К вопросу о целесообразности применения муниципальных фильтров на выборах высшего должностного лица субъекта РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 04.04.2015

Статья просмотрена: 395 раз

Библиографическое описание:

Шадрин, В. В. К вопросу о целесообразности применения муниципальных фильтров на выборах высшего должностного лица субъекта РФ / В. В. Шадрин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 625-629. — URL: https://moluch.ru/archive/87/17030/ (дата обращения: 24.12.2024).

Статья посвящена исследованию одной из проблем совершенствования порядка наделения полномочиями органов публичной власти и выборных должностных лиц, а именно проблеме применения муниципальных фильтров при процедуре выдвижения и регистрации кандидатов на выборах высшего должностного лица субъекта РФ. Анализируются теоретические и практические аспекты данной проблемы. Автор приходит к выводу, что применение муниципальных фильтров не соответствует конституционно-правовым целям наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ и взаимодействия органов публичной власти, а значит, требует законодательного урегулирования путем отмены муниципальных фильтров.

Ключевые слова: муниципальные фильтры, конституционно-правовые цели, выборы высшего должностного лица субъекта РФ.

 

Одной из важнейших проблем конституционно-правовой науки является проблема совершенствования порядка наделения полномочиями органов публичной власти и выборных должностных лиц. В частности немаловажное значение имеет вопрос о порядке наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. В этой сфере происходит множество различных изменений, и одним из таких новшеств являются т. н. муниципальные фильтры при процедуре выдвижения и регистрации кандидатов на выборах высшего должностного лица субъекта РФ.

Муниципальные фильтры были законодательно закреплены в 2012 г., в этом же году по запросу группы депутатов Государственной Думы РФ Конституционным Судом РФ были рассмотрены положения о муниципальных фильтрах в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», которые были признаны не противоречащими Конституции РФ. Конституционный Суд основывает свою позицию на том, что такие меры способствуют обеспечению единства системы публичной власти в РФ и взаимодействию органов государственной власти и органов местного самоуправления; расширению возможности представительства и участия иных, негосударственных, политических сил в избирательном процессе на этапе выдвижения и регистрации кандидатов; способствует поддержке тех кандидатов, которые хорошо понимают проблемы субъекта и способны решать социально-экономические задачи региона [1].

На наш взгляд, смысл внедрения муниципальных фильтров не вполне соответствует конституционно-правовым целям, стоящим, в данном случае, при наделении полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ и взаимодействия органов публичной власти. Как известно, смысл местного самоуправления заключается в самостоятельном решении вопросов местного значения исходя из интересов населения самим населением и/или органами местного самоуправления. Соответственно, взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления должно складываться не в участии органов местного самоуправления в порядке наделения полномочиями органов государственной власти, а во взаимном осуществлении конкретных полномочий и решении конкретных вопросов с обязательным материально-финансовым обеспечением — именно это является конституционно-правовой целью взаимодействия органов публичной власти. Также не вполне ясна обязательность выражения мнения депутатов представительных органов и глав муниципальных образований при выдвижении и регистрации кандидатов на выборах высшего должностного лица. На наш взгляд, полноценное осуществление высшим должностным лицом субъекта РФ своих полномочий невозможно без учета мнения муниципального сообщества, равно как и решение вопросов местного значения органами местного самоуправления невозможно вне взаимодействия с органами государственной власти. Для этого нет необходимости в обязательной поддержке кандидатов депутатами представительных органов и глав муниципальных образований, как и нет необходимости в выявлении подходящих и достойных кандидатов на данную должность.

Как показывает практика, при применении муниципальных фильтров возникают разного рода проблемы. Со дня вступления в силу нововведений, связанных с муниципальным фильтром, и по сей день уже в 43 субъектах РФ прошли выборы высшего должностного лица субъекта РФ: 5 в 2012 г., 8 в 2013 и 30 в 2014 г. [2].

В 2012 г. выборы состоялись в пяти субъектах: Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях. Проанализировав прошедшие выборы, Фонд «Институт социально-экономических и политических исследований» (Фонд ИСЭПИ) пришел к множеству различных выводов. Среди них: коллизия норм законодательства при определении права первенства кандидатов на подпись; сложности при преодолении установленного законами субъектов РФ барьера муниципального фильтра, в том числе парламентскими политическими партиями; факты административного давления на депутатов представительных органов муниципальных образований. Фондом ИСЭПИ были спрогнозированы будущие риски коррумпирования муниципальных депутатов путем установления между ними и политическими партиями долгосрочных соглашений о поддержке при выдвижении кандидатов, а также решающее влияние органов государственной власти субъекта на распределение подписей и дальнейшее контролирование выдвижения определенных кандидатов и др. [3]. Особый акцент исследователи на выборах глав субъектов в 2012 г. сделали на преодоление муниципального фильтра оппозиционными партиями. Как итог: муниципальный фильтр не только может помочь в устранении наиболее опасных конкурентов, но и лишает «своих» кандидатов значительную часть жителей региона (как видно из приведенных цифр, в отдельных случаях — до половины) [4].

На выборах в 2013 г. многие явления, вытекающие из применения муниципальных фильтров, повторились с не меньшим разнообразием [5]. Примечателен пример подписания депутатами муниципальных представительных органов Московской области «деклараций намерений», которые собирались с января 2013 г., в то время как официальный сбор подписей состоялся с 30 мая по 8 июня [6]. Показательна также инициатива депутатов муниципальных представительных органов г. Москвы подготовить письмо с требованием не учитывать муниципальный фильтр на выборах мэра Москвы [7]. На тех же выборах мэра г. Москвы широкий общественный резонанс получила кампания по сбору муниципальных подписей А. А. Навального, в ходе которой другой кандидат в мэры г. Москвы С. С. Собянин призвал муниципальное сообщество поставить подписи за выдвижение кандидатами на выборах оппозиционных политиков, в том числе и в пользу Навального [8].

В 2014 г. выборы глав прошли в 30 субъектах и можно сказать, что опыт прошлых лет повторялся. Можно даже сказать, что на основе применения муниципальных фильтров выстраивается своеобразный бизнес: если раньше политтехнологи зарабатывали солидные суммы на сборе подписей избирателей, то теперь они «окучивают» муниципальный фильтр, что требует информационных, организационных и финансовых ресурсов [9].

В совокупности все это подкрепляется ежегодными инициативами отменить муниципальный фильтр или хотя бы уменьшить барьер. ЛДПР в 2012 г. внесла в Государственную Думу законопроект об отмене муниципального фильтра для кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ от парламентских партий [10]. Это доказывает несостоятельность и нецелесообразность дальнейшего применения муниципальных фильтров. Вопрос об отмене или ограничении муниципальных фильтров стоял также в 2013 г., не в последнюю очередь из-за резонансных событий на выборах мэра г. Москвы [11]. В 2014 г. законопроект об отмене муниципального фильтра был также внесен депутатом фракции ЛДПР М. Н. Свергуновой [12].

Таким образом, мы считаем, что обозначенная проблема требует законодательного урегулирования путем отмены муниципальных фильтров, поскольку их применение на выборах высшего должностного лица субъекта РФ является нецелесообразным.

 

Литература:

 

1.         Постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.2012 № 32-П // «СЗ РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 2), ст. 8062.

2.         Информация о выборах и референдумах. Календарь выборов (1.6.2012–31.3.2015) [Электронный ресурс] // Сайт Центральной избирательной комиссии РФ URL: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/izbirkom

3.         Доклад фонда ИСЭПИ «Прямые выборы губернаторов и система сбора муниципальных подписей в 2012 году: влияние на развитие политической системы и направления совершенствования» [Электронный ресурс] // Сайт Фонда ИСЭПИ URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=960528&cid=5

4.         Костырев В. Выборы губернаторов: к чему привел муниципальный фильтр [Электронный ресурс]// URL: http://top.rbc.ru/politics/01/10/2012/672024.shtml

5.         Литой А., Яковлева Ю. Муниципальный фильтр обернулся «бегом вокруг психбольницы» [Электронный ресурс] // URL: http://rbcdaily.ru/politics/562949988125404

6.         Яковлева Ю. Подмосковных депутатов заставляют поддерживать и. о. губернатора на выборах [Электронный ресурс] // URL: http://rbcdaily.ru/politics/562949986651804

7.         Литой А. Муниципальные депутаты просят отменить фильтр для мэра [Электронный ресурс] // URL: http://rbcdaily.ru/politics/562949987406844

8.         Железнова М, Райбман Н. Навальный преодолел муниципальный фильтр на выборах мэра города Москвы [Электронный ресурс] // URL: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2013/07/08/eho-moskvy-navalnyj-preodolel-municipalnyj-filtr-na-vyborah

9.         Дергачев В. Подпись за тысячу евро [Электронный ресурс] // URL: http://www.gazeta.ru/politics/2014/06/09_a_6064357.shtml

10.     ЛДПР предложила отменить муниципальный фильтр для парламентских партий [Электронный ресурс] // URL: http://lenta.ru/news/2012/10/25/nofilter/

11.     Самарина А. Кремль задумался об отмене муниципального фильтра [Электронный ресурс] // URL: http://www.ng.ru/politics/2013–07–16/1_filter.html

12.     ЛДПР против муниципального фильтра [Электронный ресурс] // URL: http://www.kommersant.ru/doc/2552657

Основные термины (генерируются автоматически): высшее должностное лицо, субъект РФ, муниципальный фильтр, местное самоуправление, публичная власть, взаимодействие органов, государственная власть, москва, орган, регистрация кандидатов.


Ключевые слова

муниципальные фильтры, конституционно-правовые цели, выборы высшего должностного лица субъекта РФ., выборы высшего должностного лица субъекта РФ

Похожие статьи

Проблемы правового закрепления и практического применения санкций муниципально-правовой ответственности

В статье рассматриваются проблемы правового закрепления и практического применения санкций муниципально-правовой ответственности, дается оценка существующим проблемам при реализации процедуры отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправ...

Ограничения для действующих глав субъектов РФ, глав муниципальных образований и президента РФ при принятии ими непосредственного участия в проведении предвыборной избирательной кампании и выборах

В данной статье рассмотрены и проанализированы проблемы, связанные с формированием и развитием избирательного права и избирательного процесса в Российской Федерации: состояние нормативно-правовой основы избирательных прав в части ограничения, связанн...

Проблемы законодательного закрепления правового статуса главы местной администрации и пути их решения

В статье раскрываются некоторые проблемы законодательного закрепления правового статуса главы местной администрации муниципального образования, дается анализ положений нормативных актов в этой области. Предлагаются возможные решения имеющихся проблем...

Теоретико-правовое обоснование понятия «депутат» в законодательстве субъектов Российской Федерации

В статье рассмотрены нормативные и теоретический основы, регламентирующие статус и понятие «депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ». Дается общая характеристика понятия «депутат», анализируются правовые...

Проблемы и особенности применения административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности применения административной ответственности к юридическим лицам в контексте действующего законодательства Российской Федерации. Анализируются теоретические подходы к определению вины юридических лиц, а также проце...

Меры противодействия коррупции в сфере государственного и муниципального управления

В научной статье рассматриваются вопросы, связанные с коррупцией в сфере государственного и муниципального управления. Эмпирическим путем авторами выявлены причины возникновения коррупционных рисков на государственной (муниципальной) службе, на основ...

Способы оспаривания решений региональных органов власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и факторы, влияющие на их выбор

Цель исследования — раскрыть особенности существующих способов оспаривания решений региональных органов власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и их отличительные признаки. В результате исследования выполнено сопоставление способо...

Конституционно-правовые основы регулирования форм взаимодействия депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации с избирателями на примере Тюменской области

Статья посвящена вопросам правового регулирования форм взаимодействия региональных парламентариев с избирателями на примере Тюменской областной Думы. В статье выделены основные признаки понятия «депутат законодательного органа субъекта РФ», установле...

Государственная регистрация юридических лиц

В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, как в теоретическом, так и практическом аспектах. Автором проведен анализ процесса, регулирующего процедуру регистрации юридических лиц, и выявлены ос...

Организация работы по надзору за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с организацией работы по надзору за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления. Автор рассматривает правовое регулирование данного направ...

Похожие статьи

Проблемы правового закрепления и практического применения санкций муниципально-правовой ответственности

В статье рассматриваются проблемы правового закрепления и практического применения санкций муниципально-правовой ответственности, дается оценка существующим проблемам при реализации процедуры отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправ...

Ограничения для действующих глав субъектов РФ, глав муниципальных образований и президента РФ при принятии ими непосредственного участия в проведении предвыборной избирательной кампании и выборах

В данной статье рассмотрены и проанализированы проблемы, связанные с формированием и развитием избирательного права и избирательного процесса в Российской Федерации: состояние нормативно-правовой основы избирательных прав в части ограничения, связанн...

Проблемы законодательного закрепления правового статуса главы местной администрации и пути их решения

В статье раскрываются некоторые проблемы законодательного закрепления правового статуса главы местной администрации муниципального образования, дается анализ положений нормативных актов в этой области. Предлагаются возможные решения имеющихся проблем...

Теоретико-правовое обоснование понятия «депутат» в законодательстве субъектов Российской Федерации

В статье рассмотрены нормативные и теоретический основы, регламентирующие статус и понятие «депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ». Дается общая характеристика понятия «депутат», анализируются правовые...

Проблемы и особенности применения административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности применения административной ответственности к юридическим лицам в контексте действующего законодательства Российской Федерации. Анализируются теоретические подходы к определению вины юридических лиц, а также проце...

Меры противодействия коррупции в сфере государственного и муниципального управления

В научной статье рассматриваются вопросы, связанные с коррупцией в сфере государственного и муниципального управления. Эмпирическим путем авторами выявлены причины возникновения коррупционных рисков на государственной (муниципальной) службе, на основ...

Способы оспаривания решений региональных органов власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и факторы, влияющие на их выбор

Цель исследования — раскрыть особенности существующих способов оспаривания решений региональных органов власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и их отличительные признаки. В результате исследования выполнено сопоставление способо...

Конституционно-правовые основы регулирования форм взаимодействия депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации с избирателями на примере Тюменской области

Статья посвящена вопросам правового регулирования форм взаимодействия региональных парламентариев с избирателями на примере Тюменской областной Думы. В статье выделены основные признаки понятия «депутат законодательного органа субъекта РФ», установле...

Государственная регистрация юридических лиц

В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, как в теоретическом, так и практическом аспектах. Автором проведен анализ процесса, регулирующего процедуру регистрации юридических лиц, и выявлены ос...

Организация работы по надзору за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с организацией работы по надзору за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления. Автор рассматривает правовое регулирование данного направ...

Задать вопрос