О роли и функциях задач в обучении математике написано много, эта тематика волновала не одно поколение ученых. В данной работе нам хотелось бы рассмотреть задачи с точки зрения воспитательного аспекта. Ведь решая задачу, ученик не только отрабатывает знания, раскрывает математические способности, но и воспитывает себя. Можно сказать, процесс воспитания возможен через решение задач.
Проявление элементов воспитания, осуществляемые в процессе решения школьниками математических задач, должно находить свое отражение на протяжении всего процесса обучения. Наиболее актуальными являются для нас такие воспитательные цели, как:
а) возбуждение и поддержание интереса к предмету;
б) воспитание у учащихся ответственного отношения к учению;
в) воспитание потребности и умений учиться математике, добывать знания о действительности посредством живого созерцания и абстрактного мышления (умений наблюдать и мыслить).
Изучаемые на уроке или отраженные в условии задач конкретные факты в конечном счете важны не сами по себе. Многие из них могут быть со временем забыты. Однако изучение всех таких факторов должно оставлять определенный след в сознании обучаемого. Знание того, как вообще человек добывает факты или осуществляет решения возникающих перед ним задач, как фиксирует человек в мышлении результаты познания реальной действительности — все это должно формироваться постепенно и планомерно. Тем самым ученики должны понимать, что решаемая задача лишь часть познаваемого и в ней заложена определенная жизненная ситуация.
Под воспитывающими функциями задач будем понимать функции, которые направлены на формирование нравственных качеств учащихся. В отличие от обучающих функций задач их воспитывающие функции, на наш взгляд, можно подразделить лишь на функции общего и специального характера. К числу общих воспитывающих функций задач относятся:
1) Формирование у школьников высокой степени сознательности, чувства ответственности перед обществом, социальной активности, оптимизма и гуманистической направленности.
2) Воспитание у школьников чувства товарищества, взаимопомощи, творческой инициативы, дисциплинированности и организованности.
3) Эстетическое воспитание учащихся (формирование чувства прекрасного, вкуса к прекрасному, потребности, желания и способности преобразовать окружающий мир и строить человеческие отношения по законам красоты, стремление пополнить свой запас художественных и эстетических знаний и т. д.).
4) Воспитание положительного отношения школьника к учебной деятельности, развитие интереса к учебе, любознательности.
5) Формирование умений рационализировать свою учебную работу и приемы ее оформления; воспитание способности доводить любое учебное задание до конца; формирование критичности в оценке результатов своей работы, наряду с чувством уверенности в правильности ее выполнения.
Нетрудно усмотреть, что в перечисленных общих воспитывающих функциях задач отражены главные воспитательные цели школьного обучения вообще. Поэтому общие и специальные воспитывающие функции задач реализуются одновременно. Конкретность той или иной воспитывающей функции не проявляется. Специализация этих функций проявляется в математическом содержании как самих задач, так и методов их решения, в особенностях, присущих постановке или процессу решения математических задач.
По существу каждая из задач (или процесс ее решения) несет себе ту или иную воспитательную функцию. И от учителя (впрочем, как и автора учебника или задачника) зависит эффективность реализации. И хотя трудно себе представить существование математических задач с ведущей воспитывающей функцией, реализация целей воспитания через задачи может и должна быть систематической и планомерной. Поэтому конкретизация воспитывающих функций математических задач не имеет, на наш взгляд, никакого смысла.
С точки зрения воспитания, понятие что усиление значимости постановки задач в обучении математике предполагает также соответствующее усовершенствование учебников и методики обучения в плане всестороннего использования функций решаемых в школе математических задач как в ходе обучения их решению, так и в ходе обучения математики через задачи.
Одним из важных аспектов воспитательной работы является правильная система контроля. Следовательно задачи должны также обладать контролирующими функциями. Если говорить об общих контролирующих функциях задач, то можно говорить об установлении качества обучения, воспитания и развития школьников, т. е. о качестве их математического образования и воспитания в целом. Однако в таких общих целях математические задачи, как правило, не используются и потому, говоря о контролирующих функциях задач, следует прежде всего иметь в виду их специальные и конкретные функции. Специальные контролирующие функции задач некоторые из которых имеют весьма общий характер) могут быть сформулированы на основе им соответствующих специальных обучающих, развивающих и воспитывающих функций. К их числу можно, например, отнести такие функции, как:
а) установление уровня обученности и обучаемости;
б) проверку способности (и умения) самостоятельно учиться;
в) оценку способности к сообразительности;
г) установление уровня развития того или иного компонента математического мышления или качества, присущего математическому стилю мышления;
д) установление уровня сформированности познавательных интересов.
Конкретные контролирующие функции задач, как правило, имеют целью оценку эффективности реализации той или иной конкретной цели обучения, воспитания и развития и потому формулируются по аналогии с соответствующими конкретными функциями задач, в которых эти цели отражены. Следует отметить, что в практике школьного обучения математике (за исключением разве что этапа проведения экзаменов) контролю знаний и развития учащихся (и в том случае, когда он осуществляется через задачи) присущ обучающий и воспитывающий характер. Поэтому при постановке задач, в различного рода контрольных и проверочных работах следует учитывать этот побочный, но весьма важный эффект и соответствующим образом его использовать. И если для практики школьного обучения математике справедливо требование «обучая, развивать и воспитывать», то не менее справедливо и положение: «контролируя, обучать, воспитывать и развивать».
Не будет большим преувеличением утверждение о том, что жизненная деятельность человека состоит из каждодневного решения различных задач во всем многообразии их содержания, роли и применяемых методов решения. Большинство из этих, ставящихся жизнью задач, решается человеком в процессе целенаправленной и планомерной деятельности; некоторые из этих задач возникают случайно и требуют от человека принятия решения в незапланированном порядке, вне зависимости от готовности и умения отдельного индивидуума решать их правильно. Решение многих задач требует от человека хорошо развитой способности к творческой деятельности или, по крайней мере, способности и умения отыскать в данных условиях более или менее оптимальное решение. Поэтому неудивительно то большое значение, которое современная наука придает изучению процесса человеческой деятельности как в сфере производства, так и в обучении.
Литература:
1. Буркина В. А., Титова Е. И. Методика работы с аномальными задачами// Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 740–741.
2. Ермолаева Е. И. Систематизация математических знаний у студентов строительных специальностей в рамках модульного обучения// Наука и школа. 2008. № 1. С. 33–37.
3. Куимова Е. И., Куимова К. А., Титова Е. И. Функции задач в обучении математике// Молодой ученый. 2014. № 12 С. 280–281.
4. Титова Е. И., Чапрасова А. В. Различные трактовки понятия «задача» и методика их решения// Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 760–762.