В современном мире особую актуальность приобретает инклюзивное образование, нацеленное на обеспечение полноценной жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, их безопасное существование в окружающей среде. Необходимо отметить, что положение инвалидов в социуме во многом определено характером и уровнем специального образования, где немало важную роль занимает профессиональное обучение в области безопасности жизнедеятельности.
В своем ежегодном послании к Федеральному Собранию от 04.12.2014 г. Президент РФ отметил, что «система образования, образуя личность, формирует образ жизни народа. Молодое поколение должно получить возможность подготовиться к жизни в конкурентном мире…», а изменение характера социально-экономических отношений в обществе предполагает поиск новых путей их подготовки к профессиональной деятельности. Это определяет потребность в разработке национальной стратегии образования для устойчивого развития, где образование в области безопасности жизнедеятельности рассматривается как важное условие его становления. Кроме этого, В.В. Путин акцентировал свое внимание на том, что государственные образовательные программы должны способствовать профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов, формированию безбарьерной среды во всех сферах их жизни [2].
Реализации права на образование для всех способствует международная нормативно-правовая база, созданная на основе важнейших документов (Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), Конвенция о правах ребенка (1989), Декларация Саламанки (1994), Дакарский план действий (2000) и Конвенция ООН о правах инвалидов (2006)), позволяющая продвигаться к достижению целостного взгляда на образование, как ведущего фактора развития социального единства, определяющих стратегию, программы по осуществлению инклюзивного образования.
В настоящее время Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение № 1662-р от 17.11.2008 г.) и государственная программа «Доступная среда» (постановление № 175 от 17.03.2011 г.), предусматривают реализацию комплекса мероприятий, позволяющих осуществлять беспрепятственный доступ к необходимым объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и в системе инклюзивного образования [1].
Согласно Федеральному закону РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., инклюзивное образование трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [5].
По мнению многих ученых (С.А. Алехиной, Д.З. Ахметовой, В.З. Кантор, В.Г. Никулиной, З.А. Хуснутдиновой), инклюзивное образование направлено не только на исключение любой дискриминации, но и на создание вариативных условий для получения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
По утверждению В.П. Соломина, П.В. Станкевича, наличие познавательных потребностей у студентов, общественно значимых мотивов к обучению и овладение профессиональной деятельностью, позволяет рассматривать их как субъект управления качеством образовательного процесса, что является важным условием дальнейшей социализации и адаптации молодых специалистов в окружающей среде [4].
Согласно государственной программе «Доступная среда в Самарской области» на 2011 – 2015 годы, одним из основных направлений социально-трудовой реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья является создание необходимых условий для развития системы инклюзивного обучения в профессиональных образовательных учреждениях региона.
Однако, несмотря на это, число образовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная образовательная среда, незначительно и не удовлетворяет насущной потребности Самарского региона. Так, из 344-х общеобразовательных учреждений, лишь в 13-ти созданы необходимые условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди 82 учреждений среднего и начального профессионального образования совместное обучение здоровых студентов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно только в двух, одним из которых является государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кинель-Черкасский медицинский колледж», основной целью которого является подготовка специалистов среднего звена для отраслей здравоохранения и социальной сферы.
В настоящее время колледж осуществляет профессиональную подготовку обучающихся с нарушением зрения по специальности «Медицинский массаж» из 20 регионов Российской Федерации.
Анализ гендерного состава студентов с особыми потребностями показал, что доминирующее положение занимают мужчины в возрасте до 20 лет – 36,8%; 21-35 – 48,3%; более 40 лет – 9,9%, на долю женщин приходится 5%, средний возраст которых до 30 лет. В ходе выявления причин потери зрения было установлено, что 75,5% обучаемых имеют врожденные повреждения зрения, а 24,5% – приобретенные в результате ДТП, болезней гриппа, опухоль головного мозга, беременности, производственных травм и др.
В основе профессионально – образовательной программы подготовки специалистов среднего звена лежит Государственный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 503 от 12.05.2014г., представляющий совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).
Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) предусматривает изучение следующих учебных циклов [3]:
- общего гуманитарного и социально-экономического;
- математического и общего естественнонаучного;
- профессионального.
Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам составляет 70 % от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (30 %) дает возможность расширения и углубления подготовки студентов с нарушением зрения, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускников в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин («Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии», «Гигиена и экология человека», «Психология», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Основы неврологии», «Основы сестринского дела с инфекционной безопасностью», «Основы фармакологии», «Основы хирургии с травматологией», «Основы терапии», «Общественное здоровье и здравоохранение») и профессиональных модулей («Классический массаж», «Спортивный массаж», «Рефлекторные виды массажа», «Традиционный китайский и точечный массаж», «Теория и практика массажа в педиатрической практике», «Лечебная физическая культура») в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и производственная практика.
Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный язык», «Физическая культура», в то время как обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ базовой и углубленной подготовки предусматривает изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», общим объемом 68 часов, из которых на освоение основ военной службы отводится – 48.
В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающиеся должны уметь:
· организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
· предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
· использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
· применять первичные средства пожаротушения;
· оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
· принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
· основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;
· правила по охране труда и пожарной безопасности, правила безопасного поведения при пожарах;
· порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Предметная область дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», обеспечивающая достижение поставленных целей, включает изучение окружающей среды обитания людей с нарушением зрения, взаимодействие с ней, условия обеспечения личной безопасности жизнедеятельности инвалида, их социальную адаптацию. При этом в содержательной части предметной области был обозначен круг опасностей, с которыми ежедневно приходилось сталкиваться людям с ограниченными возможностями здоровья по зрению.
Данное обстоятельство определило использование в образовательном процессе специально разработанной нами программы для обучающихся с нарушением зрения по системе Брайля, в связи с тем, что они испытывают нужду не только в предметной подготовке, но и в адаптации к условиям новой для них образовательной среды.
Оценка эффективности реализации данной программы осуществлялась на практических занятиях в ходе промежуточного и итогового контроля обучаемых. В эксперименте участвовали студенты с нарушением зрения: экспериментальная группа (ЭГ) - 100, контрольная (КГ) - 50 обучающихся. «Входной» срез проводился вначале, а «итоговый» - в конце обучения.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство первокурсников мало знакомы с основными понятиями курса «Безопасность жизнедеятельности» (опасность, безопасность, чрезвычайная ситуация, безопасность жизнедеятельности, культура безопасности жизнедеятельности). Иерархия, соподчинение этих понятий, их взаимосвязь вызвали серьезные затруднения у обучаемых обеих групп. Формирующий эксперимент, включающий разработку и применение новых технологий обучения по дисциплинам общепрофессионального цикла в профессиональной подготовке специалистов с ограниченными возможностями здоровья, способствовал повышению качества усвоения основ понятий курса «Безопасность жизнедеятельности» (табл.1).
Таблица 1
Коэффициенты усвоения содержания понятий по курсу
«Безопасность жизнедеятельности» студентами с нарушением зрения
Понятие |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Различия при р=0,05 по критерию Стьюдента |
||||
Х ср. |
Ст.отк. |
дисперсия |
Х ср. |
Ст.отк. |
дисперсия |
||
Опасность |
0,81 |
0,10 |
0,01 |
0,59 |
0,09 |
0,01 |
достоверны |
Безопасность |
0,73 |
0,11 |
0,01 |
0,45 |
0,24 |
0,05 |
достоверны |
Чрезвычайная ситуация |
0,68 |
0,07 |
0,01 |
0,53 |
0,03 |
0,01 |
достоверны |
Безопасность жизнедеятельности |
0,70 |
0,05 |
0,002 |
0,50 |
0,06 |
0,003 |
достоверны |
Культура безопасности жизнедеятельности |
0,81 |
0,12 |
0,02 |
0,54 |
0,31 |
0,01 |
достоверны |
Результативность методики преемственного развития понятий по безопасности жизнедеятельности, развитие интеллектуальных умений и навыков в экспериментальной группе были высоки - 83,45% обучаемых справились с выполнение задания, в то время как в контрольной - их число составило 46,22%.
В ходе экспериментального обучения отмечался рост познавательного интереса студентов с нарушением зрения (62,8% - І курс и 54,6% - ІІ курс), в то время как в контрольной группе он был заметно ниже - 45,2% и 19,8% соответственно.
Экспериментальные данные, обработанные поэлементным анализом по методу А.В. Усовой с использованием критерия Стьюдента, свидетельствовали об эффективности применяемой методики: коэффициенты усвоения содержания понятий высоки и составили 0,75 – 1,00. При оценке достижений в развитии умений, навыков обучаемых было отмечено усвоение ими основ профессиональной деятельности, форм и методов грамотности в области безопасности жизнедеятельности, повышающие адаптацию к окружающей среде. В результате эксперимента, у обучаемых формировались такие качества, как ответственность и требовательность к себе (69,3%), целеустремленность (38,6%), организованность (58,7%) и возрастала адаптивность к окружающей среде (79,8%).
Таким образом, развитие понятий в области безопасности жизнедеятельности в инклюзивной профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья является необходимым условием их всестороннего развития и социально-трудовой реабилитации в окружающей среде.
Литература:
1. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zhit-vmeste.ru/
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию» (04 декабря 2014 г.). Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 503 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)». Электронный ресурс – Режим доступа: http://base.garant.ru/
4. Соломин В.П., Станкевич П.В. Методологические основы развития системы уровневого высшего педагогического образования // Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат)». Издательство «ЛЕМА» СПб., 2010. С – 9.
5. Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok