Функциональное состояние вегетативного гомеостаза здоровых школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Арзикулов, А. Ш. Функциональное состояние вегетативного гомеостаза здоровых школьников / А. Ш. Арзикулов, Д. Н. Холматов, Г. Г. Ахмадалиев, Э. А. Юсупов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 58-63. — URL: https://moluch.ru/archive/124/33631/ (дата обращения: 22.12.2024).



Введение. Вегетативная нервная система, ступающая в роли посредника между центральной системой и внутренними органами, регулятора всех жизненных процессов в организме, «проводника» эмоциональных состояний, как в норме, так и в патологии, становится важнейшим «органом выражения аффекта». В связи с этим, значительный научный и клинический интерес представляют исследования вегетативного гомеостаза у практически здоровых школьников.

Материалы и методы. В работе применен клинико-популяционный подход к выбору и анализу материала. Предметом обследования явились учащиеся в возрасте 7–17 лет общеобразовательных школ (1058 детей, 10 %-ная выборка) г. Андижана. Исходный вегетативный тонус (ИВТ) оценивали по рекомендации Н. А. Белоконь с соавт. по индексу напряжения (ИН1) в покое ИН1 в 31–90 усл. ед. соответствовал-эйтонии, менее 30 усл. ед- ваготонии и 90 усл. ед.-симпатикотонии. Состояние ИВТ у обследованных школьников здоровой популяции представлено в табл. 1.


Таблица 1

Состояние вегетативного гомеостаза у практически здоровых школьников

Исходный вегетативный тонус

ИН

В покое

(усл.ед)

Девочки (n= 233)

Мальчики (n=202)

7–10лет

(n=108)

11–14 лет

(n=125)

Всего

7–10 лет

(n= 99)

11–14 лет

(n=103)

Всего

Абс

%

Абс

%

Абс

%

абс

%

Абс

%

Абс

%

  1. Эйтония
  2. Ваготония
  3. Симпатикотония

31–90

< 30

> 91

41

19

48

37,9

17,6

44,4

55

27

43

44,0

21,6

34,4

96

46

91

41,2

19,7

39,1

47

20

32

47,5

20,2*

32,3

51

29

23

49,5*

26,2

22,3

96

49

55

48,5

24,3*

27,2

Примечание: Данные статистически достоверны (P<0,05–0,001),

По сравнению с девочками, кроме отмеченных звездочкой (*).

Таблица 2.

Статистическая характеристика структуры сердечного ритма у практически здоровых школьников в зависимости от исходного вегетативного тонуса (по данным КИГ, М±m)

Показатели сердечного ритма

Ваготония (n=95)

Эйтония (n=194)

Симпатикотония (n=146)

Девочки

(n=40)

Мальчики

(n=49)

Девочки

(n=96)

Мальчики

(n=98)

Девочки

(n=91)

Мальчики

(n=55)

М,сек

Мо,сек

АМО, в сек

Δх, сек

ВПР, усл.ед.

ИН1, усл.ед.

ПИ, усл.ед.

АМО/Δх

0,75± 0,01

0,78± 0,01

14,5± 0,51

0,38±0,01

3,45± 0,20

24,7± 0,75

190,0± 4,46

38,3 ±1,28

0,75± 0,006

0,73± 0,001

14,0± 0,41

0,41± 0,01

3,46 ±0,19

24,1 ±0,57

230,7 ±6,53

40,3 ±1,02

0,70± 0,008

0,70 ±0,006

21,2 ±0,36

0,24 ±0,005

6,33 ±0,22

60,6 ±0,11

54,9 ±1,97

90,8 ±1,72

0,72± 0,005

0,73 ±0,006

19,9 ±0,41

0,24 ±0,005

5,55 ±0,18

52,4 ±1,11

80,6 ±1,63

75,9 ±1,21

0,59 ±0,004

0,58 ±0,005

30,5 ±0,91

0,27 ±0,005

11,3 ±0,31

187,2± 3,24

13,1 ±0,37

190,7 ±5,72

0,61± 0,005

0,61 ±0,005

29,8 ±0,78

0,16 ±0,005

11,9 ±0,25

179,2 ±2,96

13,3 ±0,29

198,1± 2,67


Обсуждение:Как следует из материала таблицы 1, у мальчиков в возрасте 7–14 лет исходная эйтония встречается статистически чаще (48,5; Р< 0,05) по сравнению с девочками (41,2). Примерно в одинаковом количестве случаев определяется исходная ваготония, соответственно у мальчиков и девочек (24,3 и 19,7). У мальчиков в возрастном отрезке 7–14 лет наблюдается исходная ваго-и симпатикотония (24,3 и 22,2; Р < 0,05), а у школьниц преобладают случаи исходной симпатикотонии- соответственно в возрастные периоды 7–10 и 11–14 лет у мальчиков (32,3 и 27,3; Р< 0,01) и девочек (44,4 и 34,4; Р <0,01). Увеличивается удельный вес школьников с ваготонией у мальчиков (20,2 и 26,2; Р< 0,05). Статически достоверное различие в преобладании ваготонии у девочек в старшем школьном возрасте (17,6 и 21,6; Р <0,05) не обнаружены, что свидетельствует о напряженности в уровне функционирования центрального (гуморального) контура ВНС, по-видимому, связанное с напряженностью компенсаторных механизмов, обусловленных их половым развитием.

Как известно, у здоровых детей школьного возраста высок удельный вес клинических симптомов функциональных нарушений вегетативного генеза со стороны сердечно-сосудистой системы.

Данные литературы свидетельствуют о том, что структура сердечного ритма у детей находится в прямой зависимости от исходного вегетативного тонуса. Характеристика сердечного ритма в зависимости от исходного вегетативного тонуса у обследованных школьников представлена в табл. 2.

Как видно из данных таблицы, при исходном ваготонусе в структуре сердечного ритма отмечается уменьшение значения ВПР, ИН, АМО (Р< 0,05- 0,01) и увеличение показателей вариационного размаха (Р< 0,001), ПИ (Р<0,001). Эти данные указывают на значительное преобладание холинэргических влияний на сердечный ритм, чем адренергических [61). Об этом свидетельствует также уменьшение числа сердечных сокращений (М.Мо, Р< 0,05) соотношение АМО /Δ х (Р< 0,001) и выраженная синусовая аритмия в кардиоинтервалограммах, связанная с увеличением дыхательной периодики в спектре сердечного ритма.

Такие изменения в регуляции сердечного ритма в процессе развития школьников сопровождаются увеличением эффективности его работы. Из данных таблицы 2. также видно, что у школьников с исходной эйтонией наблюдается определенное равновесие между адренергическим (АМО, ВПР) и холинергическим влиянием на сердечный ритм (Δх. ПИ). Однако, это равновесие у девочек сопровождается некоторым преобладанием активности симпатических влияний (АМО, Р< 0,05; АМО/Δx, Р< 0,01) на фоне уменьшения активности парасимпатического отдела ВНС (Δx. ПИ, Р< 0,05–0,001).

У школьников с исходной симпатикотонией обнаружено значительное снижение показателей Δx, Пи (Р> 0,01) на фоне увеличения числа сердечных сокращений (М, Мо, Р<0,001), значения АМО, ВПР, ИН1 (Р< 0,001) и соотношении АМО / Δx (Р< 0,01). Эти данные свидетельствуют о напряженности компенсаторных механизмов, о высоком уровне функционирования симпатического звена ВНС, центрального контура регуляции сердечного ритма и, следовательно, подавлении активности парасимпатических влияний (Δx, ПИ, АМО/Δx, Р<0,001). Необходимо отметить, что такие изменения в структуре сердечного ритма у школьников с исходной симпатикотонией, по-видимому, указывают на некоторое запаздывание в перестройке взаимосвязи симпатического и парасимпатического отделов ВНС с преобладанием активности, так как исходная симпатикотония у школьников в возрасте 12 лет и старше по данным литературы, встречаются в единичных случаях.

Изменения структуры элементов сердечного ритма с возрастом прямо коррелируют с перестройкой исходного вегетативного тонуса — уменьшение случаев симпатикотонии и увеличение количества детей с ваготонией соответственно у мальчиков (Р <0,01, ч= + 0,786) и девочек (Р< 0,05; ч= + 0,484), и выражалось в показателях КИГ с большими значениями кардиоинтервалов (М, Мо, Р< 0,01) большой вариативностью их (Δx, Р< 0,01), уменьшением плотности кардиоциклов (АМО; Р< 0,01), преобладанием ваготонических кривых в ритмограммах.

Эти данные свидетельствуют о перестройке взаимосвязи симпатического и парасимпатического отделов ВНС с переобладанием активности последнего у детей в старшем школьном возрасте.

Различия в показателях КИГ у здоровых школьников в зависимости от пола характеризовались у мальчиков в возрасте 11–14 лет увеличением кардиоциклов RR (Р< 0,01), уменьшением их плотности (АМО %, Р< 0,01) и высокими значениями Δx и ПИ (Р<0,01) по сравнению с девочками. У последних функционирование синусового узла находится под влиянием адренергических механизмов, что видимо, объясняется более напряженной регуляцией сердечного ритма в период полового созревания.

Проведено изучение индивидуальных значений ИН2 / ИН1, у обследованных школьников и их сопоставление с региональными нормативами (219, 226] (табл.3.) Как видно из представленной таблицы 3.11, вегетативная реактивность зависит от исходного вегетативного тонуса; у детей с исходным ваготонусом (низкие ИН) обнаруживается высокая частота гиперсимпатонического варианата реактивности (Р< 0,001), а у детей с исходным симпатикотонусом (высокие ИН) часто выявляется часто симпатикотонический вариант реактивности (Р< 0,01- 0,001), что согласуется с законом «исходного значения» Уайлдера.

В целом здоровая популяция школьников на клиноортостатическую нагрузку реагировала с нормальными значениями ИН2/ ИН1 в 67,1 % случаев и в 32,9 случаев выявлена извращенная реакция вегетативной реактивности. Извращенная реакция вегетативного реагирования чаще наблюдалась у школьников с исходной ваго-и симпатикотонией и, видимо, отражает функциональную незрелость симпатического и парасимпатического отделов ВНС у наших школьников в возрастном периоде 7–14 лет.

Как известно, степень реагирования функциональной системы на внутренний и внешний раздражитель определяется исходным уровнем данной системы, поэтому, нами проведен анализ динамики изменения гемодинамических параметров (САД, ДАД) в ответ на клиноортостатическую нагрузку, результаты исследований представлены в табл. 4.

Как видно из таблицы 4., показатели САД и ДАД у обследованных школьников в покое были достаточно однородными и лишь у школьников в возрасте 7–10 лет параметры САД и ДАД были низкими по сравнению с девочками того же возраста (Р< 0,05). Ортостатическая нагрузка у школьников выражалась в небольшом снижении САД (6,1–7,86 %), и повышении ДАД (8,5- 13,5 %. Максимальный прирост САД (6,9–10,6 %) и ДАД (11,0–18,4 %) у обследованных детей отмечался на 3–4 минуте пробы (Р< 0,05–0,01). Выявлена зависимость максимального прироста САД и ДАД от возраста учащихся. Так, у школьников в возрасте 7–10 лет сдвиги в уровне САД (7,9–10,6) и ДАД (15,4–18,4) были более выраженными (Р< 0,05), чем у школьников в возрасте 11–14 лет (САД — 6,9–7,2 %; ДАД-11,0–15,8 %). Сдвиги в уровне САД (6,9–10,2 мм рт.ст.) и ДАД (9,9–10,7 мм.рт.ст.) были более значительными у мальчиков (Р< 0,05), чем у девочек (САД — 7,2–7,9 мм рт.ст. и ДАД — 7,6–9,9 мм рт.ст.). После прекращения пробы у большинства школьников параметры САД и ДАД возвращались к исходному уровню на первой минуте нагрузки и лишь у детей в возрасте 7–10 лет этот период замедлен по уровню ДАД (2–3 мин.), что, видимо, указывает на не совершенность депрессорных механизмов саморегуляции кровообращения.


Таблица 3

Состояние вегетативной реактивности у практически здоровых школьников в зависимости от исходного вегетативного тонуса (в %)

Исходный вегетативный тонус

Пол

Кол-во обсл.

Вегетативная реактивность

Нормальная

Гиперсимпати-котонич.

Асимпатикотнич.

Абс.

%

Абс

%

Абс

%

  1. Ваготония < 30 усл.ед.
  1. Эйтония 30–90 ед.
  1. Симпатикотония > 91 усл.ед.

Д

М

Д

М

Д

М

46

49

96

98

91

55

29

23

71

76

51

32

63,0

63,3

74,0

77,6

56,0

68,2

14

12

14

13

13

6

30,4

24,5

14,6

13,3

14,3

10,9

3

4

11

9

27

17

6,52

8,16

11,5

9,2

29,7

30,9

Всего:

435

292

67,1

72

16,6

71

16,3

Таблица 4

Динамика САД и ДАД у здоровых школьников при выполнении клиноортостатической пробы (М ±m)

Время тестирования

Пол

САД

ДАД

7–10 лет

11–14 лет

7–10 лет

11–14 лет

  1. Исходные данные
  2. КОП: 1-я минута

3-я минута

5-я минута

10-я минута

3. ПВ: 1-я минута

2-я минута

4-я минута

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

102,5± 0,57

96,2 ±0,36

96,3 ±0,41

90,7±0,36

110,6± 0,49

106,4 ±0,26

108,3 ±0,40

104,1 ±0,23

106,6 ±0,36

102,2 ±0,59

103,1 ±0,33*

98,5 ±0,36*

100,2 ±0,21*

96,1 ±0,31*

98,8 ±0,24

94,4 ±0,30*

108,5± 0,50

106,9± 0,48

102,1± 0,27

98,5 ±0,38

116,3± 0,62

114,5 ±0,33

113,8 ±0,47

111,3 ±0,26

112,1 ±0,19

108,4±0,53*

108,5± 0,17*

106,3± 0,28*

106,1± 0,19*

104,6 ±0,23

102,9 ±0,36

102,1 ±0,35

64,7± 0,31

58,3 ±0,18

70,2 ±0,36

66,2 ±0,28

74,6 ±0,36

69,0 ±0,28

72,3 ±0,32

66,2 ±0,36

70,1 ±0,24

64,6 ±0,59

69,4 ±0,26

62,4 ±0,25

66,9 ±0,16*

60,2 ±0,38*

62,0 ±0,14*

58,4 ±0,33*

68,8± 0,26

62,8 ±0,25

74,4 ±0,39

68,1 ±0,28

76,4 ±0,29

72,7 ±0,33

74,0 ±0,25

70,8 ±0,31

70,4 ±0,18

68,6 ±0,23

68,5 ±0,17*

64,7 ±0,35*

68,3 ±0,23*

60,7 ±0,28*

64,5 ±0,24

56,2 ±0,25

Примечание: ПВ — период восстановления. Данные статистически достоверны (P<0,05–0,001)

Относительно исходных, кроме отмеченных звездочкой (*).

Таблица 5

Распределение нормальных и патологических вариантов КОП у обследованных здоровых школьников в зависимости от возраста и пола (в %)

Обеспечение вегетативной деятельности иварианты КОП

Девочки (n=233)

Мальчики (n=202)

7–10 лет

(n=108)

11–14 лет

(n=125)

7–10 лет

(n=99)

11–14 лет

(n=103)

Всего

(n=435)

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

абс

%

  1. Нормальное
  2. Избыточное:

Гиперсимпатикотонический вариант

  1. Недостаточное:

Гипердиастолический вариант

Асимпатикотонический вариант

  1. Смешанное:

Симпатикотонический вариант

Астеносимпатикотонический вариант

69

17

12

5

4

1

63,9

15,7

11,1

4,63

3,7

0,93

89

24

7

3

2

71,2

19,2

5,6

2,4

1,6

69

7

14

5

3

1

69,7*

7,1*

14,1

5,1

3,03

1,01

84

5

12

1

1

81,6*

4,85*

11,7*

0,97

0,97

311

53

45

14

9

3

71,5

12,2

10,3

3,22

21

0,69

Примечание: (*) статистически достоверно (P<0,05–0,01) по сравнению с девочками


К отличительным особенностям ортостатической пробы в наших исследованиях можно отнести более высокий прирост ДАД, чем САД по сравнению с пробой психоэмоциональной нагрузки (31), что проявляется более выраженными сдвигами в показателях ЧСС и САД по сравнению с ДАД. Известно, последняя является основным гемодинамическим параметром при выполнении КОП, что сказывается на приросте УПС и ОПС. Подтверждением этого факта в наших исследованиях является более высокий подъем ДАД и замедление возвращения его к исходному уровня в восстановительном периоде. Анализируя эти гемодинамические сдвиги в ортостазе у здоровых школьников, можно отметить, что эти сдвиги были обусловлены с одной стороны тенденцией к перемещению крови, с другой- включением компенсаторно-приспособительных реакций (улучшение ЧСС, повышение УПС и ОПС), возникающих в ответ на перемену положения тела и направленных на поддержание адекватного возврата крови к сердцу [60). При выделении нормальных и патологических вариантов КОП в зависимости от исходных значений ЧСС и АД нами использована классификация Н. А. Белоконь и Н. Б. Кубергер (1987), нормальная реакция на КОП определялась отсутствием жалоб, повышением ЧСС на 20–40 % от исходной, увеличением САД и ДАД (от + 5,0 до 20 мм рт. ст.) при этом снижение пульсового давления (ПД) не превышало 50 % от исходного. На основании этих данных нами выделены нормальные и патологические формы вегетативного обеспечения деятельности, включавшие в себе разные варианты КОП. Результаты этих исследований представлены в табл. 4.

Как видно из данных таблицы 4, у школьников в 76,5 % случаях выявляется нормальное обеспечение вегетативной деятельности, что статистически достоверно ниже (88,0 %; Р< 0,05) данных, полученных у московских школьников. Среди школьников почти в равных случаях встречаются избыточное (12,2 %) и недостаточное (13,5 %; Р< 0,05) и редко наблюдается смешанное (3,8 %) обеспечение вегетативной деятельности.

Выводы: В целом, у школьников с возрастом уменьшаются случаи патологических вариантов КОП (Р>0,05), что видимо, связано со стабилизацией и становлением реактивности сердечно-сосудистой системы. Изучение распространенности патологических вариантов КОП в зависимости от возраста обследованных показал, что у младших школьников преобладают гиперсимпатикотонический вариант КОП, указывающий на избыточность реакции сердечно-сосудистой системы, выражающийся увеличением параметров ЧСС, САД и ДАД. Гиперреактивность сохраняется у девочек в возрасте 11–14 лет (19,2 %) что очевидно, связано с сохранением высокой частоты исходной симпатикотонии в этом возрастном периоде. Эти данные свидетельствуют о лабильности и чувствительности сердечно-сосудистой системы детей младшего школьного возраста, а также школьниц в возрасте 11–14 лет.

Относительно высокая частота патологических вариантов КОП с недостаточным включением симпатико-адреналовой системы на нагрузку (гипердиастолические и симпатикотонические варианты) и смешанные варианты КОП (симпатикоастенические и астеносимпатические варианты) у наших школьников свидетельствуют о поражении сегментарных отделов ВНС и наличии у них латентно протекающих форм вегето-сосудистой дистонии.

Таким образом, практически здоровые школьники нашего региона имеют определенные особенности в исходном вегетативном тонусе и реактивности сердечно-сосудистой системы. У детей с исходной симпатикотонией обнаруживаются напряженные механизмы в регуляции сердечного ритма. Клиноортостатическая проба позволяет оценить обеспечение вегетативной деятельности по ЧСС и АД в реальных условиях жизни (лежа, стоя), их интенсивность и направленность в зависимости от пола и возраста детей.

Литература:

  1. Гурьева, Е. Н. Роль вегетативных нарушений в формировании первичной артериальной гипертензии у детей // Бюллетень ВСНЦ со РАМН. V Всероссийский семинар, посвященный памяти профессора Н. А. Белоконь. — 2007. — № 3 (55). — С. 72–73.
  2. Опыт мониторинга здоровья детей и подростков в связи с влиянием факторов окружающей среды. // Здоровье населения и среда обитания. — 2010. — № 9.- С. 8–13.
  3. Практическое руководство по детским болезням под общей ред. В. Ф. Коколиной и А. Г. Румянцева // Детская вегетология: практическое руководство по детским болезням. — М.: ИД Мед. практика, 2008. — XI т. глава 2 -с.22–32.
  4. Шлык, Н. И. Особенности вариабельности сердечного ритма у детей и подростков с различным уровнем зрелости регуляторных систем организма // тез. докл. международного симпозиума. — Ижевск, 2003.-С. 52–60.
  5. Иценко, Е. Н. Показатели состояния здоровья у подростков с повышенной учебной нагрузкой. // Вопросы современной педиатрии. — 2010.- Т. 6, № 1. — С. 264.
Основные термины (генерируются автоматически): вегетативный гомеостаз, исходный вегетативный тонус.


Похожие статьи

Функциональное состояние вегетативной нервной системы у детей младшего школьного возраста с головными болями

Психолого-педагогические условия развития речи у детей старшей группы детского сада

Методы сенсорного развития младших школьников с ОВЗ

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста

Психологическое состояние студентов-спортсменов в соревновательный период

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические условия развития волевой регуляции у дошкольников в двигательной деятельности

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Роль дневного сна в процессе конструктивного развития психики детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Функциональное состояние вегетативной нервной системы у детей младшего школьного возраста с головными болями

Психолого-педагогические условия развития речи у детей старшей группы детского сада

Методы сенсорного развития младших школьников с ОВЗ

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста

Психологическое состояние студентов-спортсменов в соревновательный период

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические условия развития волевой регуляции у дошкольников в двигательной деятельности

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Роль дневного сна в процессе конструктивного развития психики детей дошкольного возраста

Задать вопрос