1986). Этот концерт стал первым в истории исполнительства, созданным для семиструнной гитары с симфоническим оркестром. Здесь композитор, прежде всего, исходит их специфики русского гитарного бытового музицирования. Вместе с тем «Русский концерт» представляет семиструнную гитару как инструмент, способный полноценно соревноваться с массивной оркестровой звучностью и имеющий неповторимые колористические возможности.
Одним из наиболее известных авторов музыки для гитары с начала 1980-х годов стал видный исполнитель-гитарист Никита Арнольдович Кошкин (р. 1956). Для своего инструмента он создал более двухсот произведений. Наиболее популярными среди них стали: шестичастная сюита «Игрушки принца»(1980), трехчастная «Соната» для гитары соло (1998), пятичастная сюита «Баллады» (1999). Им создано немало развернутых одночастных сочинений, насыщенных подлинно симфоническим дыханием, таких как пьесы «Падение птиц» (1978), «Три станции одной дороги» (1979), тема с вариациями «Фарфоровая башня» (1981), «Пьеса с часами» (1983), «Ашер-вальс»(1984), а также множество миниатюр. Перу композитора принадлежит и ряд камерно-ансамблевых сочинений — трехчастная «Соната»для флейты и гитары (1982), трио для двух гитар и контрабаса «Продавец цикад» (1986), трио для флейты, скрипки и гитары «Рубикон»(1986) и т. д. Активно работает Н. А. Кошкин также над созданием педагогического репертуара. Им написаны шестичастная сюита «Шесть струн» (1987), три своеобразных двадцатичетырехчастных цикла — «Маскарад» (1987), «С Днем рождения!» (1995) и «Da Copo» (2001) и множество иных интересных и самобытных сочинений. К творчеству для гитары обратился и выдающийся отечественный композитор Эдисон Васильевич Денисов (1992–1997), создавший в 1981 году «Сонату».
Таким образом, на основании этих примеров можно сделать вывод, что произведения для сольных щипковых инструментов, созданные за последние десятилетия, становятся важной частью всей отечественной профессиональной музыкальной культуры.
Литература:
1. Имханицкий М. «История исполнительства на русских народных инструментах». М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. — 351 с.