Организация проектной деятельности обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы как средство мотивации в процессе обучения тригонометрии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 02.08.2016

Статья просмотрена: 327 раз

Библиографическое описание:

Масленкова, В. А. Организация проектной деятельности обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы как средство мотивации в процессе обучения тригонометрии / В. А. Масленкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 471-473. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33105/ (дата обращения: 22.12.2024).



Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого является скорее открытие, нежели обучение

Маршал Маклюэн

Тригонометрия — один из обязательных разделов школьного курса математики. Тригонометрические вычисления применяются во многих областях геометрии, физики, инженерного дела и др.

Наблюдения за реальной практикой обучения школьников показывают, что большая часть из них не понимают значимости тригонометрии в системе других наук. В связи с чем данный раздел математики вызывает трудности у некоторых обучающихся из-за обилия формул и многообразия задач, а зачастую просто нежелание изучать данный раздел.

Большинство тригонометрических задач в школьном курсе математики не имеют прикладной направленности. А ведь задачи с практическим содержанием мотивируют учеников на изучение теоретического материала, поскольку именно на примере прикладных задач можно показать необходимость знания тригонометрических функций и формул для решения проблем, возникающих перед человеком в повседневной жизни или профессиональной деятельности.

К одной из инновационных педагогических технологий, способствующих развитию мотивации учебной деятельности обучающихся, относится проектная деятельность. Метод проектов направлен на индивидуализацию учебного процесса. Данный метод даёт школьникам возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий.

Приведём пример проектной деятельности по математике: «Тригонометрия в медицине». Проект ориентирован на обучающихся 10 классов биолого-химического профиля, представляет собой исследовательскую работу школьников по изучению тригонометрических функций в различных областях медицины. В рамках данного проекта обучающиеся установят связи такого раздела математики, как «Тригонометрия» с другими науками. Работая над проектом, ученики научатся анализировать и интерпретировать найденную информацию; представлять её с помощью средств информационно-коммуникационных технологий; интегрируя знания по биологии и химии, объяснять, где на практике встречаются тригонометрические функции.

Приведём список примерных вопросов, направляющих проект:

– Что такое биоритмы? Какую роль тригонометрические функции играют при построении моделей биоритмов?

– Что изучает кардиология? Какие знания по тригонометрии помогут при исследовании кардиограммы?

– Что изучает офтальмохирургия? Какие знания по тригонометрии необходимы хирургу для совершения операции по лазерной коррекции зрения?

На основе вопросов выделим темы исследования:

  1. Биоритмы. Роль тригонометрических функций при построении моделей биоритмов.
  2. Тригонометрия в кардиологии.
  3. Тригонометрия и лазерная коррекция зрения.

Выделим основные этапы организации проектной деятельности обучающихся:

Этап I.

  1. Выбор учениками темы исследования.
  2. Выдвижение целей и задач проекта.
  3. Формирование учеников в микрогруппы.
  4. Обсуждение плана работы в микрогруппах.

В ходе данного пункта ученики распределяют обязанности в микрогруппах, планируют дальнейшие действия; приступают к заполнению листа планирования работы группы, представленного в таблице 1.

Таблица 1

Лист планирования работы группы:

Группа

Тема исследования:

Цели исследования:

Задачи исследования:

Ресурсы, необходимые для проведения исследования:

Форма представления результатов исследования:

Работа над проектом:

Участники группы:

Роль каждого участника группы:

Результаты проведённого исследования:

Вывод:

Этап II.

  1. Осуществление обучающимися проектно-исследовательской деятельности (анализ научной, научно-популярной литературы; обработка найденной информации).
  2. Разработка доклада по исследуемой теме.

Разработка доклада включает в себя написание текста самого доклада выступления и сопровождающую его презентацию. Ресурс, с помощью которого будет разработана презентация, выбирают сами ученики. Например, можно предложить следующие ресурсы: Microsoft Power Point, Prezi, VideoScribe, Mindomo.com и др.

Этап III.

  1. Защита проектов.
  2. Оценивание результатов.

После защиты проектов, учитель совместно с учениками оценивает представленные проектные работы по критериям, представленным в таблице 2.

Таблица 2

Критерии оценки доклада:

максимальный балл выставляется при полном соответствии требованию;

— 0 баллов выставляется при полном невыполнении требовании;

— при частичном выполнении требования выставляется промежуточное значение.

Группа №

Тема исследования:

Требования

Максимальный балл

Самооценка группы

Оценка другими группами

Оценка учителя

Итоговый балл

Структура:

8

- присутствуют основные этапы исследования

5

- присутствуют и оформлены ссылки на все используемые источники

3

Оформление:

15

- текст на слайде представляет собой опорный конспект (ключевые слова, маркированный или нумерованный список)

3

- наиболее важная информация выделяется с помощью цвета, размера текстовой информации, эффектов анимации и др.

3

- оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию содержания

3

- текст легко читается

3

- презентация не перегружена эффектами

3

Наглядность:

10

- иллюстрации помогают наиболее полно раскрыть тему, не отвлекают от содержания

5

- используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и др.)

5

Содержание:

32

- презентация оригинальна, не дублирует содержание других презентаций

3

- презентация содержит ценную, достоверную, понятную информацию по теме проекта

5

- поставленные цели соответствуют проблеме проекта

3

- сформулированная гипотеза соответствует проблеме проекта

3

- методы проведённого статистического исследования описаны качественно

5

- обработанные результаты исследования представлены качественно

5

- в выводах присутствует и развёрнут ответ на поставленный проблемный вопрос

5

- ошибки и опечатки отсутствуют

3

Выступление:

16

- выступающий свободно владеет содержанием, ясно излагает основные идеи

5

- выступающий свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории

5

- презентация служит иллюстрацией к выступлению, но не заменяет его

3

- выступающий обращается к аудитории, поддерживает контакт с ней

3

Коллективная деятельность:

10

- проект является результатом коллективных усилий, отражён вклад каждого участника в работу группы

10

Итого:

91

  1. Подведение итогов.

В заключении урока проводится рефлексия по результатам проектной деятельности.

В рамках предполагаемого проекта деятельность обучающихся направлена на решение задач прикладного характера, что в свою очередь позволяет заинтересовать учеников на изучение такого раздела математики, как тригонометрия; расширяет кругозор; формирует навыки самостоятельной познавательной деятельности; учит ориентироваться в различных источниках информации; сотрудничать со сверстниками и педагогом.

Литература:

  1. Тумашева О. В., Берсенева О. В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе, 2015. № 10 С. 27–30.
  2. Пахомова Н. Ю. Метод проекта в образовательном учреждении/Н. Ю. Пахомова.–М.:АРКТИ, 2003.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, школьный курс математики, III, функция, ученик, участник группы, тригонометрия, таблица, разработка доклада, раздел, проект, проблема проекта, презентация, построение моделей биоритмов, найденная информация, максимальный балл, лазерная коррекция зрения, защита проектов.


Похожие статьи

Формирование самостоятельности учащихся школы в процессе обучения физике

Организация внеурочной деятельности по английскому языку для формирования у младших школьников социокультурной компетенции

Применение физкультурной сказки в процессе обучения основам финансовой грамотности в ДОУ

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе

Управленческие цепочки как средство управления познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения

Организация исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы как один из факторов повышения качества знаний

Диалогизация процесса изучения педагогических дисциплин на первом курсе как средство адаптации студентов к обучению в педагогическом вузе

Использование игр как средства развития предпосылок к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Развитие познавательной активности студентов через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях по математике

Похожие статьи

Формирование самостоятельности учащихся школы в процессе обучения физике

Организация внеурочной деятельности по английскому языку для формирования у младших школьников социокультурной компетенции

Применение физкультурной сказки в процессе обучения основам финансовой грамотности в ДОУ

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе

Управленческие цепочки как средство управления познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения

Организация исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы как один из факторов повышения качества знаний

Диалогизация процесса изучения педагогических дисциплин на первом курсе как средство адаптации студентов к обучению в педагогическом вузе

Использование игр как средства развития предпосылок к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Развитие познавательной активности студентов через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях по математике

Задать вопрос