В статье рассмотрены современные аспекты эпилептогенеза и приведены результаты отечественных и зарубежных клинических исследований. Показана роль мелатонина в эпилептогенезе и возможность его эффективности в качестве дополнительного средства при лечении эпилепсии.
Ключевые слова: мелатонин, эпилепсия.
This article looks at the modern aspects of epileptogenesis and brought about results of clinical investigations. The role of melatonin in epileptogenesis and the possibility of its effectiveness as an additional remedy in the treatment of epilepsy are shown.
Keywords:melatonin, epilepsy.
Эпилепсия — одно из самых распространённых хронических неврологических заболеваний человека, которое встречается в 10 раз чаще, чем рассеянный склероз и в 100 раз чаще, чем двигательные заболевания. Несмотря на множество противоэпилептических препаратов в настоящее время 30 % пациентов продолжают припадки. Эта группа больных требует более агрессивного лечения, так как монотерапия препаратами выбора не в состоянии контролировать приступы, а политерапия часто приводит к ряду нежелательных последствий. В последнее время мелатонин все чаще рассматривается в качестве противоэпилептического средства. Влияние применения мелатонина в лечении эпилепсии на сегодняшний день изучено недостаточно, однако многие исследования подтверждают его эффективность в качестве противоэпилептического средства.
В основе развития всех форм эпилепсии лежат изменения биоэлектрической активности, связанные с особенностями метаболических процессов в головном мозге (наследственно обусловленными или приобретенными). Важная роль в индукции эпилепсии принадлежит ГАМК-ергической и глутаматергической системам. Из-за увеличения активности возбуждающей глутаматергической системы и снижения активности тормозящей ГАМК-ергической системы повышается возбудимость нейронов и происходит снижение порога судорожной готовности.
Мелатонин является гормоном эпифиза, синтезируется из триптофана с образованием промежуточного нейромедиатора серотонина. Противоэпилептические эффекты мелатонина заключаются в ингибировании глутаматных рецепторов, повышении концентрации ГАМК и подавлении внутриклеточной аккумуляции ионов кальция, что способствует снижению эпилептической активности головного мозга. Уровень мелатонина низкий у грудных детей, затем он повышается к 5-летнему возрасту и снижается в пубертатный период почти на 75 %, во взрослом периоде концентрация близка к стабильной. Период максимального снижения мелатонинобразующей функции эпифиза соответствует максимальной частоте заболеваемости эпилепсией.
Был проведен анализ литературных данных о клиническом исследовании 256 больных эпилепсией (52,3 % — мужчины, 47,7 % — женщины), средний возраст которых 34,64±0,86 года. На основе мультифакторного анализа клинических данных было выделено три группы больных, которые различались по тяжести симптоматики и течению эпилепсии и не имели существенных отличий по этиологии заболевания, половому и возрастному составу: 1-я группа — больные с неблагоприятным, прогредиентным течением заболевания; 2-я группа — больные с благоприятным, стабильным течением заболевания; 3-я группа — больные с дебютом эпилепсии. У всех обследованных больных выявлено достоверное снижение утренней секреции мелатони- на в среднем на 25,6 % от показателей в контрольной группе (p < 0,001). Установлено, что уровень мелатонина существенно отличается у больных разных групп: наиболее низкие значения отмечены в 1-й группе больных (снижение на 35,5 %, p < 0,001), во 2-й группе дефицит мелатонина выражен меньше (снижение на 22 %, p < 0,001), а в 3-й не выявлено статистически достоверного отличия средних показателей от контроля [1].
Первый клинический случай применения мелатонина описан у девочки 1,5 месяцев с тяжёлой миоклонической эпилепсией, которая не купировалась «традиционными» противоэпилептическими препаратами. В возрасте 29 месяцев пациентка находилась в прекоматозном состоянии, и в это время к противоэпилептической терапии был добавлен мелатонин. После лечения комбинацией мелатонина и фенобарбитала удалось добиться контроля над приступами [2].
Таким образом мелатонин способствует снижению возбудимости нейронов и снижению эпилептический активности головного мозга. Исследования показывают наличие корреляции между снижением уровня мелатонина и тяжестью клинических проявлений эпилепсии. У пациентов, в том числе имеющих резистентность к базовым противоэпилептическим средствам, было зафиксировано снижение судорожной активности, что дает основание предполагать, что мелатонин может быть эффективен в качестве дополнительного средства при лечении эпилепсии.
Литература:
1. Т. А. Литовченко, Н. Г. Михеденко, Т. В. Маркова, И. В. Малышева, Н. В. Шунина, Нейромедиаторные аспекты эпилепсии: роль индоламиновой системы в эпилептогенезе. // Международный медицинский журнал № N’2006 — с. 45–50.
2. Molina-Carballo A., Munoz–Hovos A., Reiter R. J., Sanchez-Forte M. et all, Utility of high doses of melatonin as adjunctive anticonvulsant therapy in a child with severe myoclonic epilepsy: two years experience. //J Pineal Res. — 1997 Sep. — 23(2):97–105.