В настоящее время русский язык выполняет роль междисциплинарной науки, технологии, методы которой интегрируются в обще-профессиональные и специальные дисциплины подготовки будущих специалистов. Но с другой стороны, преподавание русского языка имеет свои специфические особенности, хотя методика обучения и способ организации учебного материала, казалось бы, является традиционным: теоретические сведения, практические занятия, проведение контрольных мероприятий. Следовательно, при изучении русского языка необходимо создание условий, при которых студент является субъектом учебного процесса, личностью, стремящейся к самореализации и самоуправлению своей учебной деятельностью, а преподаватель становится организатором самостоятельной активной познавательной деятельности студентов.
В высшей школе основной организационной формой, в рамках которой формируется основы субъект — объектных отношений, являются лекции. Лекция является ведущим, базовым элементом дидактического цикла обучения, «её цель-формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала». Вузовская лекция — это аудиторная организационная форма учебного процесса, которая является весьма экономным способом получения основ научных знаний, является мощным средством активизации мыслительной деятельности студентов. Но помимо активной учебно-познавательной деятельности на лекционном занятии требуется и большой объём самостоятельной работы: осуществление необходимой подготовки к лекционным занятиям; освоение приёмов поддержания внимания и активного осмысления материала во время лекции; разработка собственной системы рационального конспектирования лекций; оформление и дополнение конспекта после лекции; усвоение лекционного материала; самоконтроль и выполнение творческих самостоятельных работ на базе лекционного материала.
То есть важнейшим условием овладения материалом прослушанной лекции является внеаудиторная самостоятельная учебная деятельность студентов по его более глубокому осмыслению и запоминанию, которая включает несколько взаимосвязанных этапов.
Первым этапом этой деятельности является чтение, содержательная доработка конспекта лекции. Далее, после технического оформления конспекта, необходимо повторное чтение лекционного материала с целью более глубокого осмысления и усвоения материала. Следующий этап работы над лекционным материалом предполагает изучение научной и учебной литературы по темам лекции, что способствует расширению и углублению знаний, приобретению умения самостоятельно работать в изучаемой предметной области.
Если на первых двух этапах преподаватель осуществляет контроль учебной деятельности студентов путём периодической проверки конспектов лекции, проведением коллоквиумов, анализа промежуточных отчётов, то контроль последнего этапа, как показывает педагогический опыт, в настоящее время проработан недостаточно, хотя именно в процессе работы с научными изданиями развивается творческое научное мышление, формируется русская речь будущих программистов, операторов, телевизионщиков. Этот этап нам представляется важным с точки зрения развития у студентов навыков самоуправления своей учебной деятельностью. Поэтому предлагается изучение учебной литературы по русскому языку дополнять выполнением творческих самостоятельных работ, которое будет способствовать усвоению знаний изучаемой предметной области и развитию умений работать с языком: анализировать, сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, применять знания на практике. Но как показывает практика, систематический контроль выполнения самостоятельных творческих работ по изучаемому лекционному материалу со стороны преподавателя при традиционной организации учебного процесса затруднен, поэтому необходимо вовлечение самих студентов в процесс самооценки знаний и навыков, полученных в ходе изучения русского языка. Нами предлагается для обучения студентов анализу собственных знаний и учебных действий использовать портфолио.
Анализ научно-педагогической литературы показывает, что портфолио в основном применяется в вузовской практике — на факультетах повышения квалификации специалистов. Хотя, на наш взгляд, и для преподавателей высшей школы этот метод применим, для обучения и привития студентам навыков самоуправления своей учебной деятельностью, включая лекционное обучение.
Метод портфолио, являясь методом оценки и самооценки знаний предполагает представление и документирование своих знаний и достижений в изучаемой предметной области, позволяет учитывать способности учащихся решению нетривиальных задач, развивать навыки совместной работы. При этом предполагается создание портфолио обучаемого, рассматриваемого в нескольких трактовках.
- Портфолио — средство оценивания и достижений обучающихся;
- Портфолио — «визитная карточка»;
- Портфолио — способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений студента в определенный период обучения;
- Портфолио — коллекция работ студента, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области;
- Портфолио — систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и студентами для мониторинга навыков обучаемых;
- Портфолио — выставка учебных достижений студента по данным дисциплинам (или нескольким дисциплинам) за данный период обучения;
- Портфолио — форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов обучаемого;
- Портфолио — антология работ студента, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также результат самоанализа и самооценки.
Таким образом, многообразие определений портфолио показывает, что учёные и практики проявляют к нему большой интерес, портфолио используется для различных целей и для различных организационных моментов учебного процесса, в том числе самостоятельной работы студентов по изучению лекционного материала. Как основные функции выделим: формирование умений и навыков самоуправления учебной деятельностью, включая целенаправленное самопланирование, самоорганизацию, контроль и самоконтроль, корректирование траектории изучения предметной области, а также обеспечение высокой мотивации студентов. Портфолио позволяет объективно оценивать уровень владения умениями и навыками, положительную мотивацию учения и интересы по предмету, поощрять самообразование студентов и демонстрировать динамику саморазвития.
Анализ публикаций на тему портфолио позволил выявить несколько разновидностей портфолио. В зависимости от целей, которые отражают результативность учебной деятельности, существуют портфолио- собственные, которые собираются для себя; портфолио-отчёт, которые собираются из проделанных работ преподавателя.
По содержанию выделяют следующие виды портфолио: портфолио достижений, включающее в себя лучшие результаты работы студентов, рефлексивное портфолио, включающее в себя материалы и оценку/самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и др. проблемами; ориентированное портфолио, включающее все материалы, отражающие процесс и результат решения какой — либо проблемы; тематическое портфолио, включающее материалы, отражающие работы студента в рамках той или иной темы.
Портфолио достижений имеет несколько разновидностей. Портфолио документов включает в себя информацию об учебной и самостоятельной работе, в него вносят почётные грамоты, дипломы, письма-отзывы, табели успеваемости, удостоверения, сертификаты, свидетельства, рецензии, благодарственные письма, экспертные заключения. Портфолио творческих работ включает в себя реферативные, олимпиадные, конкурсные и самостоятельные творческие работы. Рейтинговое портфолио представляет собой контрольные работы по по учебным дисциплинам, которые показывают уровень достижения студента. Использование портфолио достижений в вузовской практике предпочтительно, причём комплексно. То есть для студентов целесообразно ведение всех трёх разновидностей портфолио достижений. Но специфика вузовского обучения такова, что портфолио достижений наиболее востребована кураторами или тьютерами.
При этом надо отметить, что институт кураторства, как правило, работая на общественных началах их работа включает много обязанностей, которые требуют систематической работы со студенческими группами. Поэтому эта работа для куратора достаточна затруднительна. Поэтому, на мой взгляд, предпочтительно ведение проблемно-ориентированных портфолио по каким-либо дисциплинам в данном исследовании — по русскому языку.
Общепринятая структура портфолио представлена в виде комплексных материалов, которые структуированы по разделам, и включает четыре раздела: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы» и «Достижения” (1–4). Но учитывая специфику преподавания русского языка, мной предлагается следующяя структура проблемно-ориентированного тематического портфолио достижений по русскому языку: «Портрет» «Коллекция учебных материалов по русскому языку», «Коллекция научных материалов по русскому языку», «Коллекция авторских научных работ по русскому языку», «Коллекция лучших творческих работ по русскому языку», «Коллекция достижений».
При этом в указанных разделах портфолио обычно представляются следующие материалы:
- В разделе «Портрет» представляется информация об авторе портфолио: портрет, эссе о себе, свой образовательный путь в русский язык;
- В разделе «Коллекция учебных материалов по русскому языку» автор представляет варианты конспектов лекций, выполненных на аудиторных занятиях, конспект лекций, доработанных во время внеаудиторной самостоятельной работы; рефераты по русскому языку; и др.
- «Коллекция научных материалов в области русскому языку» включает: списки литературы по русскому языку; списки журналов по русскому языку; ксерокопии статей из периодической печати по русскому языку; ксерокопии докладов и материалов научных конференций; статей из периодической печати; диски с Интернет — материалами, включая адреса сайтов; диски с электронными материалами;
- «Коллекция авторских научных работ по русскому языку» представлена работами автора портфолио на конференциях, авторскими работами на фестивалях, конкурсах выставках;
- «Коллекция лучших творческих работ по русскому языку» включает расширенный конспект лекций; классификации и области русского языка, созданных автором; самостоятельные работы по русскому языку; лучшие доклады, презентации, рефераты по русскому языку;
- «Коллекция достижений» обычно представляется авторскими материалами, которые, по мнению студента, отражают его лучшие результаты и успехи: грамоты, дипломы за призовые места в олимпиадах, конкурсах, фестивалях.
Проблемно-ориентированное портфолио по русскому языку, являясь информационно-управляющим средством учебной деятельности студента, отражает динамику его учебной, трудовой и интеллектуальной деятельности, уровень владения умениями и навыками в области информационных технологий; развивает интерес к русскому языку, критическое отношение к своей деятельности; формирует и развивает навыки самоуправления своей учебной деятельностью, а преподавателям предоставляет обобщенные сведение о разнообразных результатах образовательной активности студента, позволяет оценить динамику развития его информационной культуры.
Литература^
1. Педагогика и психология высшей школы.– Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544с.
2. Молчанова З. М., Тимченко А. А., Черникова Т. В. М. Личностное портфолио старшеклассника. — М.: Глобус, 2006г. — 128с.
3. Портфолио в современном образовательном поле: учебно-методическое пособие/Под. ред. Н. Н. Суртаевой. — СПб-Тюмень: ТОГИРРО-НМЦ, 2005г. — 40с.
4. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. — Самара: Изд-во Профи. 2004г. — 84с.
5. Виштак Н. М., Об использовании портфолио изучающих информатику.