Роль академической мобильности в повышении мотивации студентов ТПУ в изучении иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 02.04.2015

Статья просмотрена: 1216 раз

Библиографическое описание:

Остроумова, А. Ю. Роль академической мобильности в повышении мотивации студентов ТПУ в изучении иностранного языка / А. Ю. Остроумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 840-843. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16692/ (дата обращения: 16.12.2024).

В современном мире глобализации академическая мобильность (далее АМ) приобретает особую актуальность. Связано это в первую очередь с реализацией основных положений Болонского процесса, цель которых состоит в том, чтобы дать студенту любых специальностей и направлений возможность получения Европейского образования, доступа к ресурсам ведущих научных школ, обеспечения студента знаниями во всех аспектах европейской культуры. В рамках этого предполагается формирование единого Европейского образовательного пространства.

Мобильность имеет определенные преимущества, как для обучающегося, так и для всего Европейского сообщества. Соответственно, во многих ведущих российских вузах академическая мобильность студентов стала необходимым компонентом образовательного процесса. Так, с целью содействия развитию мобильности создаются фонды поддержки этого социального явления, такие как DAAD в Германии. Не последнюю роль в продвижении мобильности уделяется переходу на трехуровневую систему образования: бакалавр, магистр и аспирант.

Однако следует отметить, что, хотя феномен мобильности для нашей страны молод, он достаточно прочно укрепил свои позиции среди студентов в связи с огромными перспективами. Так, на первом месте в этом случае существует возможность студентам реализовать свои образовательные потребности получения нескольких дипломов, обучение по разным специальностям.

Академическая мобильность — это способность учащихся самим формировать свою образовательную траекторию. Иными словами, в рамках образовательных стандартов выбирать предметы, курсы, учебные заведения в соответствии со своими склонностями, устремлениями и амбициями.

Томский политехнический университет среди приоритетов своего развития видит расширение международного сотрудничества с ведущими в мире университетами и научными центрами, внедрение в учебный процесс лучших достижений мировой высшей школы и распространение принципов Болонского процесса в России. Важным элементом в подготовке выпускников ООП, обладающих современными компетенциями, востребованными на мировом рынке труда, является участие студентов в программах академической мобильности [6].

Под академической мобильностью понимается освоение студентом части образовательной программы в другом вузе, как правило, осуществляемое на основе договоров ТПУ с вузами-партнерами. Студент приобретает практический опыт использования иностранного языка, как в профессиональной сфере, так и для повседневного общения.

Что такое академический обмен? Программа академического обмена предполагает развитие студенческого часть образовательной программы в зарубежном вузе-партнере в течение одного семестра. Проходя обучение за рубежом, студент не уходит на академический отпуск и продолжает обучаться со своей группой, когда возвращается. Результаты обучения в зарубежном вузе будут переведены в результаты оценок ТПУ, зачтены и впоследствии включены в Приложение к диплому государственного образца.

ЦМОП (Центр Международных Образовательных Программ ТПУ) работает с корпоративным порталом ТПУ и базами данных Отдела кадров, поэтому, чтобы стать участником любой программы, необходимо подтвердить свой статус студента или аспиранта ТПУ, войти на портал ТПУ в качестве корпоративного пользователя.

Каждый семестр ЦМОП предлагает потенциальным участникам программ академической мобильности на выбор более 70 университетов-партнеров в 23 странах мира. Если вы собираетесь участвовать в программах международных академических обменов, необходимо сначала определиться с университетом.

Главное, что следует отметить — это соответствие направления обучения в иностранном вузе вашему направлению обучения в ТПУ. Большинство университетов-партнеров предлагает конкретный перечень курсов, как на национальном, так и на английском языке. При выборе языка обучения, вы должны обратить внимание на тот факт, что уровень владения языком должен быть не менее В2 по европейской шкале (intermediate level). В таком случае уровень должен быть подтвержден международным сертификатом, либо вы должны быть готовы пройти тестирование в ТПУ по выбранному языку на определение уровня и получение сертификата. На кафедре иностранных языков Института Природных Ресурсов ТПУ организованы курсы для подготовки к сдаче экзаменов на получение международных сертификатов IELTS, City and Guilds, Pearson, сертификатов подтверждающих владения языком не ниже среднего.

Особое значение в процессе формирования способностей современного специалиста имеет высшая школа, задачей которой является не только образование в широком смысле слова, но и подготовка специалистов к профессиональной деятельности, требующей высокого уровня компетенции, в том числе в области владения родным и иностранным языками. Таким образом, иностранный язык становится важным элементом международной интеграции национальных образовательных стандартов. Иностранный язык поможет и уже помогает успешному движению российских вузов по «Болонскому пути». Знание иностранного языка:

-        открывает реальные возможности свободного перевода из одного вуза в другой;

-        повышает академическую мобильность;

-        даёт возможность работать в интернациональной профессиональной команде;

-        повышает конкурентоспособность специалистов, как на российском, так и на мировом рынке труда [2].

Также ТПУ предлагает летние и зимние программы обучения за рубежом, которые являются краткосрочными программами академической мобильности.

В плане краткосрочных программ академической мобильности студенты могут участвовать в культурных и языковых стажировках, практиках (языковые / учебные / производственные / преддипломные) в зарубежных вузах / на иностранных предприятиях в период от одной недели до двух месяцев.

По желанию студента и согласованию с профилирующей кафедрой, эти программы могут быть включены в учебный план студента. В этом случае, по окончании программы результаты обучения или практики за рубежом будут включены в приложение к диплому выпускника ТПУ. Для оформления необходимых документов и возможных вариантов финансирования студентов ТПУ, участвующих в этих программах, со стороны ТПУ студенты обращаются в центр международных образовательных программ.

Важным элементом в подготовке выпускников основных образовательных программ ТПУ, обладающих современными компетенциями, востребованными на мировом рынке труда, является участие студентов в тематических школах. Участие в тематических школах поддерживается стипендией «АКАДЕМПЛЮС» [4].

Buddy Building Club — это сообщество активных и креативных молодых людей, заинтересованных в изучении иностранных языков и культур народов мира, общении с иностранцами и развитии своего лидерского потенциала.

Клуб BBC существует в ТПУ с 2009 года, он объединяет ребят, владеющих иностранными языками, для помощи студентам-иностранцам, приезжающим в ТПУ для обучения. Члены клуба BBC участвуют в организации встреч студентов-иностранцев, организовывают ориентационные и культурные программы и в целом представляют гостям город Томск и Политехнический Университет. Участники клуба считают своим долгом заботиться об иностранных студентах, осуществляя подготовку студентов-волонтеров («бадди»), которые различным образом помогают им во время их пребывания в городе.

Также Buddy Building Club помогает иностранным студентам в адаптации в молодежной среде города Томска. Проведение языковых уроков, экскурсий, вечеров игр, фильмов и презентации стран, также культурно-массовых и спортивных мероприятий — это лишь небольшая часть того, чем можно заняться в клубе [5].

Томский политехнический университет среди приоритетов своего развития видит расширение международного сотрудничества с ведущими в мире университетами и научными центрами, внедрение в учебный процесс лучших достижений мировой высшей школы. Важным элементом в подготовке выпускников, обладающих современными компетенциями, востребованными на мировом рынке труда, является участие студентов в программах академической мобильности [3].

Кроме способности к изучению иностранного языка ключевой составляющей при обучении является мотивация, которая по своей сути всегда целенаправленна.

Срок ее действия истекает, когда цель будет достигнута, или уменьшается, когда цель становится труднодостижимой. Следовательно, учебные цели в изучении иностранного языка должны быть прозрачными и практически осуществимыми, к тому же при частых переживаниях неудачи первоначально имеющаяся оперативная мотивация будет сведена к нулю. В настоящее время занятие по иностранному языку ориентировано на учебную цель и учебный процесс. Участники АМ хорошо мотивированы, перед ними стоит ясная цель, и они хотят достичь этой цели [1].

Представим интеграционную модель эффективного мотивированного процесса обучения в виде замкнутого цикла, основные этапы которого включают: Участник АМ хочет изучать ИЯ. Участник АМ прикладывает усилия для получения новых знаний. Процесс изучения протекает успешно. Повышается уровень компетентности участника АМ. Повышение компетенции дает участнику АМ возможность учиться, прикладывая меньше усилий (облегчает учебный процесс). Участник АМ рассматривает обучение как увлекательный процесс, приносящий удовлетворение. Участник АМ хочет изучать ИЯ.

Предлагаемая модель, в широком смысле, соответствует системе с обратной связью. При этом на последнем этапе мотивация к изучению ИЯ выше начального первого этапа. Мотивации можно достичь лишь в том случае, если разумно подойти к определению содержания программ обучения ИЯ и осуществлять контроль усвоения студентами полученных знаний с опорой на положительный опыт, т. е. считать не ошибки, допущенные учащимися при выполнении заданий, а количество переданных фактов. Если передано более 50 %, можно считать результат удовлетворительным, более 75 % — хорошим. Процесс обучения будет тем эффективнее, чем будет выше заинтересованность учащегося в самом учебном процессе, а не только в результатах обучения [1].

Как приблизить процесс изучения ИЯ к процессу овладения профессиональными навыками? Ответить на этот вопрос преподаватели с филологическим образованием не могут — они не эксперты в специальных дисциплинах. Определить истинные потребности студентов технических и медицинских специальностей можно только, объединив усилия преподавателей ИЯ и преподавателей специальных дисциплин. Привычно отработанные темы можно заменить актуальными текстами: история вуза партнера, научное направление и проекты кафедры для прохождения стажировки, программы конференций и семинаров на ближайший год и т. д. Приобретенные языковые навыки должны быть обязательно использованы в коммуникативных целях. К базису всех коммуникативных навыков относятся признаки разговорного языка. Знания учащихся легко проверяются во время видеоконференций, при студенческих обменах, при анализе и составлении программ летних школ, когда выясняется, насколько хорошо участники АМ выучили прикладной язык на занятиях. Рост академической мобильности в сфере высшего профессионального образования обеспечивает высокую мотивацию к изучению иностранного языка [1].

 

Литература:

 

1.      Богданова Н. В. Мотивация участников программ академической мобильности в процессе языковой подготовки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена — 2012. — № 150 — С. 171–178.

2.      Болсуновская Л. М., Матвеенко И. А. Диверсификация методик обучения иностранному языку в условиях перехода на многоуровневую систему профессиональной подготовки специалистов (на примере Института геологии и нефтегазового дела) // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2010. № 1 (5): в 2-х ч. Ч. I. C. 42–46.

3.      Болсуновская Л. М., Миронова В. Е., Искоркина А. А. Специфика проектной методики в процессе обучения иностранному языку студентов младших курсов неязыковых вузов (на примере Национально исследовательского Томского политехнического университета) // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 2 — С. 371–374.

4.      Центр международных образовательных программ: Студенту ТПУ [Электронный ресурс]. URL: http://portal.tpu.ru/ciap/student

5.      Центр международных образовательных программ: Студенту ТПУ: Buddy Building Club [Электронный ресурс]. URL: http://portal.tpu.ru/ciap/student/buddy

6.      Чучалин А. И. Язиков Е. Г. Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета (Стандарт ООП ТПУ) // сб. инструктивно-методических мат-лов. 2-е изд. расширен. и перераб. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. — 153 с.

Основные термины (генерируются автоматически): академическая мобильность, иностранный язык, участник АМ, BBC, мировой рынок труда, программа, учебный процесс, высшая школа, подготовка выпускников, результат обучения.


Похожие статьи

Роль информационной культуры преподавателя в повышении качества процесса обучения студентов

Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Роль использования интернет-ресурсов в повышении качества знания старшеклассников на уроках английского языка

Педагогический потенциал иноязычного образования в процессе формирования читательской компетентности студентов вуза

Формирование творческих способностей студентов в процессе обучения в техническом вузе

Значение личности учителя иностранного языка в развитии творческой личности обучающихся

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Формирование профессиональных компетенций бакалавров в поликультурном пространстве вуза

Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе профессиональной подготовки

Похожие статьи

Роль информационной культуры преподавателя в повышении качества процесса обучения студентов

Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Роль использования интернет-ресурсов в повышении качества знания старшеклассников на уроках английского языка

Педагогический потенциал иноязычного образования в процессе формирования читательской компетентности студентов вуза

Формирование творческих способностей студентов в процессе обучения в техническом вузе

Значение личности учителя иностранного языка в развитии творческой личности обучающихся

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Формирование профессиональных компетенций бакалавров в поликультурном пространстве вуза

Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе профессиональной подготовки

Задать вопрос