Глобализация как обьективно-исторический процесе рассматривает мир как целостность. Здесь история предстает как единный, разворчивающийся во времени процесс, проходящей определенные этапы. Смена этих этапов знаменует основные поворотные пункты истории.
Великий Шелковый путь был не только инструментом междунородный торговли, но и фактором, интересующим стили и направления моды. В разных местах при раскопках памятников на Великом Шелковом пути археологи находят подтверждения интеграции не только материальной, но и духовный культуры. И здесь важно отметить, что прежде всего народное искусство изначально связанное с трудовой деятельностью человека, представляющую собой одновременно материальную и духовную культуру. [1] В основе своей оно имеет мифологическое, поэтическое отношение к миру, характеризуется этическим переживание мира, коллективность творчества, связью с бытом.
Ключевые слова:декоративно-прикладное искусство, духовная культура, эстетическая ценность, мастера-прикладники, художественный вкус, национальные традиции, орнаментальный мотив, ювелирное дело.
До промышленного переворота все изделия выполнялись вручную мастером и его подмастерьями: кузнецами, гончарами, швеями, которые и были основоположниками декоративного искусства в момент его отделения от ремесла. Общественное разделение труда уже на стадии мануфактуры, развитие промышленности привели к тому, что польза красота, функция и украшение производимых предметов стали заботой разных специалистов. В период развития машинного производства, для того чтобы сохранить «эстетическую ценность изделий», приглашается художник, в задачу которого входит не производство продукта в целом, а лишь его украшение: художник стал как бы «прикладывать» свое искусство к готовому продукту. Так с расширением промышленного производства возникает художественная промышленность, где находит себе место, метод прикладного искусства — отделка изделий росписью, резьбой и инкрустацией и т. д.
Выполненные талантливой и умелой рукой вещи, всегда высоко ценились и тщательно оберегались. Можно указать на многочисленные примеры памятников искусства казахских народных мастеров и умельцев. Эти памятники представляют собой орудия труда, и охоты из особо прочной стали, отчасти инкрустированные из золота, серебра и бронзы. Предметы быта различного назначения, которые служили, не только жизненно — практическому назначению, но и удовлетворяли эстетические потребности и воспитывали в человеке художественный вкус.
Предметы декоративно-прикладного искусства являются ценными историческими памятниками, по которым мы можем судить не только о жизни и наших далеких предков, но и о художественном направлении времени.
Предметы декоративно-прикладного искусства несут черты национальных традиции, и тем самым выражают особенности национальных черт. В них наряду с новым, оригинальным решением той или иной стороны предмета творчески используются традиции народного искусства: форму предмета либо материал и технику его обработки, либо художественные сюжетные или орнаментальные мотивы декорировки.
Предметы декоративно-прикладного искусства являются ценными, историческими памятниками, по которым мы можем судить не только о жизни наших далеких предков, но и о художественном направлении времени.
Место народных искусства в степени культуры определяется функциями: родовой, обрядовой, памятной и т. д.
Изделия казахских народных мастеров и вся его деятельность не существует раздельно от школы. Школы народного мастерства — национальные, региональные, краевые — функционируют благодаря преемственности.
«Преемственность — это не просто передача потомкам того, что в свое время передало от предшественников, но и обогащение этого опыта собственными творческими достижениями. Изделия народных художественных промыслов ценятся и потому, что они сохраняется творческий характер труда художника — мастера, результатом которого будет неповторимое произведение искусства», утверждает В. Ф. Максимович [2.с.38]
Существует своеобразная история развития казахского прикладного искусства. Ювелирное мастерство (зергерство) берёт своё начало из далёкой древности и до сих пор пользуется популярностью среди многих народов. Прикладное искусство мастера превратили в отдельную профессию. В народе в особенном почёте были предметы «бесік» (колыбель), «шаңырақ» (навершие юрты), «ер тоқым» (седло), «қамшы» (кнут). Про традиционное древнее ремесло, которое уходит корнями в глубину веков отражены в трудах известных казахстанских ученых, Х.Аргынбаева, А.Маргулана, О.Жанибекова, С.Касиманова, О.Бисенкулулы и т. д.
Рис. 1. Жырға — украшение для саукеле (украшение для головного убора невесты). Начало ХХ века. Серебро, формовка. Актюбинская область
Ценными изделиями зергерства считаются изделия найденные в древних курганах у озера Шилдерты в Казахстане, в результате раскопок древних курганов археологической экспедицией под руководством, М. Кадырбаева были найдены золотые, серебряные и позолоченные украшения. Особого внимание археологов привлекли изделия из тонкого пластинчатого золота в виде изображений льва, тигра и различные барельефные узоры. По предположениям ученых, эти ценные изделия датируются примерно 2100–2300 г.г., до нашей эры. [12,13]
Казахские зергеры широко использовали цветные металлы для изготавления украшений. Особенно популярными с давних времен были украшения, колье, амулетницы, браслеты, кольца, перстни, пояса, застежки, пуговицы, и т. д., также известны мужские пояса, бляхи, седла с украшениями их серебра и позолоты. Все драгоценные металлы и камни мастерами доставлями сами заказчики. Народные мастера по изготовлению серебряных украшений обладали различными методами зергерства и в каждом регионе были свои технологии изготовления ювелирных изделий. Чернение серебра зергеры знали издревле, особенно по этому методу изделия широко использовались в западных, северо-восточных и центральных частях. Сам метод называли «Черная роспись», «черное золото», иногда «чернение по кавказски». Здесь стоит заметить влияние методов кавказских зергеров.
Казахские зергеры также широко пользовались метод инкрустирования драгоценными камнями и вставка различных стекол в серебряные изделия. Самым дорогим украшением считался «жырга» для «саукеле». (см. рис.1) Внешняя сторона головного убора невесты заворачивалось красным бархатом, и сшивалось золотыми нитями. Саукеле изготавливался по заказу отца невесты. Саукеле с жемчугом, драгоценными металлами считался самым дорогим подарком.
Рис. 2. Перстень сватьи. ХIХ век. Серебро, зерно, формование. Актюбинская область
Мастерами широко использовались, такие методы, как «алтындау» и «алтын жалату» (нанесение золотом). До сих пор в народе встречаются изделия сделанные по этому старинному традиционному методу. Изделия по величине, по методу изготовления сильно отличались в разных регионах. Например, в восточных и южных регионах браслеты имели кольцевидную или четырех линейную форму, а в северных и центральных частях браслеты имели овальную форму, литые браслеты распространены в южной части, на западной и юго — восточной части республики, широко использовались массивные браслеты позолоченные и инкрустированные драгоценными камнями. Всё это свидетельствует о том, что в разных регионах имелись различные школы мастерства. [5]
Кольца для женщин в основном изготавливались из серебра и золота. На поверхность серебряных украшений всегда вставляли драгоценные камни и цветные стёкла, также насаждали глазкки, насадки в виде «отау» (очаг, дом), «құс тұмсық» (птичий клюв).
В начале и в середине ХХ века известными зергерами Актюбинского края были открыты мастерские, где обучали учеников тонкому ювелирному делу. Творения известных мастеров, таких как, Баймаганбет Оразымбетов, Курманалы Наурызбайулы, Якуда Жолмырза, К.Орынбаев, хранятся в областном историко-краеведческом музее г. Актобе, а также в частных коллекциях Шалкарского, Байганинского и Темирских районов. На сегодняшний день продолжителем народного традиционного искусства является, ювелир, член Союза художников Республики Казахстан Б. Атраубаев. [6]
В ювелирном деле широкой популярностью и спросом считается очень массивный и красивый перстень «құдағи — жүзік» (перстень сватьи). Кольцо надевается на два пальца. Имеет закругленную форму. На серебряную основу вставляются драгоценные камни, цветные стёкла перстень. Надетый на два пальца перстень иногда прикрывал четыре пальца полностью.
Серьги тоже изготавливались по различным технологиям, их носили девушки, женщины молодого возраста. До октябрьской революции женщины — казашки носили платки — «жаулық», (платок) или одевали «кимешек» (традиционный головной убор женщин-казашек). Кимешек полностью закрывал, уши женщины, поэтому иногда надобности в серьгах не было. Серьги по форме назывались по-разному как «айшықты сырға» (луновидная серьга), «ай сырға» (луна — серьга), «тұмарша сырға» (серьга — оберег), «қаралы сырға» (черненая серьга), «қоңырау сырға» (серьга — колокольчик), «күмбезді сырға» (куполовидная серьга), «сая сырға» и т. д.. [7,8]
«Тұмарша» (оберег) считается нагрудным украшением, мастера придавали им формы угла или трубочки из серебра, носили украшение на серебряной цепочке. Внутри трубочки была пустота, в ней обычно складывали «дұға» (молитва). Конечно, это связано с религиозным и философским мировоззрением народа. «Тұмарша» считали оберегом, верили в её силу против с глаза и несчастья. Поэтому люди веря в силу оберега, изготавливали эти украшения из серебра и золота. [9] У казашек также были множество украшений из серебра для одежды. Среди них особа значимые: «қапсырма» (застежки), «тана», «түйме», (пуговицы). Қапсырма состоит из двух частей, и прикрепляются друг к другу через крючки и имеют различные формы. Казахи издревле изготавливали нити из меди, золота, серебра назывались они — «зер» и поэтому в обиход появились слова «зерлі тон», «зерлі шапан», «зерлі кимешек», а само слово «зер», в дословном переводе означают, «ценность», «воля», «честь». [10,11]
Стоит отметить, что в Актюбинской области проводятся ежегодные выставки изделий декоративно-прикладного искусства, уже ставший традиционной, где съезжаются мастера-прикладники из различных регионов области и республики. Эти выставки проводятся в рамках государственной программы «Культурное наследие», при взаимодействии ФЕЦА «Евразия» и казахстанского общественного фонда «OUR HERITAGE», министерства культуры и информации Республики Казахстан, и Центрально — Азиатской ассоциации в поддержку ремесел «CACSA».
Выводы
Художественная промышленность — это промышленное производство серийных и массовых художественных изделий, сочетающих утилитарные и эстетические качества составляющих существенную часть бытовой материальной и художественной культуры общества. Выше мы уже говорили о том, что с расширением промышленного производства возникает художественная промышленность.
В современных промыслах создание той или иной вещи осуществляется по эскизам художников, хорошо знающих технику и технологию производства. Областью художественной промышленности является производство предметов быта: посуда, ковры, одежда, обувь, игрушки, ювелирные украшения и т. д. Многие из них выпускают в качестве собственно художественных произведений и могут быть отнесены к декоративно-прикладному искусству. Наряду с методами декоративно-прикладного искусства в сфере производства используются методы дизайна (особенно в проектировании мебели и т. д.), его развитие предоставляет возможность придать художественные качества изделиям промышленности. Однако традиционно к художественной промышленности относится лишь то производство, высшей целью которого служит создание произведений искусства и которое осуществляет промышленное тиражирование художественных образцов.
В современных условиях — постиндустриального общества потребления роль эстетического фактора повышается. Необходимо отметить, что декоративно-прикладное искусство — это, прежде всего, народное искусство, которое помогает увидеть некоторые вещи по-новому, понять красоту окружающего мира. Изделия народных мастеров отличаются глубоким чувством материала, органическим единством утилитарности вещи с ее декором, национальным колоритом.
Влияние декоративно-прикладного искусства во всех формах художественный промышленности, деятельности отдельных мастерских, индивидуального творчества профессионалов и любителей возрастает. Таким образом более значимыми становятся связи, проложенные еще тысячи лет назад по Великому шелкому пути, которые объединяют культуры, искусство и художественное производство.
Литература:
1. Минайдарова М. Е. Великий Шелковый путь. История и современность сборник статей «Юнеско и изучение Великого Шелкового пути в современном мире» Материалымеждународный научной конференции Алматы, 2009 — с.48–51
2. Максимович В.Ф Народные художественные промыслы: Научно — методическое пособие для преподавателей и студентов высших и средних учебных заведений — М.:Флинта,1999. — 64с.
3. Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизация / Лев Гумилев — М: АСТ Москва, 2005.-606 с. (историческая библиотека).
4. Арғынбаев Х. Қазақ халқының қолөнері. — Алматы: «Өнер» 1987. — 128 б.
5. Қасиманов С. Қазақ халқының қолөнері. — Алматы: Қазақстан 1995. — 240 б.
6. Шоқпарұлы Д. Дәркембайұлы Д. Қазақтың қолданбалы өнері. Алматы: Алматыкітап 2007. — 271 б.
7. Галимжанова А. С., Глаудинова М. Б., Кишкашбаев Т. А., Муратаев К. К. и др. История искусств Казахстана, Учебник, Алматы; ИздатМаркет, 2006. -248с.
8. Максимович В. Ф. Народные художественные промыслы: Научно — методическое пособие для преподавателей и студентов высших и средних учебных заведений — М.: Флинта, 1999. — 64с.
9. Нурланова К. Символика мира в традиционном искусстве казахов // Кочевники. Эстетика (познание мира традиционным казахским искусством) — Алматы: Галым, 1993. -264с.
10. Сагимбаев А. А. Методика обучения изобразительному искусству (Учебник), Астана: Фолиант, 2013. -152с.
11. Байдилдаулы Ш. Казахские орнаменты, Астана: Онер, 2006. -160с.
12. Омирбекова М. Ш. Традиционная культура казахов, Алматы: 2004.-86
13. Бердяев Н. Смысл творчества М: АСТ, 2006. — 414с.