Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовой режим ограничений и обязанностей для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации

Научный руководитель
Юриспруденция
21.11.2025
9
Поделиться
Аннотация
Статья анализирует правовой режим ограничений и обязанностей лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Основной целью исследования является выявление проблем, вызванных разрозненным законодательным регулированием. В результате обоснована необходимость консолидации норм в единый закон, что и составляет научную новизну работы.
Библиографическое описание
Аношкина, И. В. Правовой режим ограничений и обязанностей для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации / И. В. Аношкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 150-151. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130404.


Эффективное функционирование и репутация публичной власти в субъектах Российской Федерации находятся в непосредственной зависимости от уровня правовой регламентации деятельности лиц, ее осуществляющих. Особое место в данной системе занимают лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, чья деятельность оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие регионов и реализацию прав граждан. В целях обеспечения добросовестности, предотвращения коррупции и конфликта интересов, для указанной категории лиц законодателем установлен специальный правовой режим, выражающийся в системе юридических ограничений и обязанностей.

Однако формирование данной системы носило эволюционный и фрагментарный характер, что привело к её рассредоточению по множеству нормативных правовых актов. На современном этапе российского законодательства ключевые предписания содержатся не только в профильном федеральном законодательстве о противодействии коррупции, но и в таких нормативных актах, как: «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Подобная дисперсность создает затруднения как для правоприменителя, так и для самих должностных лиц, порождая риски правовой неопределенности, коллизий и снижения эффективности установленных запретов.

Указанные проблемные аспекты правового регулирования обуславливают актуальность настоящего исследования, в рамках которого проводится анализ всей совокупности норм, формирующих рассматриваемый правовой режим.

Запреты для лиц, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации (далее — лица, замещающие госдолжности), муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, перечислены в пункте 3 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1, с. 26].

Об этом также говорится в пункте 3 статьи 5 Федерального закона № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее — № 414-ФЗ) на лица, замещающие госдолжности, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, федеральными законами [4, с. 8].

Однако данная статья содержит неполный перечень запретов для лиц, замещающих госдолжности. Законодатель выделил в отдельную статью 5 № 414-ФЗ норму о том, что лицом, замещающим госдолжность, может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства [4, с. 8].

Кроме того, Федеральный закон № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» установил норму, в соответствии с которой, глава муниципального образования одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность [3, с. 21].

Приводя в сравнение ограничения и запреты для замещения должности государственной гражданской службы, согласно статье 16 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости [2, с. 17–19].

Наряду с этим, для лица, замещающего госдолжность субъекта РФ, законодательство РФ такой нормы не предусматривает, что вызывает вопросы к целесообразности введения такой нормы наравне с требованиями к государственным гражданским служащим.

По мнению автора, ключевое различие между государственными гражданскими служащими и лицами, замещающими госдолжности субъекта РФ, в контексте их влияния и власти заключается в характере их полномочий и уровне важности принимаемых решений.

В силу того, что государственные гражданские служащие осуществляют служебную деятельность, направленную на реализацию функций государственных органов власти. Основное отличие заключается в том, что гражданский служащий действует в строго установленных должностным регламентом рамках, исполняет поручения непосредственного руководителя (представителя нанимателя) и обеспечивает функционирование органа власти. Их функциональность носит, как правило, процедурный, надзорный и обеспечительный характер. Служащие занимаются подготовкой, экспертизой и организацией выполнения уже принятых властных и административных решений. Они несут ответственность за процесс, а не за конечный результат решения, принимаемого руководителем.

В отличие от гражданских служащих, лица, замещающие госдолжности, наделены правом принимать окончательные политические и стратегические решения, обязательные для исполнения на всей территории субъекта РФ. Власть лиц, замещающих госдолжности субъекта, носит распорядительный и нормотворческий характер, именно они определяют направления развития субъекта, занимаются утверждением бюджетных средств, изданием нормативных правовых актов, а также несут персональную ответственность за результаты деятельности вверенного им субъекта власти.

Таким образом, полномочия государственных гражданских служащих являются производной от власти лиц, замещающих госдолжности субъекта, и реализуется в рамках делегированных им административных функций.

По мнению автора, именно это различие в масштабе и характере власти обуславливает необходимость издания отдельного нормативно-правового акта, регулирующего правовой статус, ограничения и обязанности для лиц, замещающих госдолджности субъектов Российской Федерации.

Такие меры позволили бы точно определить правовой статус, установить для лиц, замещающих госдолжности субъекта, более строгий и детализированный правовой режим ограничений и обязанностей, включающий в себя, в том числе, требование к отсутствию судимости у лица, замещающего (претендующего на замещение) госдолжности субъекта. Данное требование позволило бы минимизировать риски и создать единые требования к замещению госдолжности субъекта РФ.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «О противодействии коррупции» // «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228;
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 29.09.2025) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Российская газета», N 162, 31.07.2004;
  3. Федеральный закон от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» // «Российская газета», № 65–66, 26.03.2025;
  4. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 31.07.2025) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025) «Парламентская газета», № 48сс, 28.12.2021.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 150-151):
Часть 3 (стр. 145-219)
Расположение в файле:
стр. 145стр. 150-151стр. 219

Молодой учёный