Глобальное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение в сферу образования определяет развитие образовательных учреждений в течение последних нескольких десятилетий. Этот процесс требует подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, а также повышение общего уровня компьютерной грамотности населения.
Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является важной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях. Школа должна создать свою собственную модель информатизации и информационно-образовательное пространство школы в информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями проектирования [5].
Приведем различные точки зрения на содержание понятия информационно-образовательная среда. Согласно О.А. Ильченко под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается системная и организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса [2].
Коротенков Ю.Г. в учебном пособии «Информационная образовательная среда основной школы» [3] дает такое определение: информационно-образовательная среда (ИОС) – это область и интегрированное средство (ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационно-образовательным, информационно-познавательным, информационно-деятельностным и информационно-коммуникативным. По мнению ряда авторов, информационно-образовательная среда должна включать возможности дистанционной поддержки учащихся, в частности исследователи Герценовского педагогического университета [6] определяют дистанционную поддержку как важную особенность, позволяющую оптимизировать деятельность учащихся и преподавателей в ИОС школы.
Согласно теоретическому исследованию Ребко Э. М. эффективная информационно-образовательная среда должна включать следующие обязательные элементы: компьютерные средства обучения, организационно-управленческий блок, систему управления образовательным процессом, информационно образовательные ресурсы [7]. В соответствии с этим, информационно-образовательная среда может обеспечивать:
- доступность и безопасность информации среды школы и ЭОР;
- безопасность разнообразных форм, тематики и качества информационных ресурсов образовательной среды;
- полноту, оперативность, достоверность и удобство получаемой ее средствами информации;
- восприятие знаний образовательной среды, воспроизведение их в личных знаниях учеников и создание на их основе производных знаний;
- формирование культуры социально-информационного взаимодействия [1].
Однако, информационно-образовательная среда образовательного учреждения, как и любая другая информационная среда подвержена различным негативным влияниям внешнего и внутреннего характера (см. Схема 1). В связи с этим, считаем важным рассмотреть подходы к формированию модели информационной безопасности школьника, как важнейшей составляющей инфобезопасной среды образовательного учреждения (ИСОУ).
Проанализировав научно-методическую литературу, классификации, факторы, риски и угрозы информационной безопасности подростков на основе выше сформулированных понятий была построена модель обеспечения комплексной информационной безопасности школьников.
|
|
Схема 1. Модель обеспечения информационной безопасности школьников.
Целью и результатом реализации данной модели должно служить формирование информационно-безопасной личности выпускника. Объектом информационной безопасности в данной модели является личная информационная среда (ЛИС) школьника. В условиях школьного образования обеспечение информационной безопасности ЛИС учащихся предлагается рассматривать как совокупность деятельности по недопущению вреда здоровью, сознанию и психике ребенка [4].
На Схеме 1 представлены внутренние и внешние угрозы информационной безопасности школьников – совокупность факторов и условий, возникающих в процессе взаимодействия объекта безопасности с другими объектами (субъектами). Информационные опасности современных школьников – негативное проявление перехода к информационному обществу, формирующееся под воздействием вышеуказанных информационных угроз и рисков, которым современный школьник должен уметь противостоять, организовывая свою образовательную деятельность и др.
Не менее важным вопросом при построении модели ИБ школьников является определение субъектов информационной безопасности, то есть тех, кто влияет на информационную безопасность школьников и несет ответственность за ее обеспечение. В нашей модели определены следующие субъекты: Государство, общество, открытые информационные ресурсы (СМИ, Интернет), родители, близкие и родные, сверстники и педагоги. Данные субъекты могут быть источниками как внешних, так и внутренних угроз.
Останавливаясь чуть подробнее на описании внешних и внутренних угроз необходимо отметить, что на личность ребенка в современном информационном обществе воздействует мощный информационный поток представленный в виде всей информации, которую он получает. И если информация, предлагаемая родными и педагогами чаще всего является трансформированной под возрастные и психофизиологические особенности ребенка, то информация получаемая учащимся из внешней среды (телевидение, интернет, печатная пресса, фото и видео, информационные службы) подается ученику в первоначальном виде, и может негативно влиять на ребенка в большей или меньшей степени в зависимости от личностных характеристик обучающегося. Наиболее явные по нашему мнению внешние и внутренние угрозы представлены на Схеме 1.
Обеспечение информационной безопасности школьников в нашей схеме представлено: правовым обеспечением информационной безопасности, нравственным и этическим контролем, защитой психики и здоровья ребенка, техническим и программным обеспечением ИБ, воспитательными и организационными мерами по обеспечению ИБ, формированием информационной культуры учащихся, образованием в области информационной безопасности.
С учетом зарубежного и отечественного опыта информационной безопасности субъекты информационной безопасности должны осуществлять меры по обеспечению безопасности личной информационной среды школьника в рамках следующих направлений:
Правовое обеспечение информационной безопасности – это специальные законы, другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту личной информационной среды учащегося на законодательной и правовой основе для реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [9].
Нравственный и этический контроль подразумевает соблюдение школьниками при осуществлении информационной деятельности норм и правил поведения в обществе, а также сетевой культуры и этики, которые складываются по мере распространения информационных технологий в современном информационном обществе.
Защита психики и здоровья ребенка – меры направлены на актуализацию потребности школьников в хорошем здоровье, физическом благополучии, как средств достижения жизненно важных ценностей, снижение и профилактика компьютерной и Интернет-зависимости среди учащихся, педагогическая и психологическая помощь в вопросах уменьшения информационных опасностей в жизнедеятельности школьников [9].
Воспитательные меры по обеспечению ИБ – меры направленные на формирование культуры безопасности, ответственности за производимые действия в информационном пространстве, меры воспитания и укрепления духовно-нравственных ценностей, патриотизма, меры по подготовке родителей и педагогов к принятию позиции ребенка и помощи в его самореализации.
Техническое и программное обеспечение ИБ – это использование различных технических и программных средств, препятствующих нанесению материального или морального ущерба личной информации, программы родительского контроля, технические средств защиты информации.
Образование в области информационной безопасности – реализация образовательных программ в курсе школьных учебных предметов (ОБЖ и других), организация дополнительного образования учащихся во внеклассной работе по информационной безопасности, повышение квалификации педагогического состава, проведение тематических родительских собраний и встреч с интересными людьми.
Формирование информационной культуры школьников – через образовательную и воспитательную среду школы, которая определяется нами как компонент базовой культуры личности и характеристики человека, позволяющей ему эффективно выполнять все виды работы с информацией, понимать природу информационных процессов и осуществлять информационную рефлексию без ущерба для себя и окружающих [8].
Исходя из анализа модели обеспечения информационной безопасности школы, можно сделать следующие вывод, что создание системы обеспечения безопасности образовательного учреждения должно строиться с учетом его особенностей и структуры, учитываться субъекты ИБ, возможные угрозы и возможные меры обеспечения информационной безопасности.
Литература:
1. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство/ - СП-б., 2006.
2. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: Центр креативной педагогики Московской государственной технологической академии. - 2002
3. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы М.: Академия АйТи, 2011. – 152 с.
4. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: автореф. дис.канд. пед. наук. Иркутск, 2008.
5. Тайлаков У. Н. Единое информационно-образовательное пространство школы как фактор повышения качества образовательных процессов [Текст] / У. Н. Тайлаков // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 768-772.
6. Дистанционная поддержка научно-исследовательской работы магистров образования (на примере платформы moodle.herzen.spb.ru) Ребко Э.М. Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 171. с. 207-211.
7. Информационно-образовательная среда педагогического вуза
Ребко Э.М. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 2-2. с. 46-49.
8. Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов
Ребко Э.М., Федорова А.П. Молодой ученый. 2014. № 1. с. 566-568.
9. Богатырева Ю.И. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Выпуск № 3-2 / 2013 с. 14-25.