Особенности инклюзивного образования слабослышащих детей в специализированной школе-интернате | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2016)

Дата публикации: 06.07.2016

Статья просмотрена: 6704 раза

Библиографическое описание:

Бражнов, К. А. Особенности инклюзивного образования слабослышащих детей в специализированной школе-интернате / К. А. Бражнов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10850/ (дата обращения: 16.12.2024).



На сегодняшний день институт инклюзивного образования получил мировое признание. Федеральный закон «Об образовании в РФ» определяет отдельные нормы, которые посвящены инклюзивному образованию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности [10].

Дети с нарушениями слуха подвержены риску социальной дезадаптации в связи с тем, что у них нарушены познавательные функции. Очень важной задачей образования является включить таких детей в общество для формирования почвы их будущего благополучия. Инклюзивное образование — наилучшее решение для слабослышащих детей: оно позволяет создать среду, которая будет формировать социальные и учебные навыки ребенка практически наравне с детьми, не имеющими нарушений слуха.

Инклюзивное образование слабослышащих детей может осуществляться как в обычных, так и в специализированных школах-интернатах. В зависимости от степени поражения слуха, слабослышащие дети определяются в обычное или специализированное учреждение: дети с незначительным дефектом могут обучаться в обычных общеобразовательных школах, дети со стойким поражением слуха обучаются в специализированных школах-интернатах. Главная особенность специализированных образовательных организаций — это техническое оснащение школы для работы с соответствующими категориями детей, а также коллектив специалистов (дефектологов, сурдопедагогов и других). Дети со стойким поражением слуха могут обучаться и в обычных общеобразовательных школах, если в них реализуется инклюзия. Однако, в обычных школах, где акцент сделан на обучении детей без ОВЗ, нет достаточного количества педагогов, работающих с детьми, имеющими какие-либо дефекты развития. В специализированных же школах-интернатах возможностей для работы с «особыми детьми» гораздо больше, в таких учреждениях можно создать более эффективные условия для инклюзивного обучения.

В Курганской области инклюзивное образование реализуется во многих образовательных организациях, в зависимости от их профиля и формы дефекта обучающихся. Нами был изучен опыт работы по организации «включенного» обучения «Курганской специальной (коррекционной) школы-интерната № 25», которая имеет самый большой опыт в регионе по созданию для этой категории школьников доступной образовательной среды. Данная школа является общеобразовательной. Учебный план составлен в соответствии со следующими целями:

– обеспечение общего образования для каждого обучающегося на уровне требований государственного стандарта, формирование ОУУН на достаточном для получения среднего общего образования уровне для продолжения образования и самообразования;

– создание условий для коррекции, развития и социализации воспитанников школы в соответствии с их индивидуальными особенностями и потребностями.

Обучающиеся «Школы-интерната № 25» дифференцированы по типу отклонений здоровья, в соответствии с этим, в учебный план включены три направления: обучение слабослышащих детей, обучение детей с нарушениями речи, классы интегрированного обучения. Предпочтение отдается интегрированным классам, однако, в связи с тем, что степень развития дефекта у некоторых детей достаточно высокая, не всегда есть возможность комплектования таких классов в большом количестве. В 2014–2015 учебном году число детей, обучающихся в интегрированных классах, более 70, в то время как количество обучающихся в классах для детей с нарушениями речи более 13, а в классах для слабослышащих обучалось более 47 детей, реализация общего инклюзивного образования в данной школе-интернате реализована посредством создания классов интегрированного обучения.

В школе-интернате из всех обучающихся примерно 50 % детей имеют нарушения слуха, около половины из них обучаются в интегрированных классах. Все слабослышащие дети обеспечены современными слуховыми аппаратами зарубежного и российского производства. С каждым годом растет количество детей с кохлеарным имплантатом, следовательно, необходима целенаправленная деятельность по включению таких детей в социум. В школе реализуется инновационный проект «Социально-психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования», цель которого — разработка модели социально-психолого-педагогического сопровождения детей после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования. Одной из задач проекта является определение педагогических условий, оптимизирующих процесс слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования. Реализация проекта включает три этапа: подготовительный (2014 г.), проектировочно-практический (2015–2016 гг.) и аналитико-обобщающий (2017 г.) [11].

Другим немаловажным компонентом инклюзивного образования слабослышащих детей в «Школе-интернате № 25» является деятельность кружков различных тематик. В данной образовательной организации существуют кружки следующих направлений: техническое; эколого-биологическое; туристическо-краеведческое; спортивное; художественно-эстетическое.

Детей с дефектами в развитии необходимо вовлекать в различную деятельность, что благотворно сказывается на становлении личности. Занимаясь в кружках по интересам, обучающиеся с различными образовательными потребностями получают навыки, необходимые в обществе. Помимо учебной деятельности и занятий в кружках инклюзия также осуществляется при сотрудничестве школы с другими учреждениями и организациями, а также во взаимодействии с родителями. Обучающиеся школы-интерната регулярно посещают театры, библиотеки, спортивные комплексы и другие культурно-досуговые организации. Взаимодействие родителей и детей реализовано за счет участия родителей в семейных и традиционных школьных праздниках. Естественно, что степень активности детей в досуговых и иных мероприятиях разная, так как у каждого разный уровень нарушений здоровья и имеются свои личностные особенности.

Таким образом, обобщив теоретические знания и практический опыт, можно сделать вывод, что специализированные школы-интернаты — это наилучший вид образовательных организаций для инклюзивного обучения слабослышащих детей: в специализированной школе-интернате гораздо больше условий для создания инклюзивной образовательной среды, каковые чаще всего отсутствуют в обычных общеобразовательных школах. Инклюзивное обучение — одно из важнейших направлений политики государства в области образования. Задача образовательных организаций — создать такую среду, в которой ребенок с дефектом развития обучается, по мере своих возможностей, среди детей, которые не имеют отклонений. Эффективная организация «включенного» обучения детей с ОВЗ позволит им в дальнейшем успешно войти в социум, а также развивает морально-нравственные качества и толерантное отношение к людям у обучающихся, не имеющих каких-либо нарушений здоровья.

Литература:

  1. Андреева А. С. Комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья//Сибирский учитель. — 2010.№ 2
  2. Брызгалова С. О., Зак Г. Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными нуждами.
  3. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. — М., 2008.
  4. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20–22 июня 2011, Москва): МГППУ, 2011.
  5. Легенчук Д. В. Нормативно — правовые основы социально — педагогической деятельности. Москва: Изд-во РАЕ, 2014. — 364 с.
  6. Легенчук, Д. В. Социально-педагогическая работа с детьми- инвалидами/Д. В. Легенчук //Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности в регионе: Материалы региональной научно-практической конференции. — Курган, 2009.- С.110–111.
  7. Тимохина Т. В. Инклюзивно ориентированное образование //Перспективы науки и образования. — 2014. № 5.
  8. Учебный план 1–10 классов Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 25 II и V видов» на 2015– 2016 учебный год
  9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  10. Инклюзивное образование [Электронный ресурс] URL: http://news_enc.academic.ru/6863/Инклюзивное_образование
  11. Региональная инновационная (пилотная) площадка [Электронный ресурс] URL: http://интернат25.рф/innovacionnaja_dejatelnost/
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, инклюзивное обучение, нарушение слуха, обучающийся, обучение детей, общее образование, социально-психолого-педагогическое сопровождение детей, стойкое поражение слуха, учебный план.

Похожие статьи

Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Особенности организации воспитательной работы в Центре дистанционного образования детей-инвалидов

Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях

Экологическое воспитание дошкольников в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы)

Похожие статьи

Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Особенности организации воспитательной работы в Центре дистанционного образования детей-инвалидов

Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях

Экологическое воспитание дошкольников в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы)