Функциональное состояние вегетативной нервной системы у детей младшего школьного возраста с головными болями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Садыкова, Г. К. Функциональное состояние вегетативной нервной системы у детей младшего школьного возраста с головными болями / Г. К. Садыкова, Е. С. Ряхова, Д. К. Ганиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 313-316. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16727/ (дата обращения: 16.11.2024).

Актуальность. Немногочисленные клинико-эпидемиологические исследования последнего времени выявили широкую распространенность головных болей у детей — от 20 до 46,4 % [2, с. 5], однако данные о представленности ГБН в общей структуре головных болей у школьников часто разноречивы и варьируют в широком диапазоне — от 36,8 % до 60,0 % [3, с. 109]. Вероятно, это может быть связано с различиями в выборе групп наблюдения, сложностью адекватной интерпретации болевых ощущений ребенка, неоднозначным методическим подходом в оценке клиники ГБ, а также недостаточной чувствительностью критериев ГБН, разработанных для взрослых пациентов [4, с. 46].

Не смотря на то, что головная боль напряжения у детей и подростков считается индикатором наличия психовегетативных расстройств [1, с. 11], эмоционально- аффективные и вегетативные нарушения при этой форме цефалгии, а также их роль в формировании ГБН в подростковом возрасте изучены недостаточно. Нет четкого представления о факторах риска и подходах к прогнозированию развития ГБН у подростков, что не позволяет своевременно планировать и проводить дифференцированные лечебно-профилактические мероприятия в группах высокого риска. Для диагностики и уточнения механизмов развития ГБН далеко не в полном объеме используются возможности дополнительных инструментальных методов исследования.

Материалы и методы исследования. Для решения поставленных задач обследовано 178 школьников с 1-го по 4-й классы (из них 92 мальчиков, 86 девочек). Исследования проводились в школе № 83 г. Ташкента.

Обследование проводилось методом сплошного анкетирования. Все школьники осматривались соматически и неврологически; анализировался анамнез жизни и болезни, успеваемость и интересы. При необходимости пациенты направлялись на консультацию к стоматологам, окулистам и другим специалистам.

На основании общеклинического, неврологического и дополнительного обследования у 82 учащихся выставлен диагноз ГБ (рис. 2.1). Этим пациентам выполнено детальное неврологическое, вегетологическое и психологическое исследования, а также по показаниям проводилось дополнительное инструментальное исследование: КИГ. При сборе анамнеза проводился тщательный анализ наличия церебральной симптоматики — головные боли, их характер связь с голодом, перенапряжением.

Для определения нормальной вариабельности указанных выше клинических и неврологических показателей аналогично обследованы 17 учащихся группы сравнения — дети, не предъявлявшие жалоб на ГБ.

Согласно международным критериям диагностики ГБН (IHS), которые представлены ниже дети с ГБ были подразделены на 2 группы с эпизадической (ЭГБН — 58 (70,7 %)) и хронической ГБН (ХГБН — 24 (29,3 %)).

Результаты исследования. При исследовании вегетативных функций, оценка которых производилась в баллах по вегетативной шкале А. М. Вейна и А. Д. Соловьевой [1, 10], у пациентов с ГБ выявлено наличие соматоформного расстройства ВНС. При этом установлено статистически достоверное преобладание соматоформного расстройства ВНС в группе больных детей в сравнении со здоровыми (р<0,05). Отличия обнаружены и у пациентов в зависимости от возраста (р<0,05). Аналогично достоверное преобладание соматоформного расстройства ВНС зарегистрировано у девочек в сопоставлении с мальчиками (р<0,05). Показатели, полученные, в ходе статистической обработки данных по наличию соматоформного расстройства ВНС представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты статистической обработки показателей вегетативных функций между группами сравнения

Группы

Вопросник (баллы)

Схема (баллы)

ГБ

30,1±1,2*

29,5±0,93*

Мальчики с ГБ

24,5±0,9*

21,8±0,5*

Девочки с ГБ

36,9±0,9*а

31,5±1,0*а

6–7 лет

18,1±2,8*

20,5±0,6*

7–8 лет

22,3±0,4*

23,4±1,2*

8–9 лет

22,9±1,8*^

24,8±0,7*^

10–11 лет

32,6±1,2*^

30,1±0,7*^

ЭГБН

24,5±0,9

21,8±0,8*

ХГБН

36,9±0,99

34,5±1,0*

Примечание: * — Р<0,05.

 

При детальном изучении структуры соматоформного расстройства ВНС в группе ГБН достоверно подтверждено преобладание онемения пальцев кистей — 52,4 % (Р<0,05) и повышенной потливости — 43,9 % (Р<0,05); сердцебиение беспокоило 24,4 % (Р<0,05), а быструю утомляемость отметили 32,5 % больных школьников (Р<0,05).

При сопоставлении полученных данных в различных сравниваемых группах оказалось, что у девочек статистически достоверно преобладало покраснение лица (р<0,05), повышенная потливость (р<0,05).

Также чаще отмечалась склонность к синкопальным состояниям (р<0,05), в отличие от мальчиков, в группе которых описанные выше проявления СВД встречались реже. Полученные данные показали наличие взаимосвязи ГБ с синдромом вегетативной дистонии, доминирование преимущественно ваготонических расстройств у девочек в сравнении с мальчиками.

Таким образом, среди детей, страдающих ГБН, с наибольшей частотой встречались признаки вегетативной дизрегуляции респираторной, кардиоваскулярной систем, диссомнические расстройства, реже отмечались гастроинтестинальные и астенические симптомы. Данные симптомы достоверно чаще регистрировалось в группе подростков с ХГБН (рис. 1).

Рис. 1. Синдромальные признаки вегетативной дизрегуляции

 

По показателям вегетативного тонуса больные с ХГБН отличались от здоровых подростков исходной парасимпатической активацией.

Для изучения особенности регуляции синусового ритма нами был использован метод кардиоинтервалографии (КИГ). Данный метод позволяет не только определить активность звеньев ВНС (симпатического и парасимпатического), но и оценить уровень здоровья обследованных детей, степень напряженности и резерва их адаптационных механизмов. При изучении показателей КИГ в зависимости от частоты цефалгических эпизодов нами установлено более выраженные изменения данных показателей наблюдается у детей с ХГБН (табл. 2)

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей КИГ детей с ГБН в зависимости от частоты цефалгических эпизодов

Показатели

ЭГБН

ХГБН

Мо, сек.

0,8±0,03

0,86±0,02*

∆ х

0,28±0,03*

0,37±0,01*

АМо, %

22,6±2,3

20,7±1,2

ИН, усл.ед.

77,2±15,4*

65,6±8,1*

Примечание: Р<0,05

 

Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей с ХГБН наблюдалась более выраженная эйтоническая направленность за счет гуморального канала регуляции сердечного ритма при снижении симпатического звена ВНС.

С целью определения вегетативной реактивности (ВР), выявления резерва адаптации и наличия скрытых признаков нарушения регуляторных функций ВНС детям было проведено кардиоинтервалографическое исследование в клино- и ортоположении. Изучение вегетативной реактивности у обследованных детей показало, что у детей с ХГБН отмечается выраженное снижение показателей Мо и ∆х в ортоположении и увеличение показателей АМо и ИН в отличии от детей с ЭГБН.

Изучение преморбидного состояния психоэмоциональной сферы показало, что в обеих группах больных с ГБН до развития клинически манифестных расстройств выявлялись отдельные нестойкие психопатологические проявления (нарушения сна, раздражительность, вспыльчивость, повышенная утомляемость, понижение настроения и др.), которые не складывались в целостную картину гиперстенического или гипостенического синдрома, были обусловлены преходящими невротическими реакциями и по своему характеру, а также представленности существенно отличались от аналогичных проявлений у здоровых подростков.

Проведение теста Люшера определяет уровень социальной адаптации школьника. Наиболее чаще тревожность встречалась в группе детей ХГБН. Сниженная работоспособность и низкий уровень продуктивной деятельности так же в большинстве случаев был отмечен у детей с ХГБН (рис. 2).

Рис. 2. Показатели теста Люшера

 

Таким образом, дети с ГБН (особенно с ХГБН) характеризуются нарушением психологической адаптации, на что указывает наличие тревоги, а также снижение работоспособности и низкий уровень продуктивной деятельности.

Повышенная тревожность, наличие психовегетативного синдрома, социальная ответственность детей, связанная с обучением в школе школы, длительные статические нагрузки и гиподинамия при подготовке к учебному процессу, вероятно, являются факторами хронизации и тяжести клинических проявлений ГБН у детей.

Выводы:

1.         Для детей с ГБН характерно наличие симптомов вегетативной дисфункции преимущественно симпатической направленности.

2.         По данным кардиоинтервалографии при ГБН в большинстве случаев отмечается эйтония (46,4 %) и ваготония (30,8 %), что говорит о преобладании эйтонической направленности ВНС.

3.         Дети с ГБН (особенно с ХГБН) характеризуются нарушением психологической адаптации, на что указывает наличие тревоги, а также снижение работоспособности и низкий уровень продуктивной деятельности.

 

Литература:

 

1.         Вейн А. М., Данилов Ал.Б. Гендерная проблема в неврологии / Журнал неврологии и психиатрии. — 2003. — № 10. — С. 5–15.

2.         Жулев Н. М. Цефалгии. Головная боль (диагностика и лечение): учебное пособие / Н. М. Жулев. — СПб: Медицина, 2007. — 45 с.

3.         Рачин А. П. Головная боль у школьников г. Смоленска. // Вестник Смоленской медицинской академии.- 2000.- № 1.- С. 109.

4.         Judelson J. B., Ratchin A. P. The Treatment of the tension-type headache in schoolchildren / Abstract book of 5th Congress of European Association for Clinical Pharmacology and Therapeutics.- Odense, Denmark.- 2001.- V.89, Suppl.1. — P.46.

Основные термины (генерируются автоматически): Ребенок, продуктивная деятельность, расстройство, IHS, большинство случаев, вегетативная реактивность, достоверное преобладание, наличие тревоги, психологическая адаптация, снижение работоспособности.


Похожие статьи

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Функциональное состояние вегетативного гомеостаза здоровых школьников

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей периода второго детства, страдающих аллергическим ринитом

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи у детей дошкольного возраста

Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными расстройствами у детей дошкольного возраста, страдающих ДЦП

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи

Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Похожие статьи

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Функциональное состояние вегетативного гомеостаза здоровых школьников

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей периода второго детства, страдающих аллергическим ринитом

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи у детей дошкольного возраста

Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными расстройствами у детей дошкольного возраста, страдающих ДЦП

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи

Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Задать вопрос