В данной работе рассматривается обзор рынка продукции, современные требования к гибким упаковочным материалам, процесс каширования материалов. Упаковка является инструментом маркетинга, требования к ее качественным показателям постоянно ужесточаются, в частности к графической и градационной точности воспроизводимой на упаковке информации. Это заставляет производителей искать все более эффективные способы удовлетворения запросов потребителей.
Ключевые слова: упаковка, каширование, технология, материалы, фольга, реклама, флексографская печать.
Рынок упаковочных материалов в России растет одновременно со сферой пищевой промышленности, общественного питания, химической промышленности. Среди упаковочных материалов высоким спросом пользуются традиционная бумажная упаковка, а также упаковка из полимерных материалов [8].
Тенденции в сегменте бумажной упаковки сегодня таковы, что все производственные мощности бумажной отрасли перемещаются туда, где спрос на бумажную упаковку выше всего [5]. Россия является одним из основных потребителей бумажной упаковки. В настоящий период времени в России активно развивается рынок фастфуда, который предъявляет основной спрос на бумажную упаковку. В результате маркетингового исследования было установлено, что одним из главных катализаторов на рынке бумажной упаковки сегодня является «эко-тренд», а бумажная упаковка считается одним из самых экологических видов упаковки [3, 4].
Тенденции на рынке складного коробочного картона в России не однозначны. С одной стороны, рынок постепенно увеличивается за счёт спроса со стороны производителей напитков и пищевых продуктов. С другой стороны, сокращается за счёт уменьшения потребительского спроса на табачную продукцию, продаваемую в упаковке из складывающегося картона.
Главной особенностью российского рынка гофрированной упаковки по данным исследования рынка картонно-бумажной тары в настоящее время является избыток мощностей по производству. Рынок гофроупаковки характеризуется высокой конкуренцией и завышенными ценами, которые, по прогнозам будут снижаться, в первую очередь, со стороны лидеров рынка. Также на рынке гофроупаковки в перспективе ожидается повышение доли иностранных игроков, обусловленное технологической стагнацией [4, 6].
Производством упаковки и гофрированного картона в стране занято более 180 небольших фабрик, расположенных преимущественно в многонаселенных районах. Однако одним из существенных недостатков производимого гофрокартона является слабая влагопрочность. Это значительно сужает сферу его применения в тех случаях, когда требуется сохранение прочности упаковки в условиях повышенной влажности. Потребность в гофрированном картоне, обладающим повышенной влагостойкостью в России составляет около 120–130 миллионов м2, его производство в настоящее время не организовано [4, 7].
Современные требования к гибким упаковочным материалам заставляют производителей искать пути и способы удовлетворения возрастающего спроса.
Одним из способов расширения спектра бумажных упаковочных материалов является применение технологии каширования. Процесс каширования заключается в приклеивании или припрессовке бумаги либо тонкого картона с нанесенным на них изображением к более плотной бумажной основе и другим жестким материалам (пластик, дерево) [2, 8].
Сегодня каширование — единственный способ нанесения полноцветного высококачественного изображения на плотную основу при изготовлении картонной упаковки. Соотношение «цена/качество» готовой продукции вполне приемлемое для серьезных производителей самой разной продукции. Поэтому в последнее время кашированный картон применяется довольно часто. Материалы, полученные с помощью каширования, обычно используются в тех случаях, когда необходимы большие толщина и жесткость конструкции, при этом без потери качества изображения [1, 2].
Каширование в основном применяется для производства POS материалов, оформления мест продаж, изготовления дисплеев и книг (рис. 1, 2).
Рис. 1. Результат процесса каширования: мелованная бумага с отпечатанным изображением приклеена к картону
Рис. 2. Примеры конструкций дисплеев
Кашированные материалы используют и для создания индивидуальных упаковок для различных товаров, в первую очередь для продукции бытового, фармацевтического и косметического назначения. Также каширование часто применяется для создания упаковки для обуви, пищевых продуктов и коробок для посуды.
С появлением печати картонной упаковки методом каширования возможности для рекламы значительно расширились. Теперь каждая коробка представляет собой большую рекламную площадку, где можно разместить достаточно информации. Для печати на тонком картоне можно использовать все возможности: офсетная полноцветная печать, тиснение фольгой, печать на дизайнерских картоне и бумаге — все зависит от бюджета, который заказчик готов потратить на картонную упаковку.
Подарочная упаковка может быть напечатана из картона с нанесенным изображением, или из дизайнерской бумаги, которая отличается фактурной поверхностью, оригинальной цветовой гаммой, специальными эффектами (например, «металлик») [1].
Многослойные материалы изготовляются на основе различных комбинаций полимеров, бумаги, пергамента и фольги; они популярны в целом ряде потребительских отраслей, таких, как производство продуктов питания, косметики, лекарств и т. д. [8]
Фольга кашированная — упаковочный материал, состоящий из алюминиевой фольги и бумаги со специальными влагопрочными свойствами. Они соединены между собой слоем полиэтилена или клея. Подобная структура обеспечивает высокую светозащиту и увеличение срока годности продукта, прочность и непромокаемость упаковки, отсутствие жировых пятен на ее поверхности.
Физико-механические свойства — складываются из двух составляющих: физические — свойства, присущие материалу в состоянии покоя и механические — свойства, которые проявляются в материале под действием различных нагрузок (сопротивление разрыву, разрывная длина, поверхностная впитываемость, влагопрочность и т. д.). [1, 2]
Технология производства фольги включает в себя три способа:
«Клеевая ламинация» — бумага скрепляется с фольгой при помощи специального клеевого слоя. Материал получается жестким и держит форму упаковки. Бумага ложиться на фольгу с расплавом ПЭ, затем припрессовывается, материал получается эластичным, форму держит хуже. На фольгу наноситься специальный микровоск до 100–120 градусов, а сверху припрессовывается бумага [8]. Приклеиваемую бумагу называют лайнером. В качестве лайнера, как правило, используют бумагу или картон с нанесенным на него изображением. Нижнее жесткое основание называют просто основой
В настоящее время активно развивается флексографский способ печати на упаковочных материалах. Упаковка является инструментом маркетинга, требования к ее качественным показателям постоянно ужесточаются, в частности к графической и градационной точности воспроизводимой на упаковке информации. Это заставляет производителей искать все более эффективные способы удовлетворения запросов потребителей. На процесс флексографской печати на упаковочных комбинированных материалах существенное влияние оказывают свойства запечатываемого материала [1, 8]
Важными факторами, определяющими качество печати на упаковочном комбинированном материале, являются прочность соединения слоев материала и прочность системы «печатная краска — комбинированный материал».
Основная трудность при кашировании комбинированных материалов на основе алюминиевой фольги по существующим технологическим схемам процесса связана с достижением прочной адгезионной связи между слоями, отличающимися по химической природе и строению, и с обеспечением однородной структуры поверхности комбинированного материала, которая оказывает существенное влияние на точность графической передачи информации способом флексографской печати [1, 2].
Вывод: На рынке упаковки появляются все новые виды упаковочных материалов, в том числе кашированные материалы. С появлением каширования возможным стало нанесение на упаковку красочной печати. Каширование фольги обеспечивает высокую светозащиту и увеличение срока годности продукта, прочность и непромокаемость упаковки, отсутствие жировых пятен на ее поверхности.
Литература:
1. Борисова А. С. Повышение качества флексографской печати на упаковочных комбинированных материалах: Автореф. дис. канд. техн. наук. ‒ Моссква, 2012. ‒22 с.
2. Влияние физико-механических свойств исходных материалов на качество каширования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/journalism/2c0a65635b3bc69b4d53b89521206c37_1.html
3. Кашировка упаковочной тары [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=22096&iid=1010
4. Мишурина О. А., Чупрова Л. В., Муллина Э. Р. Исследование влияние химического состава углеводородной части различных видов целлюлозных волокон на физико-механические свойства бумаг для гофрирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 8. С. 52–55.
5. Мишурина О. А., Чупрова Л. В., Муллина Э. Р., Ершова О. В. Исследования качества исходного сырья на прочностные свойства картонных втулок // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 254; URL: www.science-education.ru/115–12226 (дата обращения: 21.04.2015).
6. Мишурина О. А., Тагаева К. А. Исследование влияния композиционного состава по волокну на влагопрочностные свойства исходного сырья при производстве картонных втулок // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. — 2013. — Т. 1. № 71. — С. 286–289.
7. Муллина Э. Р., Мишурина О. А., Чупрова Л. В., Ершова О. В. Влияние химической природы проклеивающих компонентов на гидрофильные и гидрофобные свойства целлюлозных материалов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 250; URL: www.science-education.ru/120–16572 (дата обращения: 20.04.2015).
8. Российский рынок упаковки — 2004. Справочник / Сост. Рычило Б. П., Кулинченко С. В., Бойко А. Г. — М.: НП «Упаковочные инициативы», ООО «Инфопак плюс», 2004. — 320 с.