Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 19.04.2015

Статья просмотрена: 1275 раз

Библиографическое описание:

Хачатурян Л. М. Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1059-1062. — URL https://moluch.ru/archive/88/17574/ (дата обращения: 19.10.2018).

Среди неуспевающих младших школьников около 65 % составляют дети с задержкой психического развития. Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов. Соответственно и методика обучения детей с задержкой психического развития отличается определенным своеобразием.

В научно-методической литературе вопросы, касающиеся особенностей формирования у детей с задержкой психического развития математических представлений, рассмотрены недостаточно подробно. В данной статье описана попытка восполнить некоторые пробелы в методике математической подготовки детей с ЗПР.

Исследования Т. А. Власовой, М. С. Певзнер показали, что у детей с задержкой психического развития имеются определенные отклонения в развитии познавательной сферы, которые в значительной мере характеризуются недостаточной сформированностью приемов умственной деятельности, ограниченностью запаса знаний и представлений, а также низкой интеллектуальной активностью. Все это отчетливо проявляется в трудностях, которые испытывают дети с задержкой психического развития в овладении счетом, элементарными вычислительными навыками, в умении решать простые арифметические задачи. [2]

Психолого-педагогические исследования и практика обучения детей с задержкой психического развития свидетельствуют о том, что в большинстве случаях математика является для них наиболее трудным учебным предметом. Эти затруднения объясняются как спецификой самого предмета, так и особенностями познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. Кроме того, многие вопросы, связанные с методикой преподавания математики, изучены и разработаны недостаточно полно. Вместе с тем математическое развитие является неотъемлемой частью общего и интеллектуального развития человека.

По мнению Л. Б. Баряевой под математическим развитием младших школьников ЗПР следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.[1]

Понятие «математическое развитие», с точки зрения Л. С. Выготского, является довольно сложным, комплексным и многоаспектным и состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка с задержкой психического развития житейских и научных понятий, для проникновения в смысл окружающей действительности и познания целостной картины мира. Математическая подготовка дает возможность правильно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем, выполнять элементарные арифметические действия в игровой, трудовой, бытовой деятельности. [3]

Математические представления детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста формируются по следующим разделам: (Г. М. Капустина)

-         множество,

-         количественные представления,

-         представления о форме,

-         представления о величине,

-         пространственные и временные представления.

Развитие пространственно-временной ориентации у детей протекает параллельно с развитием речи и мышления, с помощью которых появляется возможность абстрагировать и обобщить как пространственные признаки, так и временную ориентировку. Изменения в восприятии пространственно-временной ориентировки у детей появляются из-за появления в словарном запасе ребенка специальных слов, с помощью которых ребенок может обозначить форму, величину, а также расположение предметов и вещей в пространстве.

Опыт показывает, что дидактические игры и упражнения являются важным компонентом коррекционно-развивающей работы. Дидактические игры — это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. По мнению М. Н. Перовой, дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся. Интерес к игре, к занимательному занятию, произвольное внимание, целенаправленность деятельности, стремление к достижению поставленных целей постепенно переключаются на учебные занятия.

Актуальность исследования заключается в том, что с одной стороны, особенности детей с задержкой психического развития затрудняют и замедляют формирование у них пространственно-временных представлений, порождают специфику этих представлений, а с другой стороны — правильные пространственно-временные представления необходимы для формирования у ребенка с задержкой психического развития житейских понятий, способствующих адаптации и социализации ребенка, обучения в целом, так как помогают ребенку с задержкой психического развития проникнуть в смысл окружающей действительности и познания целостной картины мира.

Цель данной работы — выявить особенности использования дидактических игр в процессе формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития.

Для выявления уровня сформированности математических представлений нами была проведено экспериментальное исследование. В эксперименте участвовали 10 детей, у которых согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии была выявлена задержка психического развития. Для изучения понимания вербальных средств, обозначающих пространство и время, и их выражения в устной речи у младших школьников осуществлялось с помощью шести блоков по 12 заданий в каждом, составленных О. Б. Иншаковой и О. М. Колесниковой на основе практических разработок И. Н. Садовниковой и Л. С. Цветковой.

Методика состояла из 6 блоков:

1.      ориентирование в «схеме собственного тела»;

2.      ориентирование в «схеме тела» человека, стоящего напротив;

3.      понимание предлогов;

4.      употребление предлогов;

5.      ориентирование на листе бумаги;

6.      ориентирование на листе бумаги, перевернутом на 180°.

Методика включала использование наглядного пособия. После проведения методики дети с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием распределялись по уровням сформировнаности пространственного-временных представлений.

1 уровень — низкий уровень сформированности пространственно-временных представлений;

2 уровень — средний уровень сформированности пространственно-временных представлений.

3 уровень — высокий уровень сформированности пространственно-временных представлений.

В экспериментальном исследовании принимали участие две группы детей. В каждой группе было 10 детей. Экспериментальную группу составили дети с задержкой психического развития. Вторая группа детей с нормальным психическим развитием, средний возраст детей 7 лет 1 мес.

Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента детей с задержкой психического развития

 

Как видно из гистограммы, 60 % детей с задержкой психического развития имеют низкий уровень сформированности пространственно-временных представлений; 40 % детей — средний уровень.

Рис. 2. Результаты констатирующего эксперимента детей с нормальным психическим развитием

 

Как показывает гистограмма у детей с нормальным психическим развитием 70 % составляют 3 уровень софрмирвоанности пространственно — временных представлений.

Рис. 3. Соотношение результатов констатирующего эксперимента

 

Гистограмма наглядно иллюстрирует отставание в формировании пространственно — временных представлений у детей с задержкой психического развития от сверстников с нормально формирующейся психикой.

На основании данных научно — методической, психолого — педагогической литературы, опыта практической деятельности, для более успешного формирования пространственно — временных представлений младших школьников с задержкой психического развития было решено ввести в первый класс дидактические игры и упражнения. Нами был разработан соответствующий комплекс дидактических игр.

Рис. 4. Результаты контрольного эксперимента

 

Как видим, результаты экспериментальной группы повысились, но остались ниже нормы. Дело в том, что формирование пространственно-временных представлений должно быть более длительным и интенсивным и начинаться на более ранних этапах развития, что позволит лучше подготовить детей к усвоению школьной программы.

 

Литература:

 

1.      Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с.

2.      Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973.

3.      Выготский Л. С. Основы дефектологии. -- СПб.: Лань, 2003. — 654 с.

4.      Иншакова О. Б. Колесникова А. М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. — М.: В. Секачев, 2006.

5.      Перова М. П. Дидактические игры и упражнения по математике [Текст] / М. П. Перова. — М.: Просвещение, 1996. (Не переизд.)

6.      Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР // Дефектология. — 1080. — № 4. — С. 27–36;

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ребенок, представление, задержка, нормальное психическое развитие, уровень, группа детей, математическое развитие, лист бумаги, экспериментальная группа.


Похожие статьи

Методические рекомендации по формированию математических...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Дидактическая игра, игра, занятие, учитель, психическое развитие, представление

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития.

Особенности коррекционно-развивающей работы по...

Психологи отмечают, что у детей с ЗПР развитие высших психических функций сильно отстает.

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития.

Формирование математических представлений у детей...

Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов. 3. У детей недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Особенности физической подготовленности старших...

В последние годы увеличилось рождение детей с отклонениями в психофизическом развитии и среди них достаточно многочисленную группу составляют дети с задержкой психического развития.

Формирование элементарных математических представлений...

В XVIII-XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и развития представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания...

Формирование элементарных математических представлений...

Развитие математических представлений в дошкольном возрасте закладывает фундамент обучения математике в школе, способствует коррекции различных сторон познавательной деятельности умственно отсталого ребенка.

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики...

10 детей с задержкой психического развития (экспериментальная группа) и 10 детей с нормальным умственным развитием (контрольная группа). Для обследования детей нами были использованы методики Е.И. Изотовой, М. Люшера, М.3. Друкаревич.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста...

Задержка психического развития выступает наиболее частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте [2]. Задержка речевого развития (ЗРР) — понятие...

Особенности обучения младших школьников с задержкой...

Известно, что дети с задержкой психического развития быстро утомляются. В связи с этим им нужно переключатся от одного вида занятий к другому. Кроме того, надо разнообразить виды занятий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Методические рекомендации по формированию математических...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Дидактическая игра, игра, занятие, учитель, психическое развитие, представление

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития.

Особенности коррекционно-развивающей работы по...

Психологи отмечают, что у детей с ЗПР развитие высших психических функций сильно отстает.

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития.

Формирование математических представлений у детей...

Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов. 3. У детей недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Особенности физической подготовленности старших...

В последние годы увеличилось рождение детей с отклонениями в психофизическом развитии и среди них достаточно многочисленную группу составляют дети с задержкой психического развития.

Формирование элементарных математических представлений...

В XVIII-XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и развития представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания...

Формирование элементарных математических представлений...

Развитие математических представлений в дошкольном возрасте закладывает фундамент обучения математике в школе, способствует коррекции различных сторон познавательной деятельности умственно отсталого ребенка.

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики...

10 детей с задержкой психического развития (экспериментальная группа) и 10 детей с нормальным умственным развитием (контрольная группа). Для обследования детей нами были использованы методики Е.И. Изотовой, М. Люшера, М.3. Друкаревич.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста...

Задержка психического развития выступает наиболее частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте [2]. Задержка речевого развития (ЗРР) — понятие...

Особенности обучения младших школьников с задержкой...

Известно, что дети с задержкой психического развития быстро утомляются. В связи с этим им нужно переключатся от одного вида занятий к другому. Кроме того, надо разнообразить виды занятий.

Задать вопрос